С 1 сентября школьники будут учить русский и плавать без бассейнов

В новом учебном году украинских школьников и учителей ждет немало новаций, касающихся коррективов в уже существующие дисциплины, а также введение совершенно новых учебных курсов.

Относительно эффективности запланированных нововведений эксперты-педагоги пока настроены несколько скептически, объясняя это тем, что, мол, в Украине сначала делают, тратя немалые суммы средств, а потом начинают думать, нужным ли был этот шаг.

Так и сейчас специалисты отмечают, что, в целом, ни знания, ни навыки лишними не будут, но все будет зависеть от того, как Министерство образования и руководство школ будет воплощать эти новации в жизнь. Кроме того, и просвещенцы, и педагоги, и психологи боятся, что введение новых предметов существенно увеличит нагрузку на детей, а в итоге не принесет должной пользы. Однако это не единственное, от чего предостерегают специалисты - у них немало замечаний и к содержанию каждой отдельной новации.

Политическая игра вокруг русского языка

Вероятно, наиболее противоречивой и раздражительной новацией стало введение обязательного изучения второго иностранного языка или любого языка национальных меньшинств с 5 класса. Соответствующее распоряжение Минобразования вступает в силу уже с 1 сентября 2013.

Уже почти все украинские школы определились, какой из языков будет изучаться как второй иностранный. Большинство из них выбрали немецкий язык (не менее 52%). На втором месте - русский (23%), на третьем - французский (14%).

Больше всего недовольства, споров и дискуссий у экспертов вызвало попадание в этот список русского языка, который не считается в Украине иностранным. Так, директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук отметил, что сама идея обязательного изучения двух иностранных языков является удачной, но есть немало вопросов к ее реализации. Например, школы не обеспечили нужным количеством преподавателей иностранных языков и не провели надлежащую подготовку кадров. А то, что вместо второго иностранного языка может изучаться русский, по мнению педагога, противоречит и действующему законодательству, и здравому смыслу.

"Ведь, во-первых, русский не является иностранным языком. Согласно ст.7 Закона Украины "Об основах государственной языковой политики", русский язык является региональным. Во-вторых, введение изучения русского языка может привести к русификации украинской школы. И в этом есть опасность. В-третьих, уровень автономии наших общеобразовательных школ такой, что их директора выполнят любое указание, которое поступит от органов управления. А то, что сегодня от органов управления поступает указание работать с родителями, чтобы те выбирали изучение русского языка в школах - не секрет", - объяснил Игорь Ликарчук.

Эксперт сомневается, что действительно так много родителей, детей и учителей изъявили желание учить русский язык.

"Почему в Бориспольском районе Киевской области, где всегда почти все ученики изучали украинский язык, 62% выразили желание изучать русский язык? В этом есть очень большие проблемы и большие опасности", - отметил специалист.

При этом Ликарчук отметил, что русский можно изучать как факультатив, а, кроме того, его изучают в школах с русским языком обучения. Однако, по его словам, если Минобразования так хочется, чтобы дети в школе изучали русский, нужно отдельно ввести в учебный план часы для русского языка.

"Но Минобразования этого делать не хочет, потому что это - политический вопрос. Поэтому и предлагают следующую формулировку: изучайте два языка - один иностранный, а второй - русский или другой язык национального меньшинства. Но ни русский язык, ни язык национального меньшинства иностранным не является", - возмущается педагог.

Вместе с тем председатель правления Центра образовательного мониторинга, экс-заместитель министра образования Павел Полянский отметил, что внедрение с пятого класса изучения второго иностранного языка ни в коей мере не является новацией. Он рассказал, что еще в начале 2000-х годов при министре образования Василии Кремне были разработаны 42 варианта учебных планов для 12-летней школы, среди которых несколько предусматривали, что школы, начиная с пятого класса, будут вводить второй иностранный язык. Но при условии, что в школе есть хороший учитель для этого предмета, необходимые материалы и оборудование.

"С тех пор что-то удалось сделать, что-то - нет. Но внедрять второй иностранный там, где для этого нет условий, императивно и повелительным наклонением, только во вред. К тому же, подменяются понятия: говорят, что школы якобы могут, если у них будет желание (а это желание им активно "подсказывают"), вместо второго иностранного языка изучать русский язык. Это совершенно неправомерно, поскольку русский не имеет статуса иностранного в Украине. И только на этом основании с начала независимости в Украине существует широкая сеть школ, где обучение полностью, за исключением украинского языка и литературы, осуществляется именно на русском языке. Поэтому надо четко развести эти понятия и заниматься образованием, а не политиканством", - пояснил Полянский.

"Политизированная" история

Еще весной оживленную дискуссию и возмущение специалистов вызвала новая программа по истории для 5 класса, по которой школьников будут учить уже с 1 сентября. Ведь из нее исчезло понятие "украинское государство", а также имена выдающихся украинцев: Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Михаил Грушевский, Иван Франко, Леся Украинка. Об этом говорил в своей статье кандидат педагогических наук, доцент Запорожского национального университета Сергей Терно.

Кроме того, ученый отмечал, что изменены и некоторые формулировки в программе. Например, вместо "Киевского государства" - "киевские князья", вместо "Казацкой республики и Украинского казацкого государства" - "Украинское казачество в битвах и походах", вместо "Возрождение украинского государства в 1917-1920 гг." - "Украинцы в революции 1917-1920 гг." и тому подобное. "Итак, исчезает понятие "украинское государство", зато появляются отдельные обезличенные фигуры князей, казаков и т.д.", - подчеркивал ученый.

Игорь Ликарчук эту "обновленную" историю назвал "чистой воды политикой" и напомнил, что в начале 90-х годов украинское образование успешно деполитизировали, а "творя такое с историей Украины, мы снова возвращаемся к политизации образования".

Вместе с тем Павел Полянский обратил внимание, что в течение последних трех с половиной лет руководство Минобразования больше внимания уделяло гуманитарным предметам, и всегда это сопровождалось скандалами и острыми дискуссиями. Зато никаких новаций по изучению физики, химии, математики или биологии не было.

"Думаю, что главная причина здесь лежит не в плоскости образования, а в отвлечении общественного внимания от различных финансовых вопросов, которые решаются в рамках образования. Руководство Минобразования понимает, что политический капитал за переписывание формул химических реакций или решение арифметических задач не нажить. Здесь очень мало педагогики (почти нет) и много политики. Первый такой всплеск "перемен" в программе по истории был тогда, когда в образовательной среде остро встал вопрос о задержках выплаты заработной платы. И как только обостряются социальные вопросы, сразу в информационное пространство вбрасывается очередная "новация" или литературы, или истории", - отметил педагог.

Измельчение вместо укрупнения

Еще одной образовательной новацией для школьников станет введение с 1 сентября нового спецкурса для девятиклассников, где их научат платить налоги - "Налоговая грамотность". Пресс-служба Министерства доходов и сборов сообщала, что эта дисциплина будет постепенно вводиться в учебный курс общеобразовательных учебных заведений. Эта дисциплина знакомит детей с основами налоговой грамотности, их правами и обязанностями как будущих налогоплательщиков, а также объясняет важность налогообложения для устойчивого развития общества в целом.

Напомним, что двумя годами ранее в школах ввели курс по выбору "Финансовая грамотность", который направлен на воспитание образованного финансового потребителя, обучение школьников практическим аспектам финансового планирования и управления личными финансами. Пилотный проект курса проводился в 13 общеобразовательных учебных заведениях Киевской, Харьковской, Львовской и Черкасской областей. А в 2012-2013 учебном году количество участников проекта увеличилось до 68 учебных заведений из 14 регионов Украины. Однако опрошенные ТСН.ua эксперты отмечают, что с выводами относительно успешности данного проекта не знакомы, потому что не видели ни одной публикации по этому поводу.

"Нужно, чтобы результаты эксперимента с дисциплиной "Финансовая грамотность" были где-то опубликованы. Я такой публикации нигде не встречал, поэтому не могу никак комментировать. Хотя я слежу за подобными вещами тщательно", - отметил Игорь Ликарчук.

Что касается введения "Налоговой грамотности", эксперт отметил, что не было никаких экспериментов или психолого-педагогических исследований, которые бы указывали на необходимость введения такого предмета в школах.

"Беда с учебными планами и учебной нагрузкой, когда в зависимости от каких-то, непонятно каких факторов вводятся те или иные предметы на один-два года. Когда-то у нас вводились уроки футбола, теперь - уроки налогов... Скажите, проводился ли эксперимент, в результате которого принято обоснованное решение о целесообразности введения такого предмета? Я о таком эксперименте не знаю, как не знаю и о любых психолого-педагогических исследованиях, которые утверждали, что это нужно делать. Поэтому, по моему мнению, здесь немножко пахнет волюнтаризмом", - отметил Ликарчук.

Вместе с тем Павел Полянский отметил, что сегодня в европейской и североамериканской системах образования наблюдается обратная нашей тенденция: там на общем уровне стараются "укрупнять" школьные учебные предметы.

"А у нас школьные курсы, которых и так много, размножаются еще и еще. Да, у нас есть курс гражданского образования, который дает понимание, как функционирует государство, политические институты, экономика страны и каждой семьи. Он предвидел и ознакомление с налоговым законодательством. Долгое время у нас преподается и другой курс - "Основы потребительских знаний", который больше внимания уделяет формированию бюджета семьи, умелому им распоряжению, а также действиям человека как добросовестного налогоплательщика. А этот очередной курс "Налоговая грамотность", узко посвященный налоговому праву и налогам, если будет оставаться курсом по выбору, выберет очень ограниченное количество школ. Он был бы уместен в лицеях и гимназиях, которые готовят учащихся к поступлению на экономические специальности", - считает Полянский.

В общем, по мнению педагога, такие "мелкие" курсы, посвященные одной определенной проблеме, несвойственны школьной модели образования. Поскольку ребенок не должен быть специалистом по какому-то одному предмету, а должен получить общее образование.

"Если курс будет внедряться исключительно по желанию родительской общественности и педагогического совета учебного заведения, то ничего плохого в этом не будет. Собственно, ни знания, ни навыки лишними не будут. Если же это будет навязывание книг повелительным наклонением и склонение к тому, чтобы выбирали именно этот курс, то, думаю, педагоги и родители уже настолько к такому привыкли, что найдут, как отстоять права детей", - подытожил эксперт.

Плавание без бассейна

Однако на этом идеи чиновников по обновлению школьной учебной программы не закончились. Так, министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков предлагал ввести уроки экологии, способствующие экологическому воспитанию школьников. По его словам, министр образования Дмитрий Табачник поддержал эту инициативу, и уже с 1 сентября 2013 урок экологии в качестве эксперимента будет преподаваться в 1-2 классах.

То же время Министерство образования предложило ввести изучение курса "Основы медиаграмотности" в школах и педагогических высших учебных заведениях в 2013-2014 учебном году.

Кроме того, министр Табачник предлагал руководителям регионов поддержать идею "Уроков плавания". Он отмечал, что данная инициатива вызвана сложной ситуацией в стране относительно несчастных случаев на воде из-за неумения взрослого населения и детей плавать. А основой для этой инициативы, по его словам, стали позитивные примеры организации досуга на воде и обучения плаванию, которые успешно реализовывались в отдельных регионах, например, в Днепропетровской и Черкасской области.

По поводу введения курса "Основы медиаграмотности" Павел Полянский отметил, что нужно пилотное опробование и обсуждение. Однако добавил, что темы этого курса вполне можно изучить в контексте курса информатики. Поэтому, по его словам, очень сомнительно, что нужен такой отдельный предмет.

Идея уроков плавания у Полянского ничего, кроме "горькой иронической улыбки", не вызывает.

"Всем хорошо известно, что украинские школы не имеют бассейнов, а те бассейны, которые еще пооставались в городах, работают на платной основе. Поэтому уроки плавания - это очень хорошо, но с таким же успехом можно проводить уроки воздухоплавания, ведь, как известно, нет самолетов и стратостатов, но звучит привлекательно", - пояснил эксперт.

Относительно перечисленных идей нововведений Игорь Ликарчук отметил, что предметов и отраслей для изучения можно набрать столько, что некогда будет учить математику, физику, химию, иностранный язык и географию.

"Учебная неделя не резиновая. Она и так перегружена до невозможности. Дополнительные предметы можно вводить только за счет того, что забирать часы по изучению традиционных предметов. И вообще, сначала должны прогнозироваться последствия любых реформ, и только потом они должны воплощаться в жизнь. У нас ни такого прогноза, ни изучения эффективности этих реформ нет. Например, мы тратим гигантские средства на закупку школьных автобусов. Но за все годы существования программы никто не провел ни одного исследования, как это повлияло на улучшение качества образования. Это наш украинский подход: сначала придумываем, что делать, вкладываем деньги, а потом уже думаем - принесет ли оно пользу или нет", - подытожил педагог.

"Интеллектуальный" перекос

Детский психолог Дарья Селиванова опасается, что в результате внедрения всех запланированных новаций будет увеличиваться количество учебных часов, а, соответственно, и нагрузка на ребенка. При этом психолог отметила, что в украинской системе школьного образования есть большой перекос в сторону интеллектуального развития в ущерб другим сферам.

"У нас очень мало внимания уделяется физической нагрузке ребенка и почти не способствуют ее творческому и эмоциональному развитию. Поэтому если новые предметы еще увеличат интеллектуальную нагрузку, то, по моему мнению, это вызовет у детей дополнительную усталость", - отметила Селиванова.

Однако если новые предметы будут вводиться за счет перекомпоновки учебной программы и сокращения часов изучения других предметов, то, по мнению психолога, это может быть целесообразно. Ведь, например, с точки зрения жизни, минимальная налоговая грамотность более полезна, чем знание высшей математики, потому что с налогами приходится иметь дело всем, считает специалист.

"Поэтому, если новые предметы будут более практичны, которые можно применить в жизни - это неплохо, это плюс", - отметила Дарья Селиванова.

По поводу того, готов ли девятиклассник к усвоению такой дисциплины как, например, "Налоговая грамотность", психолог отметила, что это будет зависеть от формы преподавания, но вряд ли она будет сложнее, чем физика или химия.

"К тому же, литература, которую изучают в рамках школьной программы, часто такая, к которой готов ребенок. Например, ребенок часто не готов к изучению Достоевского в седьмом-восьмом классе. Его эмоциональное и психическое развитие совсем не приспособлено к тому, чтобы воспринимать вещи, которые учителя в связи с этим пытаются донести. По моему мнению, многое в нашей школьной программе дается не в то время, в которое могло бы даваться. Поэтому, например, налоговая грамотность вряд ли будет вызывать некоторые проблемы с усвоением, наоборот, детям это может быть полезно", - подытожила Селиванова. По материалам: ТСН
Добавлено: 18-06-2013, 12:47
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх