Запорожье: чужие здесь не ходят

В 2006 в нашем городе забушевал скандал. Власти города вознамерились отдать несколько гектар земли почти в центре города под постройку немецкого гипермаркета «Метро». Газеты и телевидение несли  несусветную чушь. Например, о том, что гипермаркету отдадут часть рекреационной зоны (хотя ровно в километре от этого места вытекала так называемая «Красная речка» - отходы с заводов), о том что будет спилена масса деревьев (хотя деревья были хилые и на спорном месте в парка не было – в основном лежал мусор), о том что участок отдадут бесплатно, хотя гипермаркет предлагал 20 миллионов гривен.

Жители  были возмущены, по телевизору показывали яркие картинки с непонятными лицами, которые утверждали, что отдыхали и купались в этом месте, хотя на самом деле вряд ли кто рискнул бы это сделать. Песчаный берег был красным от оксидов железа, вытекающих из Красной речки, а берег давно уже превратился в болото.

Но  информационный шум возымел своё дело и землю гипермаркету не дали – по итогу его перенесли в  другое место, а потом «засутяжили» вопрос в бюрократических инстанциях. Но через несколько  лет на месте, ставшем камнем преткновения, всё равно  возник другой торговый центр, участок купили за сумму 24 миллиона гривен и уже никто не мог помешать строительству. Кстати, стоит заметить одну вещь – никто из городских предпринимателей не предлагал построить такого рода торговый комплекс.

Лишь  одно из изданий, пользуясь инсайдерской информацией, сообщило, что волну протестов против постройки гипермаркета организовали совладельцы известной городской сети супермаркетов. Поскольку они были фактически единственной крупной сетью в Запорожье, то, соответственно, не хотели такого «соседа», который мог запросто втянуть их в ценовую войну.

Удивительно то, что жители города, не подумав, присоединились к мнению, которое навязывали и  тиражировали СМИ. Хотя простая логика говорила о том, что при наличии большего количества супермаркетов возрастает конкуренция и уменьшаются цены. Но цель была достигнута и стройка гипермаркета ушла в небытие из-за неопределённости с местом.

Данная  ситуация является классической для  любого административного рынка. Владельцы  предприятий, которые не хотят конкуренции, используют возможности своего лобби  в СМИ и власти для того, чтобы  не допустить конкурентов на рынок. Но самое плохое – они не предлагают ничего другого взамен. Скажем, если бы стоял вопрос о том, будет ли на этом месте стоять запорожский гипермаркет или немецкий, то тогда можно было бы понять логику сопротивления, но запорожские предприниматели хотели лишь одного – чтобы никто не сбил им наценку.

С середины нулевых годов в Запорожье правил мэр, выдвинутый крупным  промышленным предприятием, которое  является одним из основных загрязнителей города. Во время его правления власть регулярно отчитывалась о борьбе с тамошними выбросами. Но становилось ли от этого легче дышать? Те же СМИ, что пели песни о вредном гипермаркете, теперь говорили о том, что завод  беден, что модернизация проходит, но чрезмерные затраты  на экологию обернутся массовыми  увольнениями персонала. А ведь владельцы не бедствовали. Ну а жителей городка кормили жевательной резинкой о трудовой славе и злых врагах, которые хотят уничтожить завод, о процессе его модернизации.

А ещё в этом городе, кроме угасающих  металлургических предприятий, были машиностроительные, которые в карманных  СМИ тоже воспитывали гордость к  производству. Одно предприятие производило  машинки, которые при краш-тесте разрывало пополам и существовало исключительно из-за льгот, выбитых его хозяином в Верховной Раде. А второе производило авиадвигатели и просто пыжилось от осознания того, что когда-то их продукция была жутко затребована на просторах СНГ. Директор предприятия заявлял о том, что вот-вот запустят новый самолёт, а сам тихо толкал свои авиадвигатели в страны с развивающимися экономиками и сетовал о том, что, дескать, «узкоглазые» пытаются скопировать эти двигатели.

Владельцы этих предприятий требовали льготы, возмущали своих работников через  СМИ, а тем временем один и другой строили и покупали заводы в соседних странах. В своём городе они ничего такого не делали. А зачем? Народ  хавал.

А ещё, владельцы автомобильного и  авиадвигательного завода часто  бывали в Китае и знали, что  самое главное для них –  чтоб народ в городке был победнее и стояла очередь на завод. Они бы и по 100 долларов в месяц платили бы работникам, но прожить на них реально было нельзя, поэтому с барского плеча платили по 200.

А теперь зададим простую задачку  с некоторыми вводными.
1. Депутаты машиностроительных заводов составляют значительную часть городского совета
2. Владельцы заводов очень любят длинную очередь желающих у них работать за 200 баксов.
3. Появляется инвестор, который тоже хочет создавать машиностроительную продукцию, но платить по 600 долларов рабочим.
Вопрос: Какова вероятность того, что депутаты местного совета, представляющие два этих завода, плюс два заместителя  мэра, которые курируют землю и  строительства будут рады принять  такого конкурента и не мешать ему  в постройке своего предприятия?
Ответ: Нулевая.

Пока  два этих «промгиганта»  имеют в городском совете своих людей, жители города могут и не ожидать появления других крупных машиностроительных предприятий. Это невыгодно владельцам заводов.
Но  самое удивительное, что работники  этих заводов, практически нищие, без  надежды на получение квартиры и  покупки машины, не говоря уже о  доме, голосуют за представителей своих  же предприятий, не понимая, что рубят сук, на котором сидят. Они продлевают свою безысходность.

Андрей Согорин, специально для «Паноптикона»
Добавлено: 16-02-2011, 21:05
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх