Жизнь в стиле танго

С директором Запорожского музыкального училища им. П.И.Майбороды, заслуженным работником культуры Украины Пелюк Сергеем Александровичем мы встретились в международный День танго, поэтому разговора об этом великом танце избежать не удалось, да и не хотелось.

Просто очень хороший спектакль

- 10 декабря в театре Магара шло нечто экстраординарное, и спектакль, и балет, и мюзикл… Это некое удивительное действо настолько не местечкового уровня, что всем рекомендую посмотреть. Я с удивлением узнала, что это ваше совместное с театром детище…

- Лет 15 назад я услышал удивительную музыку, это была игра на баяне или аккордеоне с виолончелью, скрипкой и роялем. Я стал искать эту музыку, причем я был уверен, что это баян, мы же воспринимаем его, как народный инструмент, годный только для «Мурки» и народных гуляний.

А в этой мелодии сбылась мечта всех баянистов, этот инструмент стал на одну ступень с роялем, скрипкой, с духовыми инструментами, у которых вековая история. Ведь баян и аккордеон – это молодые инструменты. Советская энциклопедия указывает, что он сконструирован в России в 1907 году, и это правда, но придуман он был в Германии в 1825 году.

Я начал искать композитора, пытался узнать, что за музыка. Интернета еще не было, я по крупицам собирал информацию. Узнал, что играет ее Астор Пьяццолла, аргентинский композитор, который был реформатором танго. Он создал музыку танго, т.е. стал родоначальником того, что танго не просто танец, но еще и музыка, причем музыка, которая из традиционных трех четвертей переросла в совершенно другую формацию.

Это когда танго может быть три четверти, шесть восьмых, когда танго может быть очень медленным, таким, словно мужчина и женщина не танцуют, а занимаются сексом на сцене, в одежде, прилюдно, но очень красиво – такое в его музыке внутренне напряжение и удивительная мелодика, которая и произвела на меня магическое воздействие.

После десятилетних поисков у меня был собран весь репертуар Пьяццоллы, я узнал его сложнейшую судьбу… Ведь его избивали и ненавидели в Аргентине, консерваторы традиционного танго не давали ему писать его музыку на студии звукозаписи.

Ему к виску приставляли пистолет, обливали бензином и пытались сжечь, бросались на его семью, его семья вынуждена была обучиться приемам самообороны, он трижды уезжал из Аргентины, но всегда возвращался и делал то, для чего родился. Закончилось все тем, что теперь он – национальный герой и символ Аргентины, ему установлен памятник, на котором написано «Великий Астор».

Я влюбился в его музыку и, в конце концов, созрел для того, чтобы пригласить преподавателей, с которыми можно было бы эту музыку играть. Так я нашел нашего композитора Диму Савенко, хотя, как оказалось, мы были очень давно знакомы, наши родители дружили – Земля круглая. Вскоре образовался состав, и я попросил Диму для этого состава написать несколько партитур. Мы начали играть, и с несколькими пьесами выступили здесь, в музыкальном училище – успех был ошеломительный.

Мы стали играть дальше, сейчас наша программа по этой музыке составляет два часа, но надо понимать, что это сложная музыка. Чтобы эту прекрасную музыку продвигать в массы, я обратился к Татьяне Астафьевой – хореографу театра Магара, с просьбой поставить на нее танцевальные номера. Подключилась Светлана Ромашка, актриса Магара, которая в данном случае выступила как режиссер и, на мой взгляд, очень удачно.

Между танцами идут стихи и красивые подводки, есть простые номера, а есть сложные, вписывающиеся в сложнейшую гармонию этой музыки. Задействовано минимум декораций, а самое интересное, что во время действия наш квинтет сидит на сцене, как в театре-кабарэ, и, собственно, перед нами происходит все это замечательное действо. Следующий спектакль будет 12 февраля.

Спектакль пользуется громадным успехом. Мы провели уже пять спектаклей, которые, к сожалению, идут с большими интервалами. Проблема в том, что этот спектакль мы можем давать только по понедельникам, у театра ведь свой репертуар, ведь это не спектакль театра Магара, а проект, созданный совместно музыкальным училищем и Александровским уездом. Мы платим за аренду, кассы продают билеты, все, как положено, при этом учтите полное отсутствие рекламы, по поводу чего я ругаюсь периодически, но в этом смысле ничего не меняется, увы. Хотя зал и так полный и я ума не приложу, как люди узнают о спектакле.

А еще наш квинтет «Мистерия» уже приглашен на серьезные гастроли в Австрию и Чехию. Сейчас оговариваются сроки, потому что нас устраивают только летние месяцы, мы же все преподаватели.

- У вас все, как в анекдоте: нет, у Спилберга сниматься не буду, у меня елки.

- Да, да! Но я уверен, что гастроли состоятся и нам пойдут на встречу. Музыка Пьяццоллы – это сейчас модно, она очень дорогая, причем играем мы ее очень качественно. Я передал наши диски в посольство Аргентины в июле месяце этого года, очень мне хотелось, чтобы посол узнал о нашем коллективе и качестве музыки, которую мы исполняем, благодаря гению Пьяццоллы, но пока ответа нет. Причем, мы же не просим денег или еще чего-то.

- А что еще в Запорожье интересного делаете?

- В Запорожье мы играем с Александровским уездом, выступаем в сольных и сборных концертах. 21 декабря будем играть на ЗТЗ, нас на разные ответственные мероприятия приглашают. Мы востребованы.

- У меня было интервью с Виктором Васильевичем Поповым – режиссером театра Магара, он мне сказал, что у него далекоидущие планы – поставить «Пер Гюнт» и «Мастер и Маргарита». Представляю себе, какая музыка потребуется для этого проекта, у вас нет амбиций поучаствовать?

- Нет, в Магара есть свой оркестр и этим все сказано. Хотя я лично не против никаких проектов, мне всегда все интересно и я с удовольствием готов пробовать что-то новое. Единственное условие: все это должно быть высокопрофессионально. Я же директор музучилища, представляете, если студенты увидят меня в какой-то дешевой постановке? Вот за спектакль в Магара мне не стыдно.

Да, и еще должен быть, кроме творческого, некий коммерческий интерес, у нас у всех семьи, это нормальный подход, так принято во всем мире. Хотя сказать, что мы работаем, когда играем, это не правильно, мы балдеем от этого!

«Набор на актерское отделение временно приостановлен»

- Раньше у вас в музыкальном училище была специальность актерское искусство, теперь ее нет, почему?

- Здесь несколько серьезных причин, но самое главное – материальная база, которая у нас отсутствует. Допустим, у нас есть концертный зал, который мог бы служить сценой, но отсутствуют костюмы, декорации, аппаратура для хорошего звука и света, т.е. все, что необходимо для качественного обучения актеров.

Вторая проблема: у нас нет педагогических кадров для актерского отделения. Есть актеры и режиссеры в местных театрах, и многие из них у нас преподавали, например, Виктор Попов, Геннадий Фортус и многие другие, но все они постоянно заняты в театре, и театр – это такая работа, на которой всегда есть заботы и проблемы.

Плюс, педагогическая работа обязывает, кроме всего прочего, вести очень много документации: это журналы, оформление множества документов на студентов, а для всех наших педагогов актерского отделения это была большая проблема, но, несмотря на это, они и мы долго и плодотворно работали.

Один выпуск мы полностью подготовили для театра кукол, многие наши выпускники и сейчас работают в этой сфере. Кстати, Денис Астафьев, сын известного балетмейстера Татьяны Астафьевой, который сейчас играет в Магара, и уже даже ставит спектакли – окончил режиссерское в Карпенко-Карого, окончил этот наш «кукольный» курс. Да, он играет одну из главных ролей в нашем спектакле «Жизнь длинною в танго», это образ Астора Пьяццоллы, выдающегося аргентинского композитора, которому посвящен этот спектакль.

И наконец, третье: я глубоко убежден, что на такие специальности, как актерское мастерство, должен быть творческий конкурс, а его у нас, к сожалению, не было. Мы вынуждены были брать всех подряд. Конечно, в этом виноваты демографические проблемы. Еще лет семь-восемь назад выпускников девятых классов, а это основной контингент, который поступает к нам, было по области около 40 тысяч, а в прошлом году где-то в районе 13 тысяч. Представляете?

Все прекрасно знают, что детей с начала независимости в Украине почти не рожали, сейчас ситуация потихоньку нормализуется, в ВУЗах восстанавливают конкурсы, а тогда брали буквально всех подряд, потому что нужно было обеспечить нагрузкой преподавателей, набрать группу, но это должно стать исключением из правил. В актеры всегда брали лучших из лучших, и так и должно быть.

- Когда задумывали и открывали актерскую специальность, неужели не удосужились продумать такие важные вещи?

- Я не был инициатором открытия. Когда 10 лет назад пришел сюда, то объективно увидел, что мы не тянем готовить нормальных актеров. Да, здесь прекрасные спектакли ставил Виктор Попов, супруги Татьяна Ерентюк и Владимир Голяк, чета Смолиев замечательно вели курс, Матвиишина здесь работала, но на серьезные спектакли нужна серьезная материальная база!


Кроме того, часть преподавателей-музыкантов постоянно высказывали недовольство существованием у нас актерского отделения, потому что у училища есть хорошие и старые традиции, оно открывалось именно как музыкальное учебное заведение, где все должно быть только для музыкантов.

Плюс, когда один раз в пять лет мы лицензируемся и аккредитуемся, то от министерства получаем право оказывать услуги в сфере образования. Лично мне не нравится формулировка, что значит «оказывать услуги», причем в такой сфере!? Но дело даже не в этом, когда мы получаем аккредитацию, то должны показать, сколько преподавателей работает в училище полный рабочий день на той или иной специальности, а показывать то было некого! Полный день не работал никто. Мне, ради сохранения актерской специальности пришлось написать, что и педагогов у нас с десяток и трудятся они от зари до зари, а ведь этого не было.

Это я вам сейчас тайны Мадридского двора выдаю. И так год, второй, а потом я думаю, зачем мне эта головная боль? А вдруг проверка? Да и не честно это по отношению к студентам. И тогда было принято решение, что временно – заметьте, временно – не делать набор на актерское отделение, и вот уже два года мы его не делаем. Но уверяю вас, как только у нас будет достойное финансирование…

«80-90% наших выпускников поступают в ВУЗы»

- От кого зависит финансирование актерского отделения?

- От областного совета. Мы – предприятие коммунальной собственности и финансируемся исключительно из областного бюджета. А теперь представьте себе, что обучение одного студента обходится нашей области в 40 тысяч гривен в год.

- Почему так дорого? Это с оплатой по контракту или нет?

- У нас никто по контракту не учится, все студенты учатся бесплатно. У нас государственный, точнее областной заказ, который мы согласовываем с министерством, и оно заказывает нам набор 62-х студентов в год. Постоянно у нас в училище учится примерно 250 студентов, плюс-минус отчисленные, восстановленные, переводные и декретные.

Почем так дорого? Если взять Шевченковский университет или Политех, то там обучение студента действительно стоит в два раза дешевле, не смотря на то, что это ведущие ВУЗы страны, дающие лучшее образование в Украине. Дело в том, что в таких учебных заведениях, как наше, основная форма обучения – индивидуальная, причем такая, когда с одним студентом занимаются два преподавателя!

Например, предмет дирижирование: на занятии находится преподаватель основной дисциплины и концертмейстер. Если занимается трубач, то с ним находится преподаватель по трубе и концертмейстер, который ему аккомпанирует. И так со всеми студентами. А в обычном ВУЗе профессор читает лекцию 100 студентам. Так и получается, что окупаемость одного часа у нас в несколько раз дороже.

Но областной совет идет на это, может быть потому, что у нас самый высокий процент в Украине поступления в консерватории и музыкальные академии, что, несомненно, связано с высоким уровнем обучения. В Украине средний процент поступления в ВУЗы после училищ 20%, т.е. 20% студентов поступают в ВУЗы четвертого уровня аккредитации, а у нас поступает 80-90% студентов! Получается, что мы работаем в четыре раза лучше, чем другие ВУЗы.

Наши выпускники поступают везде: в Киев, Донецк, Харьков, Одессу и Днепропетровск. В Днепропетровске вообще открыли свою консерватории, свое музыкальное училище, они имеют кадры, у них есть филармония, оперный театр. По моим сведениям, чтобы создать там свой оперный театр и наполнить высококлассными музыкантами, руководство дало что-то около 80 квартир для иногородних. Так в Днепропетровск была осуществлена настоящая интервенция музыкантов высочайшего уровня, поэтому нет ничего удивительного в том, что сейчас там очень много народных и заслуженных, да и общий культурный уровень города выше, чем у нас.

Могу назвать десятки наших бывших учеников, которые достигли существенных высот. Мы пополняем музыкальные кадры всей Украины, национальные оркестры и филармонии. В Киеве, в Национальной филармонии, работают три наших выпускника, там же, в консерватории работают наши выпускники. В Ростовской консерватории наша выпускница заведует кафедрой. Наши выпускники играют в Донецке, Москве, Питере… Пишут и приезжают в гости из Австралии, Америки, Канады, по всей Европе наши ученики. Я недавно вернулся из Италии – и там, представьте, тоже!

- А вам не кажется, что, по крайней мере, у нас, в Запорожье, переизбыток музыкальных кадров? Ведь ваше училище столько лет выращивает музыкантов. Если не ошибаюсь, с 1926 года?

- Наше училище было основано, как музпрофтех. Нам скоро 82 года, хотя во время войны был перерыв. А в 1958 мы стали именно музучилищем.

Относительно переизбытка музыкантов, я вам сейчас скажу откровенно на всю область: я бы сейчас с удовольствием взял на работу хорошего баяниста, хорошего трубача, несколько хороших пианистов и хорошего вокалиста. Вся правда в том, что классных специалистов нам в городе не хватает.

- А пригласить? Пусть из других городов?

- Ха! Тогда нужно предложить им жилье, а уже потом бросить клич и объявить конкурс, как это в свое время сделали в Днепропетровске.

- В Днепропетровске полно театров, оркестров, театральное училище, чем мы хуже? Обилие творческой молодежи никогда еще не мешало ни одному городу. Дошло до того, что люди сами по себе создают волонтерские театры, т.е. эта ниша в городе не заполнена.

- В Днепропетровской области три музыкальных училища, еще в Донецкой области столько же, 12 театров. А у нас пять театров и  актерское отделение в Государственном университете, которым руководит, на мой взгляд, профессионал высокого класса Александр Король. Там же, опять по совместительству, работает Виктор Гончаров, Геннадий Фортус… и я думаю там тоже проблема с кадрами, а хочется, чтобы все было очень хорошо. Нужно или очень хорошо, или никак.

Ко мне часто подходят и говорят: давайте откроем эстрадное отделение. Но ведь для этого нужна, как минимум, звукозаписывающая студия, а ее создание зависит от финансирования, которое нам обеспечивает облсовет. Но если сейчас я приду в облсовет и скажу: дайте мне еще два миллиона, чтобы открыть эстрадное отделение и возобновить актерское, думаю, они мне скажут, что у нас в городе сейчас в больницах умирают дети, потому что нет дорогих медикаментов и нет возможностей сделать дорогостоящие операции. Я же понимаю, что они правильно мне это скажут, поэтому и не суюсь с такими вопросами.

Я очень доволен тем, что мы сейчас, в непростых экономических условиях, сохраняем наш кадровый потенциал и контингент. Сейчас самое главное – сохранить все это, чтобы студентам вовремя выплачивалась стипендия, преподавателям – зарплата, чтобы не было никакого намека на сокращение. Если сейчас начать сокращать штат преподавателей, то придется сокращать количество студентов. Если пойти по этому пути, то через пару лет возникнет вопрос: а зачем это музучилище вообще нужно?

«Народный артист – соответствует званию профессор»

- Простите за меркантильный вопрос, но какая ставка сегодня у ваших педагогов?

- Высшая категория предполагает ставку 1850 грн., но это 18 часов работы в неделю, а большинство наших преподавателей работает на полторы ставки и больше. Есть у нас доплаты за выслугу лет от 10 до 30% - т.е., если человек 10 лет отработал, то он получает 30% надбавки. В целом, заработная плата у нас составляет, в среднем, 3,5-4 тысячи грн., что, я считаю, очень не плохо.

- Вы сказали, что профессиональный кадры – это доктора наук, кандидаты, доценты, профессура… Где ваши педагоги подтверждают квалификацию и получают знания?

- Квалификацию наши педагоги повышают каждые пять лет, а чтобы заниматься наукой в сфере искусства, нужно становиться аспирантом, писать диссертации, это нужно делать много лет, а это сложно. Есть другой путь, по которому пошел Михаил Поплавский. Через свои каналы он добивается присвоения своим педагогам почетных званий, а именно: заслуженный артист, заслуженный работник культуры, заслуженный деятель искусств и народный артист. Каждое из этих званий соответствует какому-то ученому званию, например, народный артист – соответствует званию профессор, заслуженный артист – это доцент.

Конечно, нам можно было пойти по этому пути, но сейчас для нас эта задача не приоритетна. У меня сейчас стоит та же задача, что и перед Президентом – чтобы не стало хуже. Ситуация сложная, нам два года не могут выделить денег на текущий ремонт, на капитальный ремонт, на приобретение инструментов, на ремонт инструментов и на их настройку. Можете себе представить? А у меня общежитие пять этажей, корпус училища какой большой, и все это надо содержать.

Должен сказать к чести губернатора, когда мы месяц назад выступили у него в обладминистрации, показали привезенные из Италии самые высокие награды с международного конкурса, сыграли несколько пьес, после этого выступления он меня спросил: «В чем вы нуждаетесь?». Я ему сказал, что самое важное на сегодня – это ремонт и настройка инструментов, потому что денег на это нет.

Настроить – это подтянуть струну ключом, а ремонт – это заменить эту струну и те механизмы, которые струну держат или заменить клавишу, педаль… А это стоит денег. Он выдал нам 200 тысяч гривен. Эти деньги сейчас находятся у нас на счету. В Германии заказаны все необходимые детали, что даст нам возможность отремонтировать ряд инструментов. За что губернатору отдельное и большое спасибо.

Запорожская «Мистерия» покорила итальянцев

- Что за конкурс в Италии? Пожалуйста, подробнее.

- В Италии, в конце сентября, состоялся международный конкурс аккордеонистов-баянистов. В некоторых категориях разрешалось выступать ансамблям, в составе не более восьми человек, но чтобы обязательно присутствовал баян или аккордеон. И, именно наш квинтет «Мистерия» и мой студент Антон Белоус из села Веселое поехали на этот престижный конкурс, который проводится уже 22 года.

Собирались мы на этот конкурс несколько лет. Первый год нам, по каким-то причинам, не открыли визу: итальянцы – те еще крючкотворы, особенно в открытии виз для нашего брата. Потом мы не могли найти денег на поездку. Затем случилась неприятная история с Анатолием Собакарем, все СМИ о ней писали. Мы уже готовы были ехать, была готова программа, а 13 сентября прошлого года его арестовали. К сожалению, эта история тянется до сих пор, 9 января апелляционный суд будет рассматривать решение о его выходе из тюрьмы, надеюсь, он выйдет и к нам присоединится.

Наконец, в этом году у нас все срослось, мы уехали и там, среди 13 стран, взяли Гран-при, т.е. выступили лучше всех, набрали 98 баллов из 100 возможных. За нас отдали свои голоса 15 членов жюри. Вот у меня диплом, который подтверждает мои слова и фотографии старинного, очень интересного театра, где мы выступали.

- Чем вы взяли конкурентов за горло, если не секрет?

- Первое: это опыт и возраст. Обычно в конкурсах участвуют люди от 25 до 27 лет, а наш квинтет составляют в основном, люди зрелые. Например, мне в феврале будет 54 года. Но главное – это стремление искать новые ощущения, мы очень хотели выиграть и выиграли. По этому поводу есть очень хороший анекдот: на улице играет молодой балалаечник и чешет, и так, и эдак балалайку крутит, а другой, постарше сидит и дергает балалайку за одну струну. Прохожий говорит ему: «Как тебе не стыдно? Посмотри, как молодой играет, а ты?». Тот отвечает: «Он ищет свою ноту, а я свою уже нашел».

Мы покорили жюри оригинальностью репертуара, тем, что наш запорожский композитор Дмитрий Савенко, который все для нас пишет, написал нам очень интересные аранжировки, интересные даже для известных пьес. 90% нашей программы составляла музыка Астора Пьяццоллы, известная всему миру, но эта музыка была сделана по-новому, интересно и нестандартно.

Когда мы предоставили в жюри ноты, как того требовал профессиональный уровень конкурса, чтобы жюри следило, попадаете вы в них или нет, жюри нам после конкурса ноты не вернуло, они сказали, что повезем к себе домой, чтобы там играть, так высоко была оценена работа Димы Савенко, которого мы, кстати, считаем шестым членом квинтета. Счастье, что у нас есть свой композитор и такого уровня, причем профессиональный, который, к тому же, постоянно растет. Его симфонические пьесы звучат уже по всей Украине.

И наш студент Антон Белоус, который взял Гран-при как аккордеонист, среди представителей 13 стран, где были известные концертные исполнители филармоний из России, Прибалтики, Западной Европы, студенты престижных консерваторий, а ему всего 19 лет, он на четвертом курсе музучилища, и он выступал в категории «сеньор», что значит взрослый мужчина, и выиграл!

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 17-12-2012, 16:42
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх