ЗАВОДная игрушка: Запорожье и область в 2017-м

В 2017 году «заводская» городская власть вволю «поигралась» с Запорожьем: «распилена» сфера ЖКХ; система общественного транспорта, и без того проблемная, теперь вообще в шаге от анархии; не по форме, но по содержанию работа местного совета навевает ностальгию по славным временам «регионалов».

В будущем происходящее сегодня можно будет назвать «социальным экспериментом» — и так попытаться обелить себя в глазах потомков. На областном уровне «эксперименты» иные, но масштабирование «заводских» методов на весь регион — дело техники.

Хорошие показатели, плохой губернатор?

Перед тем как оценивать ситуацию в области в уходящем году, вернемся почти на год назад. Как госслужащий губернатор Константин Брыль завершил 2016 год на мажорной ноте: Комитет избирателей Украины назвал его 7-м в рейтинге губернаторов страны. В расчет принимались не только мнения экспертов, но и социально-экономические показатели, так что рейтинг по меньшей мере наполовину можно считать объективным. В зачет главе Запорожской ОГА пошло даже слаженное голосование за областной бюджет, хотя изначально облсовет губернатора игнорировал и даже провалил первую бюджетную сессию.

Однако в дальнейшем позиции Запорожской области и Константина Брыля в сравнении с другими регионами и губернаторами пошатнулись. По итогам первого квартала 2017-го в том же рейтинге КИУ глава Запорожской ОГА занимал уже 8-е место, а по итогам первого полугодия — вообще 16-е.

Но — важный нюанс! — по социально-экономическим показателям область получила 7,39 баллов из 10 и показала рост почти по всем пунктам в сравнении с первым полугодием 2016-го. Другое дело — экспертные оценки губернатору... Тут уж Константину Брылю «заминусовали» и децентрализацию, и энергомодернизацию, и борьбу с коррупцией.

С другой стороны, например, издание «Деловая столица» отвело запорожскому губернатору в рейтинге по результатам первого полугодия 9-е место, сопроводив это подзаголовком «Брыль догоняет Резниченко» (губернатор Днепропетровской области и эксгубернатор Запорожской). Журналисты и эксперты отметили вхождение Запорожской области в тройку лидеров по экспорту, успехи в строительстве, высокие (но при этом медленно растущие) зарплаты.

Кто хочет мира...

Но 2017-й ознаменовался и активным включением губернатора в политическую борьбу. Уже в самом начале года Константин Брыль начал остро атаковать «ахметовских» — сначала информационно: критике за сепаратистские настроения был подвергнут «Оппозиционный блок» и в частности мелитопольский нардеп от этой партии Евгений Балицкий, в это же время «Запорожстали» с подачи ОГА в который раз напомнили о её влиянии на окружающую среду.

Схлестнулся губернатор в этом году и с союзниками «Оппозиционного блока» из «Самопомощи», и с РПЛ, и с нардепом Вадимом Кривохатько, и с прокурором Генпрокуратуры Владиславом Куценко, находящемся в о-о-очень долгом отпуске, но продолжающем «служить и защищать»...

Пик политической активности Константина Брыля пришелся на лето, традиционно мертвый политический сезон. В июле на внеочередной сессии облсовета он заявил об опасности насильственного захвата власти в Запорожской области антиукраинскими силами. Обвинение получилось чересчур громким, но зато стало сигналом к переформатированию областной власти. Через некоторое время уже замглавы облсовета Владислав Марченко сообщил, что в совете готовится «переворот» (конечно же, тоже с участием антиукраинских сил). Хотя и это заявление вызывало некоторый скепсис, уже вскоре стало очевидно, что губернатор пытается сформировать новое большинство в облсовете с костяком из «демократических» фракций БПП, «Батькивщины» и «УКРОПа».

Клинч этой тройки с одной стороны и «Оппозиционного блока» с «Самопомощью» с другой стороны продолжался пару месяцев, что в частности привело к срыву нескольких сессий из-за отсутствия кворума.

Причины противостояния были понятны: борьба за власть, влияние, ресурсы (впрочем, и тут каждый может дополнить картину по своему вкусу: один назовет это борьбой проукраинского, пропрезидентского, государственного блока с блоком «ахметовским», «оппоблоковским», другой назовет клановыми войнами и т.д.)

Но интересно, что вопрос «Как эта ситуация соотносится с общегосударственной политической обстановкой?» ставил в тупик политологов, социологов, журналистов, не связанных ни с одной из сторон конфликта. Если существует некий пакт о ненападении между властью и Ринатом Ахметовым на самом высоком уровне, то почему он нарушается здесь, в одном из главных форпостов донецкого олигарха? Если есть «добро» от Банковой на такие действия, то почему на сторону губернатора не переходит, например, «Новая политика», «положительно-нейтральная» по отношению к БПП? Если губернатор действует автономно в своих взаимоотношениях с «заводом», то почему «завод» отвечает робкой критикой губернатора в местных СМИ (было бы желание — и ТРК «Украина» «мочил» бы главу ОГА хоть каждый день)? И таких вопросов возникало много.

Но ответов на них не последовало. В конце концов облсовет вернулся к своей обычной работе и даже в срок и спокойно принял бюджет-2018. Впрочем, «боротьба триває», о чем мы еще скажем ниже.

На заводе это работало

Тем временем Запорожье, где у «завода» нет такого сильного противовеса, как губернатор на областном уровне, пережило целый ряд кризисов и скандалов. Локальных и временных, но складывающихся в очень тревожную картину.

Еще с 2016 года тянется эпопея с принудительной установкой общедомовых счетчиков газа (или отключением многоквартирных домов от газа — в случае слишком рьяного сопротивления жителей такой установке). Городская власть, любящая имидж жёстких суровых хозяйственников, проявила себя в этой ситуации кротким ягненком. Не выступила на стороне горожан против «Запорожгаза» и фактически дала молчаливое согласие, чтобы монополист и жители города выясняли свои отношения сами: с драками, полицией, ночными дежурствами жильцов и отключениями газоснабжения.

Только в декабре этого года Верховная Рада приняла закон о запрете принудительной установки общедомовых счетчиков (что вообще-то само собой разумеется, раз уж домом владеют всё-таки жильцы), но дело уже сделано.

Интересы совладельцев домов и мэрию не особо интересуют — в чём можно было убедиться на «конкурсе» управляющих компаний, прошедшем с нескольких попыток в августе. Более 3000 тысяч домов были распределены между 4 компаниями, близкими к «ахметовской» и «моторовской» группам. Предложения «демократических» фракций горсовета: например, разделить «лоты» на более мелкие, чтобы в конкурсах могли участвовать небольшие управляющие компании — были полностью проигнорированы. Горожане получили тарифы на обслуживание домов в разы выше прежних. А организаторам этих «процедур», судя по всему, уже стоит побеспокоиться об адвокатах на будущее — оппозиционные депутаты горсовета пророчили устроителям «конкурса» немалые сроки.

Ещё одной проблемой города стал транспортный коллапс, не прекращающийся до сих пор. В какой-то момент частного общественного транспорта (т. е. маршруток) стало ощутимо меньше: в час пик по городу курсировали полностью забитые автобусы и микроавтобусы, а в отдаленные районы (Шевченковский, Бабурка) стало проблемой уехать и не в пиковые часы. Кто-то винил уехавших из города маршрутчиков, другие — перевозчиков, шантажирующих таким образом город, третьи — городскую власть, вроде бы выдавившую с рынка некоторые старые фирмы, но не сумевшую их полноценно заменить новыми...

Мэрия никаких решений предложить не смогла или не захотела, зато под давлением перевозчиков в очередной раз были подняты цены на проезд. (Незадолго до этого мэр Владимир Буряк пообещал, что никакого подорожания не будет) Вместе с тем, горожане и общественные активисты так и не видят убедительных расчетов этих тарифов: существующие экономические обоснования в значительной степени взяты с потолка.

Снова повторимся: и в этой ситуации, как и многих других, мэрия и большинство городского совета не допускают диалога, дискуссии, альтернативных мнений. Понимание того, что такая манера управления может быть губительна, обязательно придёт, но слишком поздно. Главное, чтобы не для города, а для городской власти.

«Оппозиционная помощь» и «СамоБлок»

На самом деле, итоги 2017 года отлично подводят события, происходящие в конце декабря. А именно — громкое дело с участием замглавы облсовета Владислава Марченко из «Самопомощи», неофициальным лидером местной «Самопомощи» Марка Марченко и заммэра Запорожья Анатолия Пустоварова. В этом деле — всё, что вы хотели (или не хотели) знать о местной политике: и возможная пересборка областного совета, и тесные связи «ахметовских» с «Самопомощью», и коррупция в городской власти, и «бабло», которое побеждает добро, зло, демократию и политические идеологии.

Так было в 2017-м. Так будет в 2018-м?

Дмитрий Егоров

Добавлено: 29-12-2017, 09:56
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх