Финансовая полиция в Украине: как это будет работать и чем будет отличаться от предшественников

Украинские парламентарии "из-за технической ошибки" ликвидировали налоговую милицию. Это подразделение в Украине заменит обновленная финансовая полиция. Что это за орган, как он будет влиять на бизнес и когда заработает

 – узнавали журналисты сайта "24".

Закон "Про Финансовую полицию" президент Украины подписал еще в конце 2016 года. "За" законопроект №5368 проголосовали 240 народных депутатов.

Как отметил в комментарии сайту "24" Юрий Федчишин, эксперт по вопросам налоговой политики Института общественных исследований, этот закон является продолжением изменений в Налоговый кодекс проголосованных в декабре, в нем речь идет о создании финансовой полиции – нового правоохранительного органа, который призван расследовать все финансовые преступления , в том числе и налоговые, и заменить налоговую милицию и соответствующие подразделения по расследованию экономических преступлений МВД.

Однако финансовая полиция, в отличие от налоговой милиции, не будет иметь права применять силовые методы, использовать оружие и принудительно изымать документацию.

Однако, хоть и будет иметь новосозданный орган кое в чем меньше полномочий, чем его ликвидированный "предшественник", работать будет эффективнее, отмечают эксперты.

Что это будет за структура?

Это будет правоохранительный орган со значительно меньшим штатом, чем налоговая милиция. Правда, отмечает Федчишин, этот орган должен быть демилитаризован по сравнению с налоговой милицией и МВД.

Предполагается, что финансовая полиция будет координироваться Кабмином через министра финансов. В финполиции будут работать 2,5 тысячи сотрудников (для сравнения в налоговой милиции сейчас работает около 5,5 тысячи человек). Также новую структуру разделят на госслужащих и детективов, которые будут иметь спецзвания. Руководство полиции будет избираться на 5 лет, второй срок полномочий не предусмотрен. Сотрудников и детективов будут отбирать на конкурсной основе.

Новая служба будет иметь и обновленный кадровый состав. В частности, установлено ограничение, согласно которому в новой структуре может работать не более 25% от тех лиц, которые в течение года работал в ГФС, МВД или СБУ на должностях следователей или оперативников. И на целых 70% финансовая полиция будет состоять из новых сотрудников.

Какая зарплата?

Предполагается, что глава финансовой полиции будет получать около 64 тысяч гривен в месяц. Минимальная зарплата в финполиции составит 16 тысяч гривен. Кроме того, предусмотрена ежемесячная доплата за выслугу лет, за доступ к гостайне, знание иностранных языков.

Один реестр НДС вместо двух

Также в законе речь идет о создании единого реестра НДС, который, несомненно, должен быть полностью прозрачным. Главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформ РПР Владимир Дубровский в комментарии сайту "24" отметил: если раньше существовали два реестра НДС, что позволяло злоупотреблять с налогом на добавленную стоимость, то в новом Законе о внесении изменений в Налоговый кодекс по улучшению инвестиционного климата в Украине такую возможность ликвидировали.

Однако, по словам Федчишина, один реестр НДС вместо двух должен был быть введенным еще в прошлом году. Однако проблема была не только в количестве списков, говорит он, ведь даже внутри списка, в том формате как он публиковался, невозможно было отследить реальный прогресс заявок на возмещение. Это проблема, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, не решится автоматически даже с появлением одного списка. Сейчас законодательство более детально требует от ГФС порядка в ведении реестра на возмещение, главное, подчеркивает эксперт по вопросам налоговой политики, чтобы эта норма была выполнена без манипуляций.

Как будут выявлять "скрутки"?

Точечных изменений много. Они несут как усиление контроля так и облегчение для бизнеса. Весомое место занимает новая практика администрирования НДС, объясняет Федчишин. Так, вводится код УКТ ВЭД (код товаров по Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности) в налоговую накладную, что позволит автоматически выявлять все конвертационные центры, действующие по схеме скрутки (90% злоупотреблений с НДС). Соответствующие накладные будут блокироваться.

Специалист объясняет, как же действуют эти скрутки – одно предприятие имеет налоговый кредит и занимается продажей кирпича, другое предприятие нуждается в налоговом кредите и занимается закупкой и продажей музыкальных инструментов. Между обеими встает конвертцентр, который купит кирпич у одних, а продаст гитары другим. По новой системе, все товары и услуги будут классифицированы, поэтому эти схемы будут выявляться автоматически.

Впрочем, подводный камень в том, что систему могут настроить несовершенно и реальные конвертационные центры будут выявлять не автоматически, а настоящий бизнес почувствует необоснованное давление. Однако, несмотря на эти риски, отмечает Федчишин, любая проверка сможет "засечь" реальную ситуацию, ведь новый реквизит налоговой накладной в сочетании с СЕА НДС (системой электронного администрирования налога на добавленную стоимость) будет оставлять все сведения в базе данных.

По принципу патрульной полиции

В то же время финполиция будет иметь больший круг подследственных статей, по сравнению с тем, что сейчас имеет налоговая милиция, например, финансовая полиция сможет заниматься досудебным расследованием фактов, которые привели банк к банкротству, махинациями на фондовом рынке или незаконным использованием инсайдерской информации.

По словам Владимира Дубровского, принципиальное отличие созданного органа от налоговой заключаться в том, что это будет чисто аналитическая служба, которая не будет сочетать в себе сразу и следствие, и силовой захват или что-то подобное. Этим будут заниматься другие органы.

Возможно, финансовая полиция не будет столь оперативной, но в наших условиях, такая оперативность и сочетание многих функций в самой службе, имеет обратную сторону: такая служба легко коррумпируется, ее начинают использовать для рейдерства,

– говорит Дубровский.

Поэтому, добавляет он, лучший вариант, чтобы функции были разделены между различными ведомствами, как и предполагается. Не менее важно то, что финансовая полиция не будет подчиняться Государственной фискальные службе и будет создана по принципу НАБУ или патрульной полиции.

Почему налоговая милиция себя дискредитировала?

Налоговая милиция у предпринимателей ассоциируется с давлением. Это происходит по многим причинам, подчеркивает Федчишин, иногда это связано с "карательными" особенностями самого законодательства, а не реагировать налоговая милиция не имеет права.

В частности статья 212 Уголовного кодекса Украины не соответствует мировой практике, говорит эксперт. Ибо, по сути, у нас любое сомнение о неуплате налогов более установленной суммы является основанием для возбуждения уголовного дела. В то время как за рубежом большинство таких случаев являются административными проступками. По словам Федчишина, уголовная ответственность там зависит не от суммы неуплаченных налогов, а от характера совершенных действий, например, уголовным там двойная бухгалтерия, сокрытие операций, подделка документов и тому подобное. В Украине же криминализированно практически все случаи неуплаты налогов на сумму более 800 тысяч гривен.

Также налоговая милиция является составной ГФС, а потому отвечает за наполнение бюджета, заставляет более активно искать нарушения в сфере уплаты налогов,

– отмечает Федчишин.

Не последнюю роль, говорит эксперт, играет несовершенное уголовно-процессуальное законодательство, а точнее, практика его трактовки правоохранительными органами. Бизнесу страшны не так штрафы уплаченные в результате нарушений, как безнаказанное применение правоохранительными органами своих полномочий – обыски, выемки документов, аресты, допросы. И это проблема всех действующих правоохранительных органов.

По мнению Федчишина, в таких органах должна быть сильная система внутреннего контроля, бороться с коррупционными проявлениями и неправильным использованием полномочий.

Бизнес ассоциирует налоговую милицию с силовым давлением

Системная причина дискредитации налоговой полиции как таковой, отмечает главный эксперт группы Налоговой и бюджетной реформы РПР Владимир Дубровский, заключается в том, что создавал ее Николай Азаров по "российско-византиской" традиции. Бывший премьер-министр Украины откровенно пренебрегал распределением полномочий, поэтому в налоговой милиции соединились все возможные функции, которые только можно было только собрать вместе. Она же писала под себя налоговые законы, давала им разъяснения, ходила с проверками.

Есть или нет?

А вот есть ли сейчас налоговая полиция или ее нет – вопрос спорный. С одной стороны, де-факто она есть, сотрудники налоговой ходят на работу, зарплаты выплачиваются.

Однако есть две трактовки относительно "реальности" существования этого органа. Все потому, говорит Федчишин, что в переходных положениях перепутали цифры. В первом говорится о том, что налоговая милиция должна прекратить свою работу. Второе говорит, что налоговая остается и ничего в ее работе пока не меняется. Вместе с тем, ни одна сторона не отрицает тот факт, что когда заработает финансовая полиция, то налоговая милиция будет ликвидирована.

В частности, первый заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Сергей Билан на своей странице в Facebook написал, что налоговая милиция в дальнейшем продолжает работать, защищая экономические интересы государства.

Разочарую тех комбинаторов, которые на днях уже нафантазировали себе глобальные планы, чтобы не платить налоги и вести теневой бизнес. Мы и в дальнейшем продолжаем работать, защищая экономические интересы государства,

– написал он.


Такое мнение на своей странице в Facebook высказала народный депутат Украины, член парламентской фракции "Объединение "Самопомич" Татьяна Острикова. Она напомнила, что соответствующий раздел ХVIII-2 "Налоговая милиция" исключен из Налогового кодекса, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Планировалось, что норма о ликвидации налоговой милиции вступит в силу вместе с новым законом о создании финансовой полиции, вероятность принятия которого этим составом Рады близка к нулю.

Однако в законопроекте изменили номер пункта о налоговой полиции, объясняет Острикова, а в переходных положениях, касающихся вступления в силу соответствующих норм – номер изменить забыли. И получается, что пункт 134 об исключении из Налогового кодекса раздела XVIII – 2 "Налоговая милиция" вступил в силу.

Собственно, добавляет Юрчишин, идея заключалась в том, что налоговая милиция прекращает свое действие через 8 месяцев после принятия закона о финансовой полиции. То, что произошло – это фактически ошибка. За разъяснением Комитета, которое, правда не имеет юридической силы, налоговая милиция пока остается работать, уточняет эксперт.
Добавлено: 21-01-2017, 14:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх