Подогретое одеяло, мороженное и высокотехнологичные отделения

Как в Эстонии заботятся о пациентах в больницах

В Украине идет медицинская реформа: практически закончилось формирование первичного уровня, грядет переустройство оказания скорой помощи. Эстония этот путь прошла. Современные автомобили, высокотехнологичные отделения, хорошая зарплата у врачей, бесплатные лекарства - это реальность лечения в Эстонии. Тем не менее, эстонцы ищут пути совершенствования системы здравоохранения.

Откуда деньги?

В Эстонии действует солидарная система медицинского страхования. Поэтому помощь оказывается в необходимом объеме всем застрахованным. Её доступность не зависит от  доходов или региона проживания.


Финансирование  осуществляется из 13% от социального налога, вычитаемого из зарплаты  работника. Их может оплачивать как сам работник, так и его работодатель. Эти средства направляются в Больничную кассу, откуда  оплачиваются необходимые медицинские услуги  - например, посещение семейного врача, проведение диагностических исследований, компенсируется рецептурное лечение, выплачиваются компенсации в случае временной нетрудоспособности. Кстати, медуслуги - манипуляции, операции, осмотры - все оплачивается по рыночной стоимости. Начиная с 2018 года, государство начало также вносить дополнительные взносы в медицинское страхование за пенсионеров по возрасту.


Бесплатно  для застрахованных пациентов оказываются не только консультации и обследования, но и операции. Если необходимую манипуляцию не проводят в Эстонии, тогда Больничная касса оплатит ее проведение в другой европейской стране. Лечение онкобольных также бесплатное.

Скорая помощь разных видов

- Если мы говорим об экстренной медицине, то есть два важных этапа - предгоспитальный и больничный. В Эстонии скорая помощь состоит из различных видов бригад. Есть шесть реанимобилей. Они выезжают на помощь сестринским и врачебным, то есть обычным бригадам, транспортируют критических больных в шоковом состоянии, на искусственной вентиляции легких, перевозя их из более маленьких в крупные больницы. Всего в Эстонии 112 бригад скорой помощи.  На предгоспитальном этапе в основном работают сестринские бригады, -  рассказывает заведующий Центром скорой помощи Северо-эстонской региональной больницы Аркадий Попов.


Сестринские бригады укомплектованы, как и реанимобили,  оборудованием для реанимации для помощи при тяжелых травмах. Руководят ими медицинские сестры, которые прошли специальное обучение, специализируются на интенсивной терапии или анестезии.


Примерно 20% - это врачебные бригады. По мнению Артура Попова, это пережиток еще советского прошлого, от которого постепенно отказываются. Реанимационные бригады укомплектованы врачами экстренной медицины или анестезиологами. Специальность “экстренная медицина”  возникла в 1998 году. Врачей этой специализации постоянно не хватает. Часть бригад укомплектованы врачами не экстренного профиля и по своему значению они приравниваются к сестринским бригадам. Эти 20% бригад по своей эффективности мало чем отличаются от сестринских, но требуют больших затрат, потому что у врачей выше зарплата.

Вместо врачей - медсестры… или отельеры

“Будущее скорой помощи в Эстонии связано с тем, что мы будем отказываться от врачебных бригад. И будет иметь врачебную поддержку. Также в Таллине работает бригада, которая называется “рандеву”, укомплектованная врачом и парамедиком. Они на джипе приезжают на помощь обычной сестринской или врачебной бригаде”,  - рассказал Попов.


Также на догоспитальном этапе есть девиации: например, бригады первой помощи на маленьких островах координирует этот центр. На Рухну, острове в 70 км от города Пярну, в Рижском заливе, который ближе к Латвии, чем к Эстонии, живет только 50 человек. До того, как организовали бригады первой помощи, туда необходимо было лететь на вертолете.



“С 2011 при поддержке Департамента здоровья и Комиссии маленьких островов была введена бригада из двух человек на домашнем дежурстве. У них есть такая же машина, но они не медики, хотя и прошли у нас специальные тренинги. Они умеют использовать оборудование, оказывать помощь при травмах, реанимировать, защищать дыхательные пути. Но кто-то  из них спасатель, а кто-то учитель, администратор отеля.


Мы работаем с ними при поддержке телемедицины. Этот проект подразумевает доставку данных с места происшествия врачу-консультанту, который находится в больнице. Бригада приезжает на место, дефибриллятор оборудован специальным телемедицинским модулем, он включается, врач, находящийся на дежурстве, сразу видит все параметры пациента и может консультировать бригаду. Все кардиограммы, которые регистрируются, поступают на сервер в больницу, врач из обрабатывает и дает обратную связь”, - рассказал Попов.

От анализов до рецепта: система е-здоровья

По его словам, на серверах накапливается информация абсолютно обо всех обследованиях и диагностиках, которые проводятся в стране, будь о рентген или КТ.  Это часть системы е-здоровья. Также там содержатся данные об анализах,. аллергиях, рецептах пациентов. Вся эта информация доступна и  бригадам скорой помощи, и лечащим и семейным врачам.

То есть, пока пациента только “оформляет” бригада скорой помощи, в больнице специальная триажная сестра видит по нему информацию, с каким диагнозом его привезут и на сколько срочно ему потребуется помощь.


Все автомобили скорой помощи оборудованы бортовыми компьютерами и системами мобильной геолокации и позиционирования. Диспетчер видит, где расположены машины и может направить бригаду на место ЧП, исходя из “динамического плана”, то есть ту, которая ближе всех и оптимально подходит.

Автомобили оборудованы государственной радиосвязью. Она будет работать даже тогда, когда все мобильные операторы отключатся.


На вызов в бригаде, как правило, выезжает три человека: водитель-парамедик, сестра и техник или еще одна сестра. В бригадах экстренной медицины - сестра интенсивной терапии, врач и водитель-парамедик. Вся бригада работает как одна команда. Водитель не ждет в машине.  Он тоже медик, хоть и парамедик: умеет оживлять, делать уколы.

Почему ЭМО эффективнее приемных покоев

Отделения экстренной медицины (ЭМО) были созданы в Эстонии в 2000-х годах. Поводом стало то, что происходило переформатирование системы приема пациентов  в больницах. Выяснилось, что использование системы, когда пациента привозит скорая помощь, а обследование проводится, когда его уже приняли через приемный покой - место, где заполняются бумаги, приводит к тому, что пациент дольше находиться в больнице. Поэтому Эстония перешла на американскую систему - отделения экстренной медицины. Это не приемный покой, это высокотехнологичные отделения, где происходит полная диагностика пациента. Когда диагноз окончательно поставлен и состояние пациента стабилизировано, его направляют на лечение в отделение или на амбулаторное лечение.


Свою форму и функциональность отделение экстренной медицины получило в 2004 году. Врачи, чтобы работать в этом отделении, учатся шесть лет в университете, а потом еще пять в резидентуре. Сестры дополнительно проходят обучение экстренной медицине.

Триаж: “цвет” пациента определяет скорость оказания медуслуг


В отделении используется система триажа - сортировка пациентов, пребывающих в отделение. “Красные” пациенты чаще всего поступают по скорой помощи. Они самые тяжелые. Их должны обслужить мгновенно. Их прибытия врач ждет в “красной зоне”. Они проводят в отделении 1 час,  а затем их должны перевести на лечение или на операцию.

Есть еще “оранжевая зона” - для пациентов, которые немного могут подождать. Здесь норматив - 15 минут до появления врача. “Желтый приоритете” - это пациенты, которые требуют дополнительной диагностики и стабилизации состояния. Они могут обращаться и самостоятельно в отделение. “Желтые” пациенты могут находиться в зоне отделения экстренной медицины до 6 часов, естественно, под наблюдением.


“Зеленая зона” - зона для пациентов, которые обращаются самостоятельно. Поскольку возможности экстренной медицины в Эстонии очень широкие, то пациенты “легко” принимают решение о том, чтобы обратиться в отделение и получить эти услуги. 

Все и сразу в супер-отделении

“С одной стороны, в Эстонии есть эффективная система семейных врачей. С другой стороны, у пациентов есть возможность обратиться в ЭМО. Здесь приходится ждать врача 4-5 часов, но все равно скорость выше, комплекс услуг больше. Поэтому часто пациенты выбирают ЭМО безосновательно. И перекос в сторону отделений является проблемой.


Возможно, ее решением будет создание центров здоровья, которые уже открываются с помощью Европейского Союза. Они комплектуются не только семейными врачами, но и врачами-специалистами, оборудованием для КТ и МРТ, а также анализов. Количество посещений нашего ЭМО составляет 200-220 человек в сутки. Это много”, - подчеркивает Попов перегруженность отделения.



Лечение за один день

В Эстонии стараются максимально сократить время пребывания пациента в больнице. Поэтому отдельного внимание заслуживает отделение “одного дня” - в нем оперируются пациенты, которые не требуют долгосрочного присмотра - с несложными хирургическими патологиями, например, урологическими или отоларингологическими.



Пациент пребывает в больницу в день операции. Ему выдают больничную одежду - пушистый халат, проводят обследование.  В предоперационной пациенты могут почитать  газеты, журналы, посмотреть телевизор. В отделении пять операционных: они работают с утра до 16:00.


После операции пациентов переводят в послеоперационное отделение. Они лежат на специальных кроватях, к ним подключены датчики, а персонал следит за их самочувствием, эффективностью обезболивания.



Чтобы выйти из операционного отделения домой, пациент должен сделать три вещи: не чувствовать боли, помочиться   и поесть. Поэтому в обязательном порядке пациентам предоставляют обед. В зависимости от диагноза и операции это может быть, что угодно: от творожной запеканки до… мороженного. Последнее назначают после удаления гланд.



В таллинской больнице все подчинено удобству пациентов и эффективности работы персонала - вплоть до деталей.  В ЭМО на полу цветом показано, куда везти пациента в зависимости от диагноза. В коридорах установлены мониторы, по которым сами пациенты могут отслеживать, если они пришли на консультацию к узкому специалисту, за движением очереди.


Кроме того, в стационарных отделениях реализуется принцип “кровать ходит за пациентом”. То есть за пациентом закрепляется “его” кровать-трансформер, на которое его возят в операционную, на которое он приходит в себя, продолжает лечение. По мнению медиков, это важно для психологического комфорта: человек себя чувствует защищеннее и увереннее, ведь у него есть что-то “свое”. Кстати, пациентов после операции укрывают специальными одеялами: их подогревают в шкафах. Опять же для комфорта и расслабления пациентов.


В целом больница сама по себе очень зеленая. В ее центре - стеклянный атриум с зеленой зоной и кафе. Не столовой, а именно кафе, где можно съесть изящный, абсолютно не больничный, десерт и выпить кофе. При этом все так же следить за своим продвижением в очереди. Мониторы с этой информацией действительно повсюду.



Персонал больницы подчеркивает, ни пациентам, которые застрахованы, ни им самим не нужно думать о деньгах. В больнице, которая ближе всего по статусу к украинским коммунальным, врачи получают минимум 2200 евро. И не исключено, что в ближайшее время ее поднимут, чтобы выдерживать конкуренцию со скандинавскими странами. Поэтому медики не ждут материальной благодарности от пациентов, а только скорейшего выздоровления.

Материал подготовлен в рамках учебного визита, организованного Эстонским Центром Восточного Партнерства (ЕСЕАР) совместно с Украинским кризисным медиа-центром

Добавлено: 20-11-2018, 08:10
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх