ВЫБОРЫ-2007

30 сентября 2007 года состоялись вторые в украинской истории внеочередные парламентские выборы. На первом месте вновь оказалась Партия регионов, набравшая 8 млн. голосов, что составило 34,37% голосов. По сравнению с прошлогодними выборами, в абсолютных цифрах получилось на 140 тысяч голосов меньше, но, учитывая меньшую явку, в процентах получилось даже немного больше.

На втором месте вновь оказался Блок Юлии Тимошенко. Но, фактически, именно БЮТ стал победителем тех выборов. Дело даже не в том, кто получил возможность сформировать большинство, а в том, что бютовцы получили самый большой прирост голосов – в полтора миллиона голосов, по сравнению с 2006 годом (с 5,6 млн. до 7,1 млн.), что позволило получить 30,7% голосов.

На третьем месте финишировал блок «НУНС» - 3,3 млн. голосов (минус в 200 тысяч по сравнению с 2006 годом) или 14,15%.

На четвертом месте оказались коммунисты. КПУ сумела набрать на 300 тысяч голосов больше по сравнению с прошлым годом – 1,25 млн. голосов или 5,4%.

Пятым финишировал блок Литвина, вытеснивший из парламента социалистов. Литвиновцы, как и коммунисты, сумели добрать 300 тысяч голосов по сравнению с 2006 годом. 924 тысячи голосов составили 3,96% в относительных цифрах, что позволило блоку Литвина создать парламентскую фракцию.

Социалистическая партия Мороза потеряла 800 тысяч голосов и, несмотря на отчаянные усилия «протащить» партию в парламент за счет «уточнения» результатов на Юго-Востоке, СПУ впервые с 1994 года оказалась вне стен Верховной Рады. СПУ набрала всего 670 тысяч голосов или 2,86%.

После конвертации процентов голосов, набранных на выборы в депутатские мандаты, оказалось, что провал социалистов разрушил не только довыборные пасьянсы и возможную коалицию, но и привел к тому, что Партия регионов потеряла возможность сформировать большинство, поскольку вместе с коммунистами и блоком Литвина, у регионалов насчитывалось только 223 мандата. В то время как БЮТ и НУНС получили 227 депутатских мест.

Вновь возникла необходимость сложных переговоров. Конечно, Ющенко не очень горел желанием делать Тимошенко премьер-министром. Скорее, он был готов вновь поручить формирование правительства Януковичу в коалиции с НУНС, но команда в его блоке была сформирована таким образом, что там не было возможности собрать большинство внутри фракции за такое решение. А тогдашняя трактовка Конституции и понимание механизма парламентского большинства не позволяла иной процедуры его формирования. Это в 2010 году окажется, что в октябре 2007 года можно было «прочитать» Конституцию иначе. И «новояз» был впоследствии узаконен Конституционным Судом, в котором «прозрели» судьи, но тогда до такого варианта развития событий не додумались. Или не решились.

Литвиновцев в расчет то ли не захотели брать, чтобы не делить с ними должности, то ли у них были очень серьезные обязательства перед Партией регионов, по слухам выступившей в качестве одного из спонсоров блока Литвина, но в оранжевую коалицию записались только БЮТ и НУНС.

Спикером Яценюка избрали быстро, а вот с главой правительства получилась заминка. Но фишка была в том, что в самом НУНС было несколько человек, которые не хотели видеть премьером Тимошенко. Например, Плющ и Ехануров, которые об этом высказывались публично. А при том, что «оранжевая» коалиция имела всего 227 голосов, для результативного голосования нужно было не меньше 226. Потому при первом голосовании кандидатура ЮВТ не прошла. У бывшего киевского градоначальника Омельченко карточка не сработала (по его словам). Голосовали снова, и снова не было желаемых 226 голосов. Последовала целая история переговоров и уговоров, хронологию которой можно без труда найти в интернете, но при втором голосовании Тимошенко таки была избрана премьером. А дальше произошло то, что произошло. И что аукается до сих пор.

Что касается избирательных списков, то наибольшие изменения произошли в среде регионалов, которым пришлось обеспечивать местами в списках новообращенных бютовцев и «нашеукраинцев», которые откликнулись на призыв большинства и, сначала тонким ручейком, а потом полноводной рекой потекли в «Антикризисную коалицию» осенью 2006 и весной 2007 годов. Так в списке партии регионов оказался бывший «нашеукраинец» баскетболист Александр Волков, бывший «оранжевый» вице-премьер Анатолий Кинах, Василий Гуреев, Александр Горошкевич, «бютовцы» - Василий Хмельницкий, Максим Луцкий, Олег Надоша… Пытливый читатель без труда может продолжить этот список, зайдя на сайт Центральной избирательной комиссии и сличив избирательные списки 2006 и 2007 годов.

Также «старым регионалам» пришлось потесниться в своем списке для того, чтобы в нем достойные места заняли те, кто, не пройдя в парламент в 2006 году в составе блока Литвина, решил выбрать в 2007 году более надежный вариант: например, нынешний глава Администрации Президента Сергей Левочкин и Нвер Мхитарян. Социалист Андрей Деркач, хоть и получил депутатский мандат в 2006 году, спустя год не поверил в силы СПУ и не ошибся, перейдя в Партию регионов. Парламентское место в составе регионалов получила и Инна Богословская, возглавлявшая в 2006 году партию «Вече».

Блок Юлии Тимошенко в 2007 году интегрировал в себя несколько бывших социалистов, не согласившихся в 2006 году с действиями Мороза и не вошедших в «Антикризисную коалицию». Так, в списке БЮТ баллотировался Иосиф Винский. Также решили не искушать судьбу самостоятельным плаванием и представители партии «Реформы и порядок», которые в 2006 году неудачно шли на выборы в составе блока «ПОРА-ПРП», в результате чего список БЮТ пополнился Виктором Пинзеником, запорожцами Сергеем Соболевым и Вадимом Трофименко, Игорем Грынивым, Остапом Семераком, Михаилом Поживановым.

Блок НУНС объединил вокруг себя так и не раскрутившуюся «Нашу Украину» и, напротив, стремительно набирающую обороты «Народную Самооборону» Юрия Луценко, финансировавшуюся Давидом Жванией. Также в этот блок вошло много мелких партий, представленных только своими лидерами только по той причине, что других членов в этой партии не было. Блок «НУНС» получился достаточно мощным по именам, но главным его недостатком было то, что он вынужден был ассоциироваться с именем Ющенко, потерявшим к тому времени две трети своего рейтинга и потому ничего не сумевшим добрать к результату просто «Нашей Украины» в 2006 году.

Кроме того, блок был сшит как лоскутное одеяло и, естественно, начал расползаться по швам еще до открытия первой сессии. То, что фракция НУНС сегодня существует только на бумаге, в общем-то, неудивительно, потому что такова судьба большинства партий потерявших власть. Но ведь неоспоримым фактом является то, что фракция не могла собрать и половины своих членов на заседание фракции еще в те времена, когда Президентом Украины был лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко. А его однопартийцы критиковали своего лидера-Президента едва ли не больше, чем его оппоненты из Партии регионов.

В Запорожской области первое место, так же как и в 2006 году, заняла Партия регионов. И голосов набрала примерно столько же – всего на 3 тысячи голосов меньше (516 тысяч против 519 тысяч голосов), что с учетом более низкой явки дало прирост в 4% (55% против 51%). БЮТ добавил в нашем регионе 26 тысяч голосов (136 тысяч против 110 тысяч), что дало прирост в 3,5% (14,66% против 10,94%). Да-да, ошибки здесь нет. Такая вот арифметика. «НУНС» потерял 10 тысяч голосов из своего и без того скудного запаса 2006 года (43 тысячи против 53 тысяч) и вместе с ними 0,6% (4,7% против 5,3%). В то же время КПУ нарастила 20 тысяч голосов, добавив к своему результату 3%. А вот кто удивил – так это блок Литвина. Вместо 20 тысяч голосов в 2006, за счет эффективных технологий, год спустя было набрано 50 тысяч, что дало прирост в 3,4% голосов (2% против 5,4%).

Настоящую электоральную катастрофу потерпела партия Натальи Витренко: 16 тысяч голосов в 2007 против 66 тысяч в 2006. Впрочем, объясняется это просто. ПСПУ просто не имела развернутых структур, а выезжала исключительно на харизме своего лидера. В 2006 году этим имиджем решили воспользоваться запорожские бизнесмены, вошедшие в списки «Народной оппозиции» на местном уровне, чтобы получить мандаты депутатов местных советов. Они вложили немалые деньги и, естественно, оберегали свои интересы как зеницу ока, в том числе и на избирательных участках, особенно в момент подсчета голосов. В 2007 году Витренко с ее политической силой была им до лампочки, а потому блюсти ее интересы было просто некому и не за что. А на нет, как говорится, и голосов нет.

Больше парламентских выборов в Украине пока не было, а потому сайт «Паноптикон» обязательно подумает над тем, что может быть связано с избирательной историей в Украине и в нашем регионе, и расскажет об этом своим посетителям.
Добавлено: 9-11-2011, 17:35
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх