Зачем Белград реанимирует конфликт с Косово

2 октября на аэродроме Батайнице в 25 км от Белграда начались совместные тренировочные полеты российских и сербских военных летчиков.

Учения"БАРС-2018" продлятся до 6 октября. В них принимают участие военно-воздушные силы, подразделения противовоздушной обороны Сербии и Воздушно-космические войска Российской Федерации. Полеты осуществляются смешанными экипажами на самолетах военной авиации Сербии.

Как сообщил сербское Министерство обороны, цель учений заключается в повышении уровня оперативных возможностей авиации обеих стран. Перед участниками учений стоят задачи по контролю и защите воздушного пространства и выполнения поисковых и спасательных задач.

Совместное мероприятие двух армий стал красноречивым фоном для встречи 2 октября в Москве президента Сербии Вучич и президента РФ Владимира Путина.

Российская военная помощь

Сербский и русский лидеры в своих заявлениях для прессы ничего не говорили о возможности прямой военной помощи Москвы Белграда. Но сам факт проведения совместных тренировок, на первых и не последних, говорит сам за себя - стороны явно настроены развивать партнерские отношения в оборонной сфере.

Кроме постоянных совместных учений, наиболее масштабными из которых являются ежегодные маневры под красноречивым названием "Славянское братство", Белград и Москву связывает активное поставки военной техники.

В декабря 2016 года Сербия и Россия подписали соглашение о военной помощи, по которой Москва обязалась бесплатно передать Сербии значительные партии бронетехники, военных самолетов, вертолетов, систем ПВО, другого военного имущества. Белград должен платить только за ремонт и модернизацию. С тех пор процесс передачи техники идет полным ходом, причем часть ее поступает не напрямую из России, а из Беларуси.

Появились даже слухи о поставках в Сербию зенитных систем С-300, но пока стороны не подтверждают эту информацию.

Несмотря на эти процессы, публичная риторика Сербии на данном этапе остается подчеркнуто мирной.


Хотя это и может показаться немного странным, но действительно все указывает на то, что сейчас в планы Белграда не входит вооруженная эскалация конфликта с Косово . Тем более, что 4 октября президент Сербии уже отменил свой приказ о приведении Вооруженных сил страны в полную боевую готовность. 

Впрочем, многое из того, что происходит в последнее время, не добавляет уверенности в такой оценке ситуации.

Последний пик напряжения вызван довольно провокационным вояжем президента Косово Хашима Тачи на ГЭС и водохранилище Газиводе на севере республики, в район, который де-факто не контролируется Приштиной. Событие привело к приведению сербской армии в боевую готовность, но все же все завершилось лишь демонстрацией готовности к бою, а не запуском силового сценария.

Впрочем, поездка косовского президента на озеро все же стала очередным поводом для обострения ситуации, но в другой сфере - политико-дипломатической.

Нормализация отменяется?

Из последних заявлений и речей сербских чиновников можно сделать только один вывод:  Белград решил провести ревизию всех процессов , что идут последние шесть лет, в рамках так называемой нормализации отношений Сербии с Косово.



Де-факто еще раньше состоялся выход Белграда с трехстороннего формата сербско-косовских переговоров при посредничестве Европейского Союза в Брюсселе. Как известно, на последнем таком "микро-саммите" в начале сентября президент Сербии устроил демарш, просто отказавшись от встречи со своим косовским коллегой.

Хотя сербские официальные представители приводят другие причины, в реальности камнем преткновения, или, скорее, стеной, к которой пришли стороны, стал статусе Косово.

Сербия считает Косово и Метохию своей провинцией. Косово считает себя независимым государством. Компромиссного определения статуса частично признанной страны за все шесть лет сербско-косовских переговоров под эгидой ЕС так и не было найдено (потому что в действительности его не существует).

И теперь пришло время, когда Сербия решила переходить в наступление - пока на политико-дипломатическом уровне.

Активность в этом направлении продолжается уже некоторое время. Например, сербское Министерство иностранных дел последние месяцы регулярно рапортует об отказе от признания независимости Косово различных небольших стран, в основном в Африке или на островах.

Или можно вспомнить визит сербских чиновников в США летом этого года, по итогам которого они констатировали, что Вашингтон больше не считает вопрос Косово закрытым и готов обсуждать и другие варианты окончательного решения этой проблемы, кроме безальтернативного признание независимости.

И нынешний визит Вучич к Путину стал бы объявлением о переходе к следующему этапу операции на "косовской фронте".

Атака на миротворцев

Главное, о чем договорились сербский и русский президент - это совместные действия в международных организациях. Можно, очевидно, ожидать появления инициатив по пересмотру нынешнего положения вещей в Косово, например, в случае осуществления миротворческой миссии.



Белград, после поездки косовского президента в Газиводе, выдал целый ряд критических замечаний в адрес миротворцев KFOR и НАТО в целом, обвинил их в том, что они не выполняют своей миссии, определенной мандатом, предоставленным Советом Безопасности ООН.

Задача миротворческого контингента в Косово, с сербской точки зрения, должна заключаться в защите сербов на основе уважения территориальной целостности Сербии. Тогда как руководство и НАТО, и, соответственно, KFOR считает Косово независимым государством и не видит проблем с перемещением косовских лидеров и / или силовиков территории республики или, наоборот, с тем, что сербский президент не может попасть в некоторые районы Косово из-за блокирования дорог местными косоварами (как произошло в начале сентября с Вучич).

Можно спрогнозировать, что первое, что делать на данном этапе Сербия вместе с Россией - это выдвижения претензий к работе миротворческой миссии.

Сербские проправительственные СМИ уже анонсируют  рассмотрение вопроса о ситуации в Косово на Совете Безопасности ООН  в ноябре, когда председателем этого органа будет Китай (еще один союзник Сербии по косовской темы). Как предполагается, на заседании должно быть презентован доклад генерального секретаря ООН Антонио Гутерреша с критикой власти Приштины.

В отчете, как пишет сербская пресса, есть упоминание о нераскрытом убийстве сербского политика в Косово Оливера Ивановича, есть описание намерений по строительству современной автодороги Дечани (Косово) - Плав (Черногория) близ старинного храма, что, по мнению Сербской православной церкви, является разрушением святыни, а также другие проблемные моменты.

При обсуждении надо ждать от российской делегации высказывания возмущения, в том числе по поводу бездействия миротворцев (с подобным заявлением уже выступил МИД РФ). Возможно, прозвучат также заявления о необходимости переформатирования миротворческой миссии.

"Мы не хотим заморозить конфликт"

В целом выступление Гутерреша раз напомнит миру позицию ООН, не приняла Косово в свои ряды и, таким образом, не признала это государство, что, конечно, станет хорошим сигналом для тех, кто считает, что "Косово является Сербия".

Об этом, кстати, напомнил недавно генсек ООН, во время встречи с сербскими чиновниками в Нью-Йорке прямо заявил , что для ООН Косово не является государством. "Мы стремимся найти решение, и мы не хотим заморозить конфликт", - отметила тогда, комментируя результаты своего визита в ООН, премьер-министр Сербии Ана Брнабич.

"Размораживание" косовского конфликта - новая цель внешней политики Сербии, 

целью которой является изменение статуса вопросы Косово с "решенного" на "нерешенный" и возвращения косовской темы в повестку дня мирового сообщества.

О большем, чем "размораживания" ситуации, никто не говорит, но активная и во многом демонстративная сотрудничество Сербии с Россией, в том числе в военной сфере, уверяет в готовности Белграда немного дать этому вопросу "нагреться".

Понятно, что во время подобных "экспериментов", для предупреждения развития событий в непредсказуемом направлении, сербском руководству необходимо контролировать ситуацию вполне и полностью. Но можно это сделать, находясь в пороховом погребе Европы и имея в качестве партнеров по "игре" страну, которая не так уж и далеко от Балкан пятый год ведет захватническую войну против соседней страны?

По материалам: ЕП
Добавлено: 5-10-2018, 08:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх