Николай Засеев-Руденко: «Я спрашиваю у Горбачева: «Зачем вы у Ро Дэ У 100 тысяч долларов взяли?». А он мне: «Он дал, я и взял»

Предвыборная кампания в разгаре. Переизбыток политики на страницах СМИ заставил «Паноптикон» искать альтернативу и мы нашли ее в лице человека очень известного, хотя, вначале вам может показаться, что вы никогда раньше ничего о нем не знали. Но если напрячь мозг и вспомнить фильмы: «Тайна известная всем», «Слушать в отсеках», «Поляна сказок», «Дорога в ад», «Черная рада», «Запорожец за Дунаем» и многие другие, то знайте, что режиссером всех этих картин был кинорежиссер, сценарист, актер, Заслуженный деятель искусств Украины, Народный артист СССР Николай Викторович Засеев-Руденко. За свою жизнь он снял 20 фильмов, сыграл почти в 30-ти, выступил сценаристом пяти картин, сейчас работает над следующими. Этот удивительный человек отдал кинематографу 56 лет своей жизни, работал с выдающимися звездами советского экрана, был свидетелем уникальных политических событий, и сегодня он гость нашего информационного портала.

- Начну с фильма «Генералиссимус» о Сталине, где вы, в отличие от всех историографов последнего времени, не делаете из него тирана, сатрапа и чудовище. Почему Сталин у вас не такой, как у всех?

- Я хотел, чтобы Сталин был у меня максимально реальным, не благодетелем, не даже победителем над фашизмом, а просто человеком, со своими слабостями. Я хотел точно провести грань: где виноват, там виноват, но не надо навешивать на него то, чего не было.

Негодование вызывают фильмы и книги, где вождю залезли в ширинку: с кем, где, когда и сколько. Как людям не стыдно? Да, он во многих вещах виноват, но это что, повод?

Столкновение таких титанов, как Сталин и Троцкий, конечно, дорого обошлись государству. Изучив архивы, я понял, что Троцкий был страшным человеком, впрочем, там вся компания была ему под стать. Но потряс факт: когда Троцкий отправлял на Украину отряды продразверстки, его спросили: «Как  быть, там же люди! Как можно у них все отнимать? Они же погибнут!». Знаете, что он сказал? Он сказал, что его не интересует народ Украины, он плодовитый, и уточнил, что его интересуют только уголь, пшеница и чернозем. И еще неизвестно, что было бы хуже для нас с вами, если бы этой схватке победил не Сталин, а Троцкий.

Фильм «Генералиссимус», кстати, показали не только мы и Москва, Минск тоже его показывал, что меня удивило, там много неоднозначных моментов.

- Вы создатель фильма о климатическом оружии «Оружие Зевса», который 24 года пролежал в Москве на полке, но теперь, наконец, попал к зрителю. Что в нем такого страшного, что не пускали? Почему фильм так долго шел к зрителю?

- Скажу вам честно, начинал этот фильм другой режиссер, не хочу называть его фамилию, я работал тогда над другой картиной. Этот фильм делался по заказу Гостелерадио СССР. На тот момент у них в Гостелерадио были умнейшие руководители, чего стоил один Лапин*! Ради музыки к фильму они даже поехали в Америку к известному композитору и блюзмену Эдди Тернеру, отдыхали там, гуляли, проездили много денег, но Тернер сказал: «Я не могу работать с этим режиссером, у него в мозгах опилки».

Что-то там у них не пошло, а я на тот момент уже много фильмов для них снял, и они обо мне вспомнили, вызвали в Москву, объяснили ситуацию и говорят: «Мы тебя отправим туда, откуда не возвращаются», с иронией намекая, на то, что наши стали массово оставаться на Западе и просить политического убежища. Это был 1989 год, накануне перестройки, когда в Литве и Латвии памятники Ленину приходилось охранять. Я согласился, но я настоял на том, чтобы начисто переписать режиссерский сценарий – переписал от и до, и выехал снимать.

Фабула фильма проста: один немецкий ученый открыл механизм рождения природных сил, т.е. закономерности стихий – то, что сегодня называют климатическими войнами: все катаклизмы, что сегодня происходят на Земле, это климатические войны.

Мы поехали снимать, я пригласил всех суперзвезд. У меня снималась Аллочка Ларионова, снимались все литовские звезды кино. Снимали очень быстро, особенно первые пять серий, и 17 августа 1991 года мы сдали всю картину. Приехал Кравченко*, тогдашний председатель Гостелерадио, посмотрел две серии, понравилось, 18-го мы пили водку за то, что так удачно сняли, а тут путч, попытка переворота, которого скорее не было, чем он был… Я об этом подробно рассказал в фильме «Князь тьмы», это экранизация потрясающей книги Бориса Олейника «Два года в Кремле». В этом фильме у меня снималось все бывшее партийное руководство Советского Союза.

- Что-то я не слышала о таком фильме? Он вышел на широкий экран или нет?

- Объясняю: снимались Рыжков, Лигачев, Лукьянов, Болдин, Бакланов, Язов, Варенников, Крючков, Кравчук… Все они были у меня в фильме и в камеру рассказывали, как они продали, пропили и проиграли в карты великую страну. Я сейчас не хочу рассуждать на тему, хорошая это была страна или плохая, просто описываю факт, как случилось то, что случилось.

Я как-то Варенникову* сказал: «Может, настанет время, и вам поставят памятник», он отвечает: «Да, поставят и напишут – мудаки!». Вот такую мы сняли картину и показали ее в малом зале Думы. Смотрело все бывшее руководство, это был шок!

Снимали мы, конечно, со страхом. Съемочная группа состояла из меня, оператора, а главную роль играл хорошо известный вам актер Виктор Степанов, он в свое время играл Ломоносова, а у нас выступал от автора, еще на съемках иногда присутствовала его жена. Мы подобрали уникальную хронику, приехали в Кремль с камерой, а туда с камерой нельзя, но мы ее спрятали в спортивную сумку, она была маленькая.

И Степанов начал читать там антиельцинские монологи, и это в самых разных уголках Кремля! В это время подходят двое в штатском, жена Степанова испугалась, говорит: «Сейчас нас повяжут», но тут я начал клоунаду и говорю: «Здравствуйте, вы же знаете знаменитого актера Степанова?», - они: «Конечно». - «А мы снимаем здесь картину ко дню рождения Александра Гавриловича Пушкина, сказку о царе Салтане». Я несу весь этот бред, а в голове одна мысль: вдруг кто-то из них сейчас скажет – дайте кассету – и нам все!

Но вдруг, один из охранников говорит: подождите, разве у Пушкина отчество Гаврилович? Второй просыпается и кричит: «Да нет, какой Гаврилович? Он Александр Сергеевич! Вы вообще кто и откуда?». Я блею: «Мы из Замоскворецкого дома пионеров». А они нам в гневе: «Идите вы отсюда!», и даже сказали конкретно, куда. Мы, с радостью, что пленку не отобрали, уехали снимать на Красную площадь.

У нас на Красной площади вышел такой великолепный ассоциативный кадр: тогда возле мавзолея охраны не было, и две банки немецкого пива, брошенные кем-то из туристов к дверям мавзолея, стучат друг об друга, словно иностранные гости или новые веяния просятся в гости к вождю мирового пролетариата. Я оператору: «Быстро снимай!» - сняли, получилось.

На показе присутствовало все бывшее высшее руководство СССР. Фильм получился очень хороший, но, после того, как мы показали его в малом зале Думы, я его больше не видел. И копии не сохранилось нигде. Тогда же не было DVD, были кассеты, с которыми мы и приехали на показ, продюсер был последним, кто держал этот фильм в руках, и я думаю, что он этот фильм продал.

- Кому он мог продать ваш фильм?

- Да хоть Горбачеву! Там были уникальные кадры, например, как Горбачев взял 100 тыс. долларов у Ро Дэ У*. Я же не просто так называю такие фамилии, был прецедент: мы, перед самым показом фильма «Князь тьмы» сидим в гостинице «Мосфильм», пьем горилку с перцем, сальцом закусываем, заходят двое в штатском и между нами происходит такой диалог:
- Здрасьте! Вы Николай Викторович?
- Да.
- Вы снимаете «Князь тьмы» по книге Бориса Олейника? - я киваю утвердительно.
- Завтра показ в малом зале?
- Да.
- А сколько идет картина?
- Часа четыре.
- А вы не можете сначала ее у нас показать?
- А у вас это где?
- В фонде Михаила Сергеевича Горбачева
- Почему нет? Конечно, можем.
- А сколько это будет стоить?
- Сто тысяч долларов?
- Сколько?! Каких сто тысяч долларов?!
- Тех сто тысяч, которые Горбачев взял у президента Южной Кореи Ро Дэ У.
Немая сцена, они уходят.

Чтобы вы понимали, о чем речь: мы с Южной Кореей на тот момент не поддерживали ни политических, ни экономических, ни торговых отношений. Спрашивается: за что и зачем он взял такие деньги у корейского лидера? Это все мне рассказал господин Болдин, который тогда руководил канцелярией и этот вопрос я задал Горбачеву, когда мы снимали фильм. Знаете, что он мне ответил? Не поверите: «Мы гуляли в парке, он дал, а я взял», и это в кадре говорит президент Советского Союза!

- То есть фильм «Князь тьмы» исчез навсегда?

- Очень надеюсь, что когда-нибудь, когда умрут последние предатели великой империи СССР, он отыщется.

- С этим фильмом понятно, но в чем провинился фильм «Оружие Зевса»? Там же бывшие партократы не давали разоблачительных интервью?

- Фильм мы сняли, но тут переворот, сняли Кравченко. К власти пришел Ельцин, хотя там не все однозначно с тем, кто совершил переворот, но в этой неразберихе картину сунули на полку. Представьте: экологическая драма о том, как человек открыл закономерности природных стихий т.е. оружие мифического бога Зевса, описал, как возникают наводнения, землетрясения, цунами и тайфуны – показалась тогдашнему руководству опасной.

Согласно фильму, оказывается, не надо ни водородных бомб, ни атомных, ни химического оружия. Достаточно сидя перед монитором компьютера, навести курсор куда хочется, и там будет землетрясение или любая другая климатическая аномалия, причем ее силу можно регулировать, с учетом того, какие материальные ценности кажется уместным сохранить захватчикам. И такая картина 24 года пролежала на полке. Я знаю, почему она там столько пролежала, сейчас такие вещи показывает любой уважающий себя телеканал.

- И вы даже версии не имеете, почему?

- Версия, если честно есть, даже не версия, а полная уверенность, но если я вам ее озвучу – вы никогда этого не напечатаете.

- Мы напечатаем!

- Я знаю, о чем говорю, и это совсем не от желания напустить туману, поверьте, я просто не имею права.

Так вот, фильм столько лет на полке и вдруг, руководитель канала «Культура» на Украине, говорит мне: давай покажем твою картину? Я, конечно, с радостью согласился, ведь картина-то официально принята, есть подтверждающие документы. Так, Украина оказалась первой страной, где показали этот фильм.

После премьеры в Киеве была потрясающая пресса, и вдруг, буквально месяца два назад, Москва, канал «Дом кино», показывает пять серий, каждый день в 12:00. Мне это очень приятно, во-первых, потому что я сам играл там шефа американской полиции Боба Митчелла, а во-вторых, в память о людях, что работали над картиной, ведь половины уже нет в живых. Шутка ли, четверть века прошла!

- С кем из знаменитых актеров довелось поработать?

- Я снимал всех звезд советского экрана: Вицина, Моргунова, Спартака Мишулина, Пуговкина, Эллину Быстрицкую, Люсю Гурченко, Аллу Ларионову, Старыгина, Щербакова, Мориса Лиепу… Все ушли, только Быстрицкая, слава богу, держится. Последним ушел гениальный Ступка, он великолепно снимался у меня в «Черной Раде», как он сыграл гетмана Брюховецкого. Очень здорово сыграл!

- «Черную Раду» хоть без проблем показывают?

- Да, там девять серий и на Украине картину много раз давали. Снимали мы ее тоже очень быстро, с проявкой в Будапеште. Очень качественное видео и звук! Это при том, что я снял ее за четыре миллиона гривен! Как удалось? Элементарно. Не крали и пили умеренно!

Когда сегодня режиссеры просят по 18 миллионов на скромные картины, мне смешно и странно, зачем им такие деньги? Я сказал нашему министру культуры: «Михаил Андреевич, говорят, бюджет украинского кино в год составляет 130 миллионов гривен? Отдайте их киностудии Довженко: 20-25 миллионов в год на один фильм и мы будем снимать вам каждый год по четыре фильма. Обязательно один детский, одну историю любви, только без пошлости, без раздеваний, без секса и грязи, которыми все уже давно сыты по горло, и, обязательно, раз в год, нужно снимать музыкальную комедию, ведь мы же певучая, веселая нация, мы же все постоянно поем! А на закуску,  какой-то хороший, забойный детектив. Все, этого вполне достаточно!».

- Но ведь вы сами говорите, что не хотят режиссеры снимать за такие «копейки», и кроме киностудии Довженко есть же еще желающие на эти бюджетные 130 миллионов?

- Я точно знаю, что деньги на кино в стране есть, но их очень трудно выбить. Я уже несколько лет пытаюсь пробить «Ревизора» по Гоголю, и не могу, потому что там наверху чиновники никак не могут решить, какой он был национальности. А собственно, какая разница, если он наш великий земляк? Мы ни разу не снимали «Ревизора». Снимали все: «Ленфильм», «Мосфильм», болгары, поляки… Я не знаю почему, но не хотят наши чиновники Гоголя.

- Может быть, потому что в литературе Гоголя слишком много хорошего и воспитательного? А если бы вы принесли наверх сценарий обновленного «Ревизора», где у главного героя вместо взяток были бы гомосексуальные контакты с верхушкой города, как думаете, взяли бы в работу такой фильм?

- Никогда бы не снимал такую гадость ни за какие деньги, и я не знаю, разрешили бы или нет, но в качестве примера расскажу случай: я был со своим фильмом в одном из украинских городов, не буду называть в каком, и вижу афиши – спектакль «Отелло», как не посмотреть? Классика! Шекспир!

Весь спектакль более или менее был относительно хорош, но наступает финальная сцена, все ее знают. Я, вместе со всеми, с нетерпением ждем момента, когда Отелло спросит жену: «Молилась ли ты на ночь Дездемона?», но ничего подобного. Отелло спрашивает: «Купалась ли ты на ночь Дездемона?», она ему отвечает: «Увы, любимый, не было воды», - он ей «О ЖЭК проклятый….», и далее в том же духе.

Я думал, что умру от стыда, но это еще не все, финал был страшен: Эмилия, служанка Дездемоны и сама Дездемона, лежат в одной кровати, а Яго и Отелло во второй. Выходит Кассио и держит платок Дездемоны, из-за которого весь сыр-бор,  бросает его Отелло, тот кричит: «О горе мне!» и закалывается кинжалом. Что интересно, зал умирает от восторга, а я чуть не умер от стыда. Думаю: нет, надо выпить водки, чтобы переварить все это и выжить! Что это было?! И если бы это единичный случай.

Довелось мне еще один «шедевр» современной постановки Шекспира пережить. Дают «Ромео и Джульетту», открывается занавес – два главных героя, он и она, сидят на унитазах. Режиссер – молодец, НОВАТОР! Для которого главное темные очки, чтобы не было видно отсутствия совести и абракадабры. Больше ничего не  нужно. Такому человеку плевать на Шекспира, на классику, на Украину, ему кроме денег, ничего от жизни не надо. Нет, еще, чтобы его имя мелькало в скандальчиках, это, типа, слава пришла.

Я сразу встал и ушел, не могу и не хочу смотреть дальше, мне сразу все понятно, а вот молодежь – жаль.

Продолжение следует

Илона Наныкина


*Сергей Георгиевич Лапин (15 (2) июля 1912, Санкт-Петербург — 7 октября 1990, Москва) — советский партийный и государственный деятель. Председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 — Гостелерадио СССР) (17 апреля 1970 — 16 декабря 1985). Герой Социалистического Труда (1982).

*Кравченко Леонид Петрович 1990—1991 — председатель Гостелерадио СССР. Будучи председателем Гостелерадио СССР, 19 августа 1991 г. подчинился решениям ГКЧП и ввел режим строгой политической цензуры на телевидении, запретил подавать информацию из Белого дома. По указу президента СССР был смещен с занимаемой должности.

*Валентин Иванович Варенников (15 декабря 1923 года, Краснодар, СССР — 6 мая 2009 года, Москва, Россия) — советский военачальник и российский политик, генерал армии (17.02.1978). Депутат Государственной думы РФ 2-го и 4-го созывов, президент Международной лиги защиты человеческого достоинства и безопасности. Входил в состав ЦК КПСС и КПРФ, совет фракции «Родина», был заместителем председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство».

*Ро Дэ У, в русскоязычных изданиях Северной Кореи используется написание Ро Тхэ У, в Южной Корее имя произносится как Но Тхэ У (4 декабря, 1932 года, Тэгу) — бывший президент Южной Кореи, генерал и политик. Он был шестым президентом Южной Кореи (1988—1993) (тринадцатым, если считать правительство в изгнании, де-факто не руководившим страной). Являлся преемником бывшего военного президента страны Чон Ду Хвана. Победил на первых демократических выборах в стране в 1987 году, опередив кандидатов от оппозиции, впоследствии также ставших президентами — Ким Ён Сама и Ким Дэ Чжуна.
Добавлено: 12-10-2012, 16:37
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх