«Пусть весь мир подождет». О роли Ахметова в украинской энергетике

Вылезать из «каменноугольного периода» власти невыгодно - она ​​получила не все дивиденды от таких, как Ахметов

Пока в Украине ломают копья вокруг того, как внести коррективы в формулу «Роттердам плюс» и как остановить Ахметова, который продолжает богатеть на мутных угольных схемах, мир размышляет над альтернативой углю как таковом. Ни один - подчеркиваю: ни один! - Украинский чиновник не участвует в подобных дискуссиях.

Для меня поводом написания этой статьи стало недавнее выступление президента Франции Франсуа Олланда в Марокко. Этот момент упустили, кажется, все без исключения украинские медиа, чье внимание отвлекла очередная порция скандалов на властном Олимпе. Олланд призвал американского лидера Дональда Трампа соблюсти Парижской климатического соглашения, которое подписали в том числе и Соединенные Штаты.

Действительно, избрание Трампа создает определенные сложности на пути выполнения соглашения, ведь новый хозяин овального кабинета заявил о намерении нарастить в США объемы добычи нефти, угля и сланцев и тем самым поставил крест на намерениях Барака Обамы снизить выбросы парниковых газов на 26-28%. Собственно, такими и были обязательства Соединенных Штатов, взятые ими в рамках Парижского соглашения.

Думаю, излишне говорить о том, что парниковые газы разрушают тепловой баланс Земли. Зато стоит вспомнить, что страны, способные более или менее думать о будущем человечества, уже сейчас делают значительные шаги к тому, чтобы избавиться от тех видов топлива, при использовании которых выделяются парниковые газы. Это мегаважлива тематика, которая - опять-таки - есть полностью неизвестной украинскому обывателю. И не только обывателю. 

Кто, например, знает о том, что и сама Южная Африка, которая продает Украине свой уголь, первой научилась извлекать из него синтетическое топливо? Мы привыкли смотреть на Африку как на третий мир в то же время, когда Африка (в частности ЮАР), наверное, считает третьим миром нас. В этой стране уже сейчас треть всего топлива является синтетическим. Нам о таком и мечтать.

Не намерен устраивать урок химии, поэтому отмечу лишь, что синтетическое топливо в разы экологичнее за натуральное, так как содержит намного меньше вредных веществ (например, серы) и не приводит к выбросам парниковых газов. Синтетическое топливо дороже натуральное (иначе вторая уже бы уступило место первом), однако оно по крайней мере оставляет этой планете шанс на выживание.

В ЮАР его научились производить вынужденно: во время апартеида, в условиях действующих санкций, страна должна была обеспечивать себя топливом, не имея природных залежей нефти и газа. Однако дело не только в «обделенности» некоторых стран ресурсами. Богатый природный газ Катар также производит синтетическое дизельное топливо с этого самого газа. Между тем угля лишается и один из крупнейших его потребителей - Китай. Эта страна планирует к 2020 году снизить долю энергогенерирующих компаний, работающих с углем, до 67%.

Что касается Соединенных Штатов, то, по сообщению Управления энергетической информации (Energy Information Administration), в 2016 году сегмент газовой генерации впервые превзошел угольную. США, как и Китай, относятся в пятерку крупнейших в мире потребителей угля, однако в этом году объем электроэнергии на газовых источниках в США приблизился к 33%, а на угольных сократился до 32%. Тогда как в 2008 году на угольную генерацию в США приходилась половина производимой в стране электроэнергии.

Мне могут возразить, что в Америке есть газ, которого нет (или же его недостаточно) в Украине. Но в ЮАР не было ни нефти, ни газа - а там, как уже было сказано, научились добывать «золото из ртути», то есть безвредную «синтетику» из экологически непринятого угля. Вот такая несложная алхимия.

Возвращаясь в Соединенные Штаты, вспомним и тамошнюю «сланцевую революцию». Она также не упала с неба, а была следствием правильного хозяйствования и взвешенных решений. Благодаря ей американская власть сумела улучшить социальный климат в депрессивных районах Монтаны, Северной Дакоты и Пенсильвании, где как раз и залегали сланцы. Их разработка создала новые рабочие места и нанесла удар по безработице.

В целом сланцевый бум помог Америке преодолеть экономический кризис, поскольку развитие местной инфраструктуры стал одним из важнейших факторов для привлечения инвестиций. По мнению министра финансов США Джейкоба Лью, за то, что в этом году ВВП Штатов может вырасти более чем на 2%, американцы должны благодарить новым дорогам и нефтепроводам.

В Украине же тему сланцевого газа мусолят с 2010 года. Имея всего-навсего две газоносные площади - Олесько и Юзовский, наша страна так и не стала их разработку. Оба потенциальные инвесторы - компания Shell и Chevron - благополучно убежали: один - от войны, а другой - от особенностей украинского хозяйствования. Недавняя же история с сомнительным инвестором Yuzgaz BV, который претендовал на «Юзовку», вообще завершилась скандалом и отказом ему в разработке этой площади.

Однако вернемся к углю. Российские СМИ, цитируя главаря «ДНР» Захарченко, смакуют новость о том, что «республика возобновила отправку угля в Украине, поскольку та не сможет пережить зиму без дополнительных поставок». И хотя министр энергетики Украины Игорь Насалик утверждает, что у государства нет никаких «угольных» договоренностей с «ДНР / ЛНР», ни для кого не секрет, что топливо оттуда идет полным ходом. Иногда - под видом польского, иногда - без маскировок.

Энергетический магнат Ринат Ахметов, чьи вугильнодобувни предприятия остались на неподконтрольных Украины территории, а принадлежащие ему ТЭС разбросаны по всей стране, спокойно грузит черное золото с самопровозглашенных «республик». Причем, по данным Государственной фискальной службы, уголь с «ДНР / ЛНР» попадает даже на внешние рынки - в Турцию, Румынию, Словакию. Его ни с чем не спутаешь - антрацит такой марки добывается только на украинском Донбассе.

Одновременно с этим государственный регулятор ввел цену на уголь для ТЭС Ахметова по формуле «Роттердам плюс», и сверхприбыли потекли рекой в ​​тепловой генерации Украины, 70% которой контролирует компания ДТЭК Рината Ахметова. Уголь из Донбасса стоит украинскому потребителю столько, сколько стоило бы, если бы прибыло из роттердамской бирже - то есть на 125% дороже по сравнению с весной прошлого года.

Это знают все и все не реагируют. Между тем действовать нужно не только в направлении обуздания аппетитов олигархата. Надо хотя бы немного оглянуться вокруг, чтобы понять, в какой глубокой цивилизационной дыре мы оказались. В геологии есть понятие каменноугольного периода - пятого периода палеозойской эры - вот примерно там мы и застряли.

Вылезать оттуда украинской власти невыгодно - она ​​получила не все дивиденды от таких, как Ахметов. А сиденья, извините, во временной заднице (когда все вокруг разрабатывают высокие технологии) никого не смущает. Чтобы шла маржа от нечистых (как экологически, так и политически) сделок, а там - как сказано в одной рекламе - «пусть весь мир подождет». 

                Михаил Поживанов, для «Главкома»

По материалам: Главком
Добавлено: 18-11-2016, 16:37
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх