Следующий президент Кубы: Чего ждать от преемника Рауля Кастро

Смена власти происходит на Кубе не так часто. На самом деле, начиная с 1959 года, такое случалось лишь раз. Было это в 2006 году, когда президент Фидель Кастро заболел и его заменил его брат Рауль.

Рауль Кастро оказался настоящим творцом перемен. Однако после двух президентских сроков 86-летний кубинец объявил, что покидает свой пост. 19 апреля Национальная ассамблея соберется, чтобы выбрать следующего лидера Кубы.

И впервые за шесть десятилетий его фамилия не будет Кастро.

Это судьбоносный момент – один из важнейших, который я мог наблюдать, в течение 40 лет исследования Кубы. Для любого государства, рожденного в революции, первая передача власти новому поколению всегда политически рискованна.

Преемник Рауля Кастро должен поднимать экономику Кубы, соревноваться с Соединенными Штатами и бороться с растущим количеством критиков. И ему придется решать эти задачи в то время, когда в Коммунистической партии и до сих пор есть немало революционных товарищей Фиделя, которые имеют кардинально отличающееся видение всех этих вопросов.

Кто может занять место Кастро?

Явный фаворит на замену Рауля Кастро – 57-летний Мигель Диас-Канель, первый вице-президент Кубы. Его подъем представляет собой своеобразный переход от «исторического поколения», которое принимало участие в революции 1959 года на Кубе.

В 2011 году Рауль Кастро назначил двухлетний срок пребывания на посту высших должностных лиц правительства и партии. «Нехорошо», чтобы старики держались у власти, заявил он.

Однако харизма Фиделя Кастро, умершего в 2016 году, стала краеугольным камнем кубинского режима. Диас-Канель – бывший инженер, который прошел путь от провинциального партийного лидера до первого вице-президента – должен будет завоевать авторитет своими действиями.

Те, кто следили за его карьерой, говорят, что Диас-Канель – опытный, прагматичный политик. Он ведет себя немного зажато перед большой аудиторией, однако в небольших группах, так же, как и его наставник, Рауль Кастро, чувствует себя как рыба в воде.

Как президент, Диас-Канель все равно получит пользу от опыта и авторитета Кастро. Кастро остается первым секретарем Коммунистической партии – единственной партии Кубы – до 2021 года.

Это, пожалуй, более влиятельная должность, чем президентство. Руководство партии принимает все важные экономические, социальные и внешнеэкономические решения, которые президент обязан выполнять.

Поэтому не следует ожидать никаких кардинальных изменений от Диас-Канеля – по крайней мере, не сразу.

Несмотря на все, смена руководства все равно будет ощутима. Впервые лидер Коммунистической партии и лидер кубинского правительства будут разными людьми. И Фидель, и Рауль Кастро занимали обе позиции одновременно.

Теперь Кубе нужно четко очертить границы полномочий партии и государства. Поскольку Диас-Канель приведет к правительству свою команду, он получит больший контроль над тем, как будут толковаться и внедряться решения партии.

Движется ли Куба в направлении перемен?

Новый президент столкнется с некоторыми проблемами.

Экономика Кубы переживает нелегкие времена, в частности, из-за двойной валютной системы Фиделя Кастро, принятой в 1994 году. Рауль Кастро заявил, что с объединением валюты «больше нельзя медлить».

Однако перевод двух валют в одну – нелегкое дело, что будет иметь непредсказуемые экономические последствия. И в отличие от практически любой другой страны мира, Куба не может обратиться к Международному валютному фонду или всемирному банку за поддержкой, поскольку она вышла из них после революции.

Диас-Канелю также нелегко будет поднять экономику Кубы, учитывая противоречивую программу экономических реформ Рауля Кастро. Придя к власти, Кастро ослабил ограничения частного сектора и иностранных инвестиций, однако с тех пор темпы изменений замедлились.

Если Диас-Канель слишком быстро откроет экономику Кубы, он оттолкнет от себя консерваторов Коммунистической партии. В свою очередь, слишком медленные изменения вызовут гнев реформаторов и неопределенность среди кубинского народа.

Другой спорный вопрос, который встает перед новым президентом Кубы, – это свобода слова. С доступом к Интернету, возросла также общественная критика режима. В прошлом году сторонники «жесткой» линии начали кампанию против критически настроенных блоггеров, которых, что удивительно, поддержал Диас-Канель.

Однако другие ведущие кубинцы отступили, и кампания в итоге закончилась ничем: ни один целевой веб-сайт не был закрыт.

Кастро балансировал конфликтующие фракции с помощью стратегии, которую он назвал реформой «без спешки, но без остановки». Он также пользовался непререкаемым авторитетом в партии. А, Диас-Канель должен будет утвердить свою легитимность.

Отношения США-Куба

В конце концов, Диас-Канель будет иметь дело с администрацией Трампа, которой еще не удалось полностью свести на нет все то, чего удалось достичь президентам Раулю Кастро и Бараку Обаме, лишь благодаря значительному противодействию со стороны двух главных партий страны.

В июне 2017 года Трамп заявил, что «отменяет» политику Обамы в отношении Кубы, а в октябре нанес еще больший удар по двусторонним связям, отозвав сотрудников своего посольства США в Кубе, после того, как государственные служащие США пожаловались на непонятные проблемы со здоровьем. Он также выдворил из Вашингтона 17 кубинских дипломатов.

Недавнее назначения Трампа также не способствуют будущим американо-кубинским отношениям. Госсекретарь Майк Помпео, например, был ярым противником сближения Обамы с Гаваной. А советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон однажды назвал Кубу частью «оси зла», несправедливо обвиняя ее в разработке биологического оружия.

Ожидания и тревоги

В декабре 2017 года я был в Гаване, городе, где наиболее ощутимы преимущества экономических реформ Рауля Кастро. Кубинцы, с которыми я общался, казались, одновременно и готовыми к более молодому руководству, и взволнованными предстоящей сменой власти.

Однако 80% кубинцев всегда считали Кастро своим президентом. Поэтому ожидания смешанны с тревогами. Люди боятся, что изменения верхушки страны могут привести к нестабильности.

Если Диас-Канель сможет укрепить экономику – приоритет большинства кубинцев, он получит признание большинства. Если же нет, то столкнется с растущим недовольством населения, которое нетерпеливо ждет перемен. 

По материалам: Zik
Добавлено: 3-04-2018, 15:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх