"Полиция - это интерфейс для общения с государством"

Как в Эстонии добровольные помощники изменили полицейских и отношение к ним

Зимой и весной 2014 года во многих украинских городах активисты организовывали специальные патрули, чтобы в тяжелое время, когда правоохранительные органы были “растеряны”, следить за порядком. Сегодня эта тема периодически возникает в контексте национальных муниципальных дружин и института шерифов, но активного и системного движения нет.

В Эстонии существуют добровольные помощники полицейских. Они наделены многими властными полномочиями. Как это отражается на взаимоотношении полиции и общества, рассказывает Сергей Метлев, известный эстонский общественный деятель, уже семь лет добровольно помогающий полиции.

Перед лицом угрозы государству

- Наша система называется “добровольные помощники полицейского”. Она уходит корнями в 1994 год. В 1994 году было принято решение реформировать систему дружинников, которая существовала раньше по всему Советскому Союзу. Она вызывала у людей немало улыбок. Необходимо было создать новую систему, чтобы привлечь граждан к активной полицейской работе, в первую очередь, к охране правопорядка. Первый «Закон о помощниках полицейских» был принят 20 апреля 1994 года. Он давал достаточное количество полномочий и выдвигал требования к добровольным помощникам. Сейчас также действуют критерии: минимум 18 лет, знание языка, физическая подготовка, отсутствие криминального прошлого, положительная характеристика – «облико морале», – шутит Сергей Метлев.


- Но ситуация в 90-х и 2000-х была очень сложной. Сотрудников было много, общественности широко о помощниках было неизвестно. Но в 2007 году произошел перелом. Тогда впервые за современную историю независимой Эстонии произошли крупные беспорядки, связанные с переносом монумента Неизвестному солдату на Военное кладбище. К нему ходили много лет и простые, хорошие люди - ветераны, но и ходили непростые и нехорошие люди. Из этого было сделано шоу - с красными флагами и советской символикой, во время которого они пытались показать эстонскому государству, где его место. Тогда, кстати, эстонцы меньше общались с русскими и было меньше представителей гражданского общества с русскими фамилиями. Было разделение общества, подогретое еще и российскими СМИ и организациями.

Все это вылилось в беспорядки, которые показали, что в случае угрозы национальной безопасности требуются дополнительные ресурсы и требуются срочно. Армию привлекать нельзя. Потому что привлечение армии во время беспорядков в стране Европейского Союза - это нечто совсем-совсем серьезное.

Дополнительные силы с правами и опытом полицейских

В этой ситуации вспомнили «Закон о помощниках полицейских». За короткий срок записалось около тысячи человек. Это обычные граждане, которые поняли, что их страна в опасности. Некоторые из них были членами «Кайтселийта». Их обучили, выдали знаки отличия. Впоследствии часть из них отсеялась, но самое главное - изменилось мышление общества. Стало понятно, насколько важно иметь дополнительные силы с правами и опытом полицейских. Был переписан закон, проведена реформа. Теперь в каждом полицейском участке - их 15 по стране - есть сотрудник, который занимается привлечением добровольцев. Такие же сотрудники есть на уровне префектур и департамента. Они занимаются всеми вопросами, связанными с добровольцами: обучением, обеспечением обмундированием, поддержанием мотивации.


Помощники универсальны: реагируют на террористический акт и ДТП

Основная функция помощников - помогать полиции в защите правопорядка, следить за дорожным движением. В основном помощники работают в патрулях. Если на вызов приезжает патруль, то из двух человек один, скорее всего, будет помощником. Единственное, что их различает, - это надпись на форме.

На сегодня в Эстонии более тысячи человек, которые обучены и имеют соответствующий опыт. Они работают бесплатно. Исключение - премирование от органов местного самоуправления.

- Им не выдается автоматическое оружие. Но оружие в полицейской работе не самое главное. Есть властные ограничения: помощники полицейского не занимаются административное работой. Они могут применять силу при задержании, спецсредства, оружие.

Наш патруль - универсальный. Он должен реагировать хоть на террористический акт, хоть на ДТП. Если есть основания, то два помощника могут заниматься патрулированием и без присутствия полицейского, - рассказывает Сергей Метлев.


Полиция - это общество, а общество - это полиция

- Есть общий месседж эстонской полиции, который неплохо было бы взять на вооружением и другим государствам. Наша полиция говорит следующее: “Мы приглашаем добровольцев и даем все необходимое, потому что полиция - это общество, а общество - это полиция”. Это фундаментальное понимание того, что полиция не может существовать отдельно и сваливаться на голову людям, когда это необходимо государство или они преступили закон. Полиция - это неотъемлемая часть общества. У нас невозможно, чтобы как в России протестующие кричали “полиция с народом”. Наша полиция философски родом из Великобритании. Когда создавалась первая, настоящая городская полиция в Лондоне, было прописано шесть признаков полицейской работы. И первый из них как раз так и звучал: The police are the public and the public are the police.


Добровольные помощники добавляют авторитет полиции

- Сама полиция изменилась очень сильно благодаря помощникам. Ведь это разные люди, из многих сфер, которые приходят туда в свободное время. Это вносит новые знания, новые характеры и дополнительно контролирует полицию, поскольку человек все равно “извне”. И поддерживает доверие людей к полиции. У нас множество примеров, когда очень профессиональные помощники полицейских стали фактически частью полиции. Это делает ее авторитетнее и легитимнее. Доверие к полиции держится на уровне 80-82%.

Во время общения с украинскими журналистами Сергея Метлева ввел в ступор вопрос, а бывают ли случаи, когда добровольцы защищают граждан от полицейских.

- У нас очень профессиональные сотрудники, они получают хорошее образование. И добровольцы являются неотъемлемой частью полицейской организации и рассматриваются в одном ключе. Когда граждане общаются с полицейским патрулем, то разницы нет между полицейским и помощником. Гражданин обращается в их лице к полиции и государству. Защищать людей от полиции нам не приходится.

По его мнению, стандарты к полицейской работе в Эстонии так высоки, потому что к полиции относятся как к интерфейсу, с помощью которого гражданин общается со своим государством.


Материал подготовлен во время обучающего визита, организованного Европейским Центром Восточного Партнерства (ЕСЕАР) совместно с Украинским кризисным медиа-центром.
Добавлено: 3-12-2018, 09:29
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх