Непрерывная депрессия среди запорожских стен

Иногда поражаешься оценкам нашего города со стороны. Запорожье – эталон совкового серого убожества. Здесь невозможно жить, среди окутанных смогом унылых многоэтажек, навевающих тоску и сеющих чувство свинцовой беспросветности. Ну и так далее, в том же духе.

Я помню пафосную презентацию новых проектов жилых домов в мэрии, в предкризисное лето 2008-го года. Застройщики показывали чертежи, рассказывая о полном наборе всех современных удобств и гармоничном сочетании их проекта с окружающим пейзажем, Карташов благосклонно кивал. А затем вставали городские архитекторы, сухонькие старички лет за 60, и начинали мешать с дерьмом эти же проекты, обвиняя их в невыразительности, серости и прочих эстетических прегрешениях.

Карташов продолжал благосклонно кивать, застройщики краснели, начинали запинаться и обещали, что обязательно учтут эти конструктивные предложения. Конструктивных предложений, однако, не поступало, критика сводилась к общему «Все у вас как-то скучно, ну тошнит прямо, слов нет ». Я смотрел на убеленных сединой критиков и отчаянно пытался вспомнить, что же за последние лет 30 было построено в городе интереснее и эстетичнее предложенных домов – должны же были пресловутые старички себя как-то проявить, помимо утверждения проектов крылечек к офисам и магазинам.

Дизайнер всея Руси Артемий Лебедев, посетив наш город дважды, нашел лишь одну интересную вещь в нем – пафосные дома в стиле «сталинского ампира», идущие по проспекту от «Украины» до плотины. Еще один блоггер с богатым внутренним миром, далеко не столь известный, как-то заехал из Харькова в Запорожье со стороны Бабурки туманным осенним утром. Окружающая обстановка сподвигла беднягу на фотосет из мрачных, окутанных дымкой высоток, и нескольких истерических подписей к ним, где рассказывалось о давящей серости, тоталитаризме, незримой сталинщине и прочих ужасах. Этой записи уже несколько лет, но до сих пор люди приходят в комментарии рассказать, какой он дурак или, напротив, как он прав.

Лично я люблю наш город и «коллекционирую» его уголки, обладающие какой-то индивидуальностью. Я обожаю квартал, который формируют бульвар Шевченко, проспект Ленина, улицы Победы и Тюленина, с его запутанными тихими двориками и двух-трехэтажными домами. Люблю дворы между филармонией и «пьяным» домом. С женой мы исходили почти всю старую часть от Запорожья-2 до Анголенко.

Да, интересных мест хватает, но это именно «островки», которые еще надо найти и прочувствовать. Поводов для позитивных оценок у большинства запорожских домов и кварталов совершенно нет. Функциональная коробка, никаких балясинок, кариатид и пилястров не полагается. В лучшем случае панельные дома могли быть выложены мелкой квадратной плиткой, в случае неимоверного везения – этой же плиткой, но уже разноцветной, могла быть выложена какая-нибудь соцреалистическая мозаика – рабочие с колхозницами, трактора со спутниками, и т.п. Во дворе – детская площадка, наполовину разломанная, если повезет – под домом есть палисадник, который по мере возможностей поддерживают в приличном виде жильцы постарше.

А это – торцы запорожских домов.



Голая кирпичная стена, 10 метров в ширину и 15-30 в высоту. Таких везде дополна.



Наружную рекламу на них не повесить, аудитория из жильцов двора и «постоянных прохожих» слишком мала. Зато можно раскрасить ее!

Уже сейчас периодически используют граффити для вполне «позитивных» целей – как указатель к магазину крепежных изделий


или просто для изображения Винн-Пуха и всех-всех-всех.


Кстати, носовского «Незнайку в Солнечном городе» принято считать адаптацией коммунистических идей для самых маленьких. Среди всех прочих лучезарностей бытия в Солнечном городе были и яркие раскрашенные стены. Коммунизм не удался, и от развитого социализма мы унаследовали лишь вертикальные сотки угрюмого однотонного кирпича или плитки, от которых на душе делается так же однотонно.

Может, это потянет какая-то политическая партия – вот недавно «сильноукраинцы» организовали команде граффитистов возможность покрасить трамвай. Для покраски 5-этажной хрущевки краски пойдет в несколько раз больше, работать придется с крана, и предварительно нужно еще будет поломать парочку бюрократических барьеров – коммунальщики, архитектура и прочие от подобной инициативы испытают когнитивный диссонанс и будут старательно отфутболивать от себя ответственность за художников. Можно даже не сильно стремиться в небесные выси, а ограничиться уровнем первого-второго этажей. 

Если не крысятничать на краске и делать граффити на северных торцах, куда палящее летнее солнце заглядывает лишь с утра, то рисунок продержится много лет. Сюжетов хватит даже без отсылок к истории, ставшей в последнее время болевой точкой. Пусть это будут нейтральные пейзажи а-ля «обои из стандартного набора Windows» - зеленые поля, закат в облаках на море, рассвет в горах. Или сказочная жар-птица всех цветов радуги размерами 7 на 10 метров, или Мэрилин Монро, или Винни-Пух с Пятачком. Можно даже собирать жильцов и выдвигать на утверждение эскизы.

Плюсы – создание почвы для перепрофилирования в «туристический центр», о котором все говорят и никак не сделают. Будем устраивать экскурсии среди жилых кварталов (и волей-неволей улучшать их вид, чтобы перед заграницей не было стыдно). Улучшение настроения среди самих жильцов, и небольшой прогресс по множеству позиций, на которые влияет психическое состояние – от показателя бытовой преступности до уровня сердечно-сосудистых заболеваний. Даже когда за год люди привыкнут к картинке на торце и она будет восприниматься как фон, такой фон, отложившийся в подсознании, будет намного лучше.

Прочитав эту колонку, еще неоконченную, моя замечательная жена вспомнила свою школьную учительницу литературы. Однажды та рассказала классу, как была в психдиспансере на Седова на выставке работ душевнобольных. Среди всего прочего она увидела рисунок одного шизофреника,

где Запорожье изображалось накрытым мрачным давящим куполом. Многие люди, вполне нормальные, ощущают на себе его давление, в той или иной форме, и покидают наш город навсегда. Если однообразные стены запорожских домов хоть на пол-процента станут яркими и неповторимыми, это будет первой трещинкой в куполе.

Сергей Сидоров
Добавлено: 19-07-2011, 07:39
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх