Архимиф Алексея Малыха или знакомство с марлей…

Почти 100 лет назад тезка галереи, живой Владимир Ильич, с броневика кричал обезумевшей толпе о важности революции: «Нам это архинужно и архиважно!». Но глядя на картины популярного киевского художника Алексея Малыха, которые сейчас выставлены в галерее «Ленин», не понимаешь, зачем нужно такое искусство? И искусство ли это вообще?

«Это же Тищенко!»

Сейчас очень опасно ругать то, что называется современным искусством. Во-первых, прослывешь неучем, во-вторых, недоумком, или вообще злобным тупым идиотом. Появилась новая фишка, если вам что-то не нравится в современном искусстве, и вы позволили себе смелость сказать об этом вслух, то вам важно заявляют: «У вас просто не хватает мозгового субстрата, чтобы понять эти высокие вещи». Сразу вспоминается фильм «О чем говорят мужчины», где герои, дружно ржа над жуткой мазней, издеваясь, говорят с придыханием: «Это же Тищенко!».

Дивное время. Сегодня можно забацать любое, пардон, фуфло, как в живописи, так и в любой другой творческой сфере, важно сказать: «Я так вижу. Вы просто не понимаете»; найти пару знакомых искусствоведов, за деньги или по дружбе наваяющих вам хвалебных од – и все, вы уже, страшно сказать «мытець» современного искусства! А если до этого у вас было несколько удачных выставок, а одна даже в пафосной киевской галерее «Триптих», принадлежащей зятю Кучмы, буквально все будут вам восторженно аплодировать. Да уж, чтобы оценить красоту коровьих полутуш нужно очень много СПЕЦИАЛЬНОГО мозгового субстрата. Без него – это атлас патологоанатома.

Что любопытно, у Малыха много раз бывали замечательные выставки, например, его деревянные архаические скульптурки – действительно новаторство и поиск, что очень сложно в мире, где многое сказано.

У любого творца бывают взлеты и спады, это нормально, но зачем же так унижать себя и зрителя. Если нечего сказать, лучше молчи. Впрочем, в Запорожье пипл схавает все.

Потому что давно известно: большинство людей – это просто копирующие поведение более успешных особей обезьяны, не имеющие собственного мнения. Скажет Пинчук: это хорошо, это настоящее искусство, - и все согласятся. Ведь только 10% человечества – это так называемая профессорская аудитория, не поддающаяся на подобные провокации, оценивающая все своим умом. Остальные подражают, подражают, подражают… Но запорожские 10%, почему-то, в галерею «Ленин» не ходят. Или просто не считают нужным высказываться на это больную тему.

Функции искусства

Мне могут сказать, и, наверняка, скажут: «Да кто ты такой, чтобы судить?!».
Совершенно верно, никто и ничто, просто зритель, хотя и со специальным образованием, но кого это волнует, когда речь идет о Настоящем искусстве?! Извольте, обратимся к классикам:

«Искусство имеет определенные важнейшие функции, оно создает общее информационное поле, на которое ориентируются члены сообщества. Оно, наряду с языком, создает общее понятийное пространство, которое делает нацию нацией, народ народом. В этом качестве искусство зарождалось из первых примитивных мифов, легенд, сказок, былин, анекдотов. В древние времена легко запоминающиеся мифы и сказки были своего рода инструкциями, они содержали паттерны – программы поведения. Они обучали детей и взрослых, как надо поступать в той или иной ситуации, несли в себе поведенческие алгоритмы. Как поступать с врагом. С другом. С ребенком...

Другая роль искусства – биологическая, сродни действию наркотиков: искусство меняет эмоциональное состояние организма. У человека есть потребность периодически менять свое эмоциональное состояние. Наркотики и искусство с этой задачей справляются вполне. Искусство, в отличие от наркотиков, не убивает, но зато и действует не так сильно, потому что опосредованно – через органы чувств, а не напрямую химически, как наркотики».

Какие паттерны вписаны в ДСП, оббитом марлей и блеклой размытой краской на поверхности, мне непонятно. Перемены эмоционального состояния у меня не было, впрочем нет, было сильное разочарование за напрасно потраченное время. Да и с названием непонятка, художник, не моргнув глазом говорит: «У меня жена искусствовед, это она придумала».

Гадание на ромашке

Искусство – это удивительный мир, где очень сложно определить, что где и не заблудиться. Универсальный рецепт, как определить искусство или не искусство то, что вы видите в театре, на экране, на холсте, дал миллиардер и медийный магнат Майкл Блумберг. В 2008 году, он в третий раз был избран мэром деловой столицы США Нью-Йорка, обогнав всех конкурентов на 20%.

Не так давно в эфире местного ТВ, его обвинили в том, что он не дал несколько сот тысяч долларов на открытие выставки современного искусства. Он сказал: «Это не искусство и я вам это легко докажу. Все, что может создать простой человек, не получивший художественного образования, за пять минут, не может являться искусством по определению».

Мэру, прямо в студию ТВ, поставили картонную статую Венеры Милосской, он забросал ее пивными банками, скомканной туалетной бумагой, а на голову одел крышку от унитаза. Его инсталляция имела бешеный успех у искусствоведов от модерна, разумеется, тех, кто не смотрел передачу, а Блумбергу она обеспечила третий мэрский срок и еще большую любовь нью-йоркцев.

Впрочем, искусство – вещь субъективная: рекомендую всем посетить галерею и на личном опыте проверить, есть ли у них субстрат для постижения ребусов современного искусства. Думаю, многие будут сильно разочарованы, но важно то, что признаются-то единицы.


(Алексей Малых. Фото - из официальной группы галереи "Ленин" в сети "Фэйсбук")
Добавлено: 24-12-2012, 12:54
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх