Украинский мир

В "русском мире" нет ничего такого, чего не найдётся в украинском. Я не про "лугандонскую вату", хотя и про неё тоже. Всё, чем русские любят гордиться, в Украине тоже наличествует.

Не хуже, не лучше, а то же самое или такое же точно. Но кроме общего и похожего, Украина имеет свои национальные "деляночки", свои "крапинки", свои "кубышки". И свой язык, конечно. Украина, между прочим, по-украински "имеет" всё то, что в русском мире просто "есть" - такая вот филологическая подробность для знатоков языкознания.

Так устроены империи, что "их мир" - культура, наука, экономика - формируются всеми колонизированными народами и, в какой-то степени, за их счёт. Российская империя, не разбросанная по отдалённым друг от друга территориям, кооптировала национальные элиты колоний в "русский мир" наиболее успешно. Поэтому грузинский князь "царской крови" Пётр Багратион - русский полководец и герой, армянин Айвазовский - русский живописец, а украинский полуполяк Гоголь - русский писатель.

Не новость, что "поскреби любого" русского гения искусства и науки, или выдающегося общественного деятеля, отыщешь в его предках не только татарина, но и немца, поляка, еврея, прибалта, выходца с Кавказа или Балкан, а то и арапа африканского, которые, однако же, в поколениях необратимо русифицировались. В этом смысле Гоголь выделяется из общего ряда уже тем, что никогда своей "малоросской" идентичности не утрачивал - он буквально "внёс" её в русскую культуру, породив тем не только великие литературные произведения, но и основу для непрестанных спекуляций на тему "Украина - часть России". Но если бы только Гоголь.

Русской культуре отказаться от Гоголя невозможно: он - один из её столпов. Невозможно ей отказаться также от "Слова о полку", от Никонианской (киевской) редакции церковнославянского языка (определившей дальнейшее развитие русского литературного), от украинской музыкальной культуры - именно этим объясняется врождённая приверженность великоросской интеллигенции идее "триединства", её ревность к "украинским сепаратистам", якобы раскалывающим великую общерусскую культуру. Средний русский интеллигент как бы застывает перед идеей украинской независимости со смертельной обидой на лице: как, вы хотите вот это наше общее разделить и отобрать?!.

Напрасные страхи, однако. Украинцы уже "подарили" (вольно или невольно) русской культуре часть своих сокровищ и отбирать подарки по "братскому примеру" даже не помышляют. Да и нужды нет. По двум причинам. Во-первых, вся русская культура в полном объёме доступна любому украинцу, как восточному, так и западному. Это русские из отдалённых от Украины районов не понимают мовы, а украинцев, не понимающих русский, вы не найдёте даже в глухих западенских сёлах. Хоть Гоголя, хоть Чехова в оригинале может читать буквально каждый, было бы желание. А во-вторых, у народа, недавно обретшего политическую независимость, есть более насущные культурно-языковые проблемы.

Конечно, более чем трёхсотлетнее существование языка в статусе регионального при имперском русском даром не прошло. За это время язык выпал из некоторых областей применения (например, наука и делопроизводство) и в этой части не развивался. Поэтому, при всём лексическом богатстве и образности украинского разговорного и литературного (русский тут ему заметно уступает), остаётся проблема относительной бедности профессиональной, деловой научной и прочей специальной лексики. Не "ужас-катастрофа", отнюдь, и не количественная недостача - слов хватает, разумеется. Но, например, директивное советское "национальное языкотворчество" оставило в мове немало образцов впечатляющей "глухоты" к её мелодике и семантике, типа пресловутых "райсобесов" в русском. И всё же, это - мелочи, хоть и неприятные, потому что живой язык, развиваясь, постепенно избавится от "лексических уродцев" и естественным образом заполнит лакуны - всё зависит от творческого потенциала народа-носителя языка и от возможности этот потенциал реализовать. А в этом смысле у меня плохие новости для "ментальных старших братьев": русская культура уже перестала играть ведущую роль в украинско-русском тандеме и никогда её себе не вернёт.

Собственно, ведущая роль русского никогда не касалась народного языка украинцев - он, как я уже сказала, шире и богаче русского, благодаря множеству хорошо развитых, но не оторванных друг от друга диалектов. Он как раз - старше, да и мелодичнее. Но в рамках "имперского проекта" русский обеспечивал доступ к образованию и выступал основным языком интеллектуальной сферы. Проще говоря, для выдвижения в любого рода элиту, для функционирования в науке, искусстве, политике и, практически, в любом виде деятельности "личная языковая русификация" была необходимым условием. С другой стороны, само опережающее развитие русскоязычной культуры становилось стимулом к русификации: Гоголю с масштабом его дарования надо было стать на плечи литературных гигантов, а не закладывать фундамент на пустом месте. Физику, математику, философу, дипломату, купцу и заводчику русский язык был необходим, а украинский - нет. Понимаю, многим в РФ хотелось бы, чтобы так оно и оставалось. Но - для кого к сожалению, а для кого к счастью - сие уже невозможно и от нас не зависит.

Сегодня Россия не может предложить никому в мире свой привлекательный модернизационный проект. Такой, к которому хотелось бы присоединиться и подражать. Напротив, она скатывается в агрессивную имперскую архаику, опасную всем соседям, а Украине, пожалуй, более прочих. Вопреки представлениям русских имперцев, Украина имеет не только общее с Россией прошлое, но и свою историю, в которой её западная культура, глубоко отличная от московской, и самобытная протогосударственность юго-восточной Гетьманщины оказались подавленными на три столетия, почти уничтоженными, но - не забытыми. Антиимперские настроения, чувство сопричастности общему европейскому миру и неприятие "азиатской" монархии, закрепостившей "вольных гречкосеев", никогда не угасали в украинцах-малороссах - они лишь ждали своего часа. В "украинской мечте" никогда не было "доброго царя", или "справедливого царя". Задолго до образованный российских народников украинские крестьяне мечтали только о земле и воле, то есть - о самостоятельности имущественной и гражданской. Это - принципиально иная, не "русскомирная", глубинная политическая культура народа.

Современному украинцу - да и не только украинцу - для того, чтобы коммуницировать на самом передовом уровне науки, культуры и экономики, русский язык не нужен. Нужен английский, кроме родного. Немецкий не помешает. Японский или китайский дадут дополнительные возможности. А русский - нет, не нужен ни для какого дела совсем. Кроме бытового общения. То есть, по сфере применения русский и украинский языки тут "поменялись местами".

Не "спровоцированная госдепом русофобия" тому причиной - не будем себе придумывать бредовых оправданий. В том только наша беда и вина, что для молодого начинающего химика в России сегодня нет Менделеева, для физика - нет Ландау и Капицы. Причём, ещё недавно они тут были, но уехали, а оставшиеся уже пакуют чемоданы. В самом деле, что им делать в стране, в которой больше нет академии наук? Переквалифицироваться в управдомы, конечно, можно, но "управдом Абрикосов" украинским студентам не интересен, а нобелевский лауреат Абрикосов живёт в США и читает лекции по-английски. Гейм - во Франции, Новосёлов - в Лондоне. Экономика? - Россию недавно покинули Гуриев и Сонин. Кинопроизводство? - чему можно научиться у Михалкова, когда есть Голливуд? Музыка, балет, фигурное катание - та же картина. Театр? - тут наша цензура дошла уже до таких "высот духа", что и напоминать не хочется - стыдно. А русскоязычная журналистика и публицистика сегодня гораздо свободнее в Киеве, чем в Москве. Вернее сказать - в России уже нет журналистики: единичные профессионалы, не разменявшие совесть на воровские сребреники, кое-где ещё работают, надеясь сбежать раньше, чем их решат посадить.

А побегут они в Украину. Скорее всего. По крайней мере те из них, кто намерен остаться в профессии. Больше некуда.

Потому что в Украине есть всё, чем жив русский мир. Не пропагандистский, кастрированный путинскими "духовными скрепами", а настоящий, в полном объёме и, увы, с характерными пороками. Украине этот настоящий русский мир - не чужой, она его своей кровью питала. Она может его усыновить и принять в себя. При одном условии - если он не будет вести себя по-свински.

Если нынешний русский мир (хотя бы трезвомыслящая его часть) прекратит биться в самоубийственной истерике и признается себе, что гордиться нечем, заноситься перед соседями и родственниками нет оснований - несметные богатства предков промотаны окончательно. За душой - одна полушка - разве что, лотерейный билет купить, на Бога уповая. А Украина - почти родная тётка. Небогатая, но работящая. С ней сообща выжить можно, а там, не исключено - и дела поправить. Но уж в таком случае не надо лезть в её хату с топором. И даже со своим самоваром не стоит, поскольку она привыкла пить компот.

А получится или нет - посмотрим. Тому, кто твёрдо намерен броситься в пропасть, в укранском море не суждено ни утонуть, ни выплыть.
Добавлено: 26-05-2015, 08:31
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх