Есть ли что -то новое в налоговой амнистии и зачем оно Украине

Предложенная президентом идея о налоговой амнистии не является чем-то новым. В той или иной мере в Украине уже были попытки, не очень успешные, правда, легализации теневых доходов населения и бизнеса. Но без восстановления доверия бизнеса к государству и эта попытка "обелить" экономику, если она будет, обречена на провал

Зачем нам амнистия?

Предвыборный год обязывает, чтобы правительство не только всячески повышало социальные стандарты, но и предлагало различные "плюшки" и для бизнеса. У президента в хорошую традицию вошло прямо на встречах с бизнесом подписывать законы, которые хоть в какой-то мере улучшают бизнес-климат. За последнее время глава государства прямо фонтанировал идеями – введение налога на выведенный капитал, реформа налоговой милиции, проведение налоговой амнистии.

Последнее предложение является, скорее, приглашением для бизнеса высказаться "за" или "против" (амнистия может проводиться и для частных лиц, но в данном случае речь идет о бизнесе), а не своим обязательством немедленно подавать соответствующий законопроект. Впрочем, несколько законопроектов по налоговой амнистии и сейчас зарегистрированы в Раде, а попытки создать под нее нормативную базу были в 2014, 2015 и 2017 годах. Один законопроект не пропустил профильный комитет, а два были отозваны авторами. Но в настоящее время в Комитете Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разрабатывается закон о проведении разового декларирования.

Налоговая амнистия представляет собой легализацию сбережений путем официального опубликования реального размера доходов, уплаты определенной сумы налогов (как правило, не выше 10%) в обмен на гарантию неприкосновенности от любых видов ответственности. Такая практика в мировых экономиках является достаточно распространенной.

Как отмечает адвокат правовой группы "Побережнюк и партнеры" Роман Кобец, целью налоговой амнистии является, с одной стороны, вывод капитала из "тени" в легальный оборот с возможностью дальнейшего свободного распоряжения средствами, а с другой стороны – инвестиции в экономику за счет легализации доходов.

По большому счету амнистировать в Украине есть что – до половины экономики страны находится в "тени". По оценкам Минэкономразвития, за 9 месяцев 2017 года уровень теневой экономики в Украине составил 33% от ВВП, а по данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Украина в 2016 году заняла третье место (45,1%) в списке стран с крупнейшей теневой экономикой.

По словам Натальи Радченко, партнера практики налогообложения и бизнес-эффективности АО Juscutum, в развитых странах существует другой механизм возврата денег в страну – добровольное раскрытие зарубежных доходов. При этом ответственность все равно наступает и налоги тоже платят, просто она (ответственность) чуть меньше, т. к. учитывает добровольный характер раскрытия информации и уплаты налогов.

Практика амнистирования

Небезынтересно, что в Украине уже есть опыт налоговой амнистии. "С 17 января 2015 была введена налоговая амнистия для бизнеса в форме налогового компромисса по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость. Налоговый компромисс предполагал, что государство прощает предпринимателям ранее недоплаченные налоги за периоды до 1 апреля 2014 года за плату в сумме 5% от объемов заниженных налоговых обязательств, тогда как остальные 95% считались погашенными", – напоминает Роман Кобец.

По данным Государственной фискальной службы Украины, ровно через месяц после вступления в силу закона о налоговом компромиссе заявления в органы ГФС подали 614 предприятий. Они увеличили налоговые обязательства на 2,87 млрд грн, с которых оплате в бюджет подлежало 143,4 млн грн. Налоговый компромисс был интересен в основном крупному бизнесу. "Налоговая амнистия в 2015 году закончилась полным провалом. Об этом даже потом никто в СМИ не писал", – добавляет Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В разные годы были попытки ввести всеобщее декларирование населением своих доходов и налоговый контроль расходов частных лиц косвенными методами. И наверное, к счастью, дело дальше намерений пока не дошло.

Кроме того, декларирование чиновников (это, конечно, не налоговая амнистия, но механизм похожий) показало то, что несоответствие доходов и расходов чиновников во многие случаях не вызывало интереса у призванных за этим следить госорганов.

"Пару лет общество смаковало информацию о раскрытых доходах чиновников в электронных декларациях. Было пару показательных попыток выяснить происхождение некоторых квартир, и все. Считайте, амнистия для чиновников у нас и так уже состоялась. Они-то свои "нулевые декларации" уже подали тогда. И собирать с них уже нечего. Поэтому непонятно, на кого рассчитан новый аукцион невиданной налоговой щедрости", – иронизирует Наталья Радченко.

Проблемы амнистии

Проблем с проведением налоговой амнистии более чем достаточно. Часть из них – сугубо психологические. "Налоговая амнистия закрепит в сознании добросовестных плательщиков, что, оказывается, можно было вот так воровать полжизни, не платить налоги, а потом "вжух!" – и государство тебе говорит – заплати 5% и спи спокойно. А как должны себя чувствовать граждане, которые всю жизнь отдавали больше половины зарплаты для уплаты налогов при таком развитии событий? Обманутыми, я полагаю", – говорит Наталья Радченко.

Но большая часть проблем с амнистией сугубо прикладные. Главная из них состоит в том, что доверие бизнеса к государству находится на очень низком уровне. "Возможно, некоторые и "поведутся" на эту инициативу, то лишь в случае, если будут уверены, что в будущем им за это "ничего не будет" и по-другому нельзя. Но я бы, в первую очередь, говорил не о действующих бизнесменах, а о бывших – которые уже 10+ лет как политики и госслужащие, но все еще "живут на доходы от прошлого бизнеса". По-моему убеждению, "налоговая амнистия" вряд ли позволит вывести действующий бизнес из "тени" – он и так работает, в основном в рамках действующего законодательства, используя все "возможности для маневра". Например, использование налоговых гаваней может и неэтично, но далеко не всегда противозаконно", – считает Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating.

Применение "нулевых деклараций", может, и позволит легализировать значительную часть накопленных капиталов, а также и увеличить поступления в бюджет (в зависимости от того, как именно будет применяться механизм и в каком формате), но рождает целый ряд вопросов.

Где гарантия, что условия "общественного договора" не будут пересмотрены через время? В стабильных общественно-политических системах такие гарантии есть, но в украинских условиях утверждать однозначно вряд ли кто-то решиться.

Каким будет механизм проверки данных из деклараций, и не будет ли он почвой для дополнительных злоупотреблений в дальнейшем?

В силу специфики украинской экономики, подтвердить источники доходов и средств бывает очень проблематично. Доходы, проведенные через офшоры и фирмы-"прокладки" – это одно, взятки – другое, а привезенные из-за рубежа деньги трудовых мигрантов – третье.

Станет ли налоговая амнистия интересна населению, а также основной части бизнеса, зависит от множества факторов. В первую очередь, от четкости предложенного механизма и минимизации возможности для фискальных органов после раскрытия реальных доходов не применять по формальным причинам налоговую амнистию, а насчитать полный размер задолженности и штрафные санкции.

Как отмечает Роман Кобец, также важным является гарантия отсутствия ответственности не только за непосредственно налоговые нарушения, но и за иные нарушения, совершенные в связи или во избежание налогообложения. В любом случае, налоговая амнистия не должна стимулировать увеличение теневого сектора экономики, когда налогоплательщик будет понимать, что государство и в дальнейшем раз в трехгодичный период сроков давности будет списывать долги.

В целом, экономический эффект от возможного проведения налоговой амнистии вызывает у экспертов сомнения (особенно с точки зрения общей прогнозируемости госполитики). "Налоговая амнистия не сработает, она просто не нужна бизнесу. Ему нужно, чтобы не меняли постоянно Налоговый кодекс и работала простая презумпция невиновности. Пока этого не будет, никакая налоговая амнистия не сработает. Бизнесмены без проблем будут работать "по-белому", если будут знать, что правила игры стабильны и для них, и для налогового инспектора. Но сейчас все наоборот. Фактически налоговый инспектор может выписать штраф или даже инициировать возбуждение налогового дела против любого украинского бизнесмена по надуманной причине, а бизнесмену нужно защищаться. С 2002 по 2008 год бизнес без амнистии "обелялся". Тогда теневая экономика упала до уровня 30%, тогда как сейчас около 50%. Нужна просто стабильность, но пока ее нет – не будет ничего", – сетует Александр Охрименко.

По словам Виктора Шулика, чтобы декларировать доход и платить налоги честно, необходимы совсем другие факторы: гарантия неприкосновенности активов в будущем или хотя бы справедливого судебного разбирательства; выгоды от работы "в белую" и риски от сокрытия доходов также должны быть существенными; контроль со стороны общества также должен играть важную роль (в т. ч. на электоральном уровне).

Также необходимым условием правильной амнистии является реальная налоговая реформа (сокращение ставок налогов и упрощение их администрирования), более жесткая дерегуляция и резкое сокращение возможностей контролирующих органов "кошмарить" бизнес.

Юрий Григоренко

По материалам:  112.ua 
Добавлено: 16-03-2018, 13:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх