Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Запорожья

По понятным причинам Запорожские земли, которые традиционно ассоциируется с казачеством, настоящим еврейским краем в Украине так и не стали.

Но сказать, что на этой территории евреев не было совсем, конечно, тоже нельзя — даже в самые непростые исторические периоды они умудрялись интегрироваться в среду (вспомним бравых казачьих полковников с еврейскими корнями) и сохранять свой род. И, судя по количеству знаменитых людей с еврейскими корнями, родившихся в Запорожье, им это отлично удавалось.

1. Евреи-земледельцы

Официально на территории, которую сегодня занимает Запорожская область, евреи появились только в конце XVIII века. Город Запорожье, который с 1770 года по 1921 год носил название Александровск, стал заселяться евреями после установления черты оседлости. Община понемногу росла — так, в 1897 году из 18 849 жителей города евреев было 5 290. В то время как в других уездах евреи в основном занимались торговлей и различными ремеслами, на этих территориях их главным занятием было земледелие (им занималось 3 700 евреев) и изготовление одежды и тканей.

2. Безалкогольный бизнес

Вопреки стереотипам, которые приписывают евреям роль тех, кто спаивал христианский народ, как минимум в Александровске дело обстояло совершенно иначе. Процент евреев среди владельцев винокурен и питейных заведений был крайне низок. В своих записках «Запорожье еврейское» Борис Артемов пишет, что «в посемейном списке, проживающих на 4 июня 1846 года в Александровске местных и иногородних евреев, среди пятнадцати портных, меламедов, переплетчика, служащего почтовой станции, золотых и серебряных дел мастера, шойхета и шамеса, встречаем имя Марьи Заславской, 60-и лет от роду, “промышляющей продажею в откупщичем шинке горячего вина” и Мойсея Мошкевича, 39-и лет, “управляющего питейного откупа”. По данным переписи 1897 года евреям во всей Екатеринославской губернии принадлежало лишь 6 винокуренных заводов, с малой производительностью и выработкой не более 10% от общего числа аналогичной товарной продукции».

3. Он перевел «Слово о полку Игореве»

Саул Черниховский (1873–1943) родился в Михайловке, с самых юных лет на лету хватал языки (кроме языков страны, в которой жил, он знал иврит и идиш, немецкий, латынь и греческий) и выказывал склонность к литературе, но своей профессией выбрал отнюдь не ее. Несмотря на то, что он сам писал и публиковал свои стихи, в 12 лет написал героическую библейскую поэму и в 15 лет переводил Пушкина на иврит, он решил стать медиком. Врачебные знания Черниховский поехал добывать в Гейдельберг и Лозанну, а по возвращении домой работал медиком в Петербурге и Одессе.

В 1922 году — то ли не приняв новую власть, то ли увидев для себя больше возможностей для развития за границей — Черниховский эмигрировал в Берлин, а в 1931 году переехал в Эрец-Исраэль.

Он продолжал медицинскую практику, но и писать не переставал и объединил две эти профессии: участвовал в составлении Словаря медицинских и естественнонаучных терминов (на латыни, иврите и английском). Он также продолжал писать стихи и переводить знаменитые произведения. В свое время именно Черниховский перевел на возрожденный еврейский язык, иврит, «Илиаду», «Одиссею» и «Слово о полку Игореве».

Несмотря на то, что Черниховский был профессиональным медиком, а не литератором, знают его именно как мастера слова. В 1935 и 1937 годах он даже был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но не получил ее. Зато Черниховскому дважды вручали литературную премию имени Бялика: награду, которая присуждается муниципалитетом Тель-Авива литераторам, пишущим на иврите.

Его память увековечена в названии многих улиц в Израиле, а с 2014 года — и на банкноте в 50 шекелей.

4. Отец британского телевидения

Лу Грейд (Лев Виноградский) родился в обычной семье еврейского портного в Токмаке. Трех сыновей этих простых родителей ждала необычная судьба — все они стали медиамагнатами Великобритании. Но сегодняшняя история посвящена старшему из них, Льву (1906–1998).

На Туманный Альбион семья переселилась в 1912 году, спасаясь от погромов. Лу довольно быстро влился в местное общество: уже в 15 лет он, коммуникабельный и напористый парень с горящими глазами, пошел в агенты корпорации по производству одежды. В 1926 году Лу стал чемпионом мира по чарльстону (победил в соревновании, которое проходило в Альберт-холле), а потом начал карьеру профессионального танцора.

Постепенно Лу знакомится все с большим количеством представителей мира искусств и для некоторых из них становится менеджером. Во время Второй мировой войны он пошел служить в британскую армию, но долго там не пробыл — его комиссовали по причине старой проблемы с коленом.

После войны начинается новый виток его карьеры. Лу Грейд устраивает концерты и выступления в Британии для звезд мировой величины, в числе которых была актриса Джуди Гарленд и актер Боб Хоуп.

Затем он начинает новый бизнес — на телевидении. Грейд собирает своих знакомых агентов и импресарио для того, чтобы вместе создать свой телеканал, который положит начало эре независимого телевидения в стране. В итоге в 1955 году они создают знаменитую телевизионную компанию Associated Television (ATV), на канале которой шло популярнейшее шоу «Воскресный вечер в лондонском “Палладиуме”». В свое время там пели и The Beatles — 13 октября 1963 года, день выступления группы в концертном зале Palladuim, которое транслировалось в передаче, считается днем начала битломании.

В разные годы Грейд использовал свой талант, чтобы вывести на британские ТВ-экраны и другие легендарные проектов, такие как Маппет-Шоу, мини-сериал «Иисус из Назарета», живую трансляцию оперы «Тоска» (в которой тогда пела Мария Каллас) из Ла Скалы и возрожденную «Розовую пантеру». Лу Грейд также был продюсером картины «Легенда об одиноком рейнджере», а также оскароносных «На золотом озере» и «Выбор Софи».

В 1969 году Лу Грейд стал сэром, а в 1976 году получил баронский титул и стал пэром. Поговаривают, что доктор Бансена Ханидью в Маппетах делалась по образу и подобию Грейда — но создатели напрочь это отрицают.

5. Создатель больничных касс

Исаак Каневский (1896–1980) родился в Мелитополе и учился в Таврическом университете — постигал естественные науки. Когда ему был всего 21 год, он стал одним из создателей сионистской организации Гехалуц, которая готовила еврейских молодых людей к эмиграции в Палестину. Через два года Исаак и сам перебрался туда нелегальным путем и стал обычным сельскохозяйственным рабочим.

Он довольно долго продолжал заниматься сельским хозяйством, а также оборонял еврейские поселения от арабов и помогал эмигрантам обустраиваться на новом месте. Рвение и организаторские способности помогли Ицхаку Каневу (он решил сократить свою фамилию) сделать карьеру: в 1923 году его избрали в исполком Купат Холим. Затем он продолжил образование в Лондонском университете и Венском университете, а потом окончил школу экономики и права в Тель-Авиве.

Уже после войны, в 1947 году, накануне образования государства Израиль, Канев основал и возглавил Институт социальных исследований при профсоюзном объединении Гистадрут. После того, как страна стала независимой, Канев начал делать все, чтобы в стране жилось максимально комфортно каждому: он принялся за создание системы социального страхования и социального обслуживания. Ицхак Канев вместе со своими коллегами с 1957 года разрабатывал схемы комплексного медицинского страхования, Купат Халим.

6. Рисуя вождей

Исаак Бродский (1883–1939) родился в Бердянском уезде в еврейской семье землевладельца и торговца, но дело отца не продолжил — его привлекала живопись. Мастерство художника он постигал сначала в Одесском художественном училище, а затем в Петербурге, в Академии художеств у Ильи Репина. После учебы он отправился напитываться впечатлениями в Европу — именно во время этих поездок он и побывал на острове Капри. Там он познакомился с Максимом Горьким и проникся идеями революции.

Разумеется, Исаак Бродский принял переворот и эмигрировать не собирался. Более того, он даже был вхож в круги той самой революционной элиты — но не в качестве сподвижника, а в качестве портретиста. В феврале 1917 года он написал портрет Керенского, а после октября 1917 года среди его работ появляются портреты всех основных большевистских лидеров: Ленина (он создал целую серию картин, посвященную ему), Сталина, Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других.

Скорее всего, от смерти во время зверских репрессий того времени Исаака Бродского спас именно этот факт — роль портретиста вождей. А вот от ужасов Катастрофы его отвела, как парадоксально это ни звучит, собственная смерть — он скончался за 17 дней до начала Второй мировой.

7. Директор «Герцлии»

Хаим Бограшов (1876–1963), который со временем стал Хаимом Богером, появился на свет в Черниговке в семье раввина и, разумеется, получил обстоятельное еврейское образование. Молодой Хаим экстерном сдал экзамены по курсу гимназии, получил учительский диплом и стал преподавать. В это время Хаим увлекся идеями сионизма и стал активно действовать для того, чтобы они все-таки воплотились.

В 1903 году он стал делегатом от Крыма в работе VI Всемирного сионистского конгресса, и очень скоро перебрался в подмандатную Палестину. Хаим Богер работал там директором местной школы, а потом вернулся в Российскую империю на короткое время и забрал с собой в Палестину родителей и семью старшего брата.

В 1905 году он открыл гимназию «Герцлия», которая стала первым учебным заведением (средней школы) с программой на иврите. Сначала Богер и его коллеги учили только 35 детей, но со временем классы разрослись, набор увеличился и гимназия стала одной из самых престижных в еврейском мире — из ее стен вышли видные деятели израильского общества, включая второго премьер-министра Израиля Моше Шарета, министра науки Израиля Юваля Неэмана, мэра Тель-Авива Рона Хульдаи, художника Нахума Гутмана, скульптора Ицхака Данцигера и многих других.

Богер вел активную социальную и политическую деятельность — в частности, он участвовал в Сионистских конгрессах и был избран в кнессет 2-го созыва, где был членом комиссии по образованию и культуре. Эту деятельность он совмещал с преподаванием в любимой гимназии — оттуда он ушел только когда ему было за 80.

8. Свадьба в Малиновке

Леонид Юхвид (1909–1968) родом из Гуляйполя — села, в котором родился знаменитый украинских анархист Нестор Махно. Юхвид появился на свет в семье юриста, но стал работать в издательском деле, а со временем и писать. Он работал редактором в криворожской газете и литератором в Харькове, но страна бы вряд ли его запомнила, если б не знаменитая оперетта «Свадьба в Малиновке», для которой Юхвид написал либретто в 1936 году.

Оперетта «Свадьба в Малиновке» с ярким юмором, атмосферой махновщины (той революционной неразберихи, которая царила на этих землях) получилась настолько удачной, что в 1967 году ее экранизировали.

«Свадьба» стала хитом проката: в год выпуска она забралась на второе место по количеству просмотров в кинотеатрах, уступив только «Кавказской пленнице». Юхвид выступил сценаристом фильма, и именно его авторству принадлежат все эти крылатые фразы:

А то я у тебя голову отвинчу, и скажу, шо так и було… (Попандопуло)
И шо я в тебя такой влюблённый, а? (Попандопуло)
Скидавай сапоги, власть переменилась! (Нечипор)
Ты мне дай такую работу, чтоб все работали, а я на них кричал. (Яшка)
Ты со мной так не шути, а то у меня о-очень нервная система… (Попандопуло)
Щас они там без меня усё разграбят. А надо, шоб они со мной усё разграбили… (Попандопуло)


9. Первый олимпийский чемпион

По понятным причинам прошло очень много времени, прежде чем Украина и Израиль смогли принять участие в Олимпийских играх как самостоятельные государства. Но по велению судьбы первым олимпийским чемпионом, выросшим на украинской земле, стал именно еврей — борец Яков Пункин (1921–1994).

Поначалу борьба для Якова Пункина была просто увлечением: он работал токарем на заводе, куда пошел после 7 класса, и занимался спортом. Постепенно спорт стал его главным занятием — в 1940 году он окончил Киевскую школу тренеров, а через год выиграл первенство УССР по классической борьбе.

Когда началась война, Пункин пошел на фронт, но в первые же дни попал в плен и пробыл в нем вплоть до окончания войны. Он не попал в концлагерь лишь потому, что выдавал себя за осетина — внешность у него и правда была восточная, и ему поверили.

После победы Яков Пункин возобновил тренировки и уже в 1949 году стал чемпионом СССР (и повторил это еще 4 раза), а на летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки — обладателем золотой медали. Его стиль борьбы назвали «молнией на ковре», а его самого — «живой молнией» и «человеком без нервов».

10. Песнь песней Евы Нейман

Ева Нейман — одна из главных фигур современного еврейского кинематографа. Она родилась в Запорожье, а когда ей еще не было 20, эмигрировала в Германию, где закончила Немецкую академию кино и телевидения в Берлине.

Несмотря на то, что Ева обучалась мастерству в Германии, в большой кинематограф она вошла, сотрудничая с Кирой Муратовой — режиссером, которую многое связывает с Одессой. В 2000 году Ева Нейман была стажером режиссёра у Муратовой на производстве фильма «Второстепенные люди», а потом занялась и своими собственными проектами.

Ева Нейман сделала три короткометражных, три документальных и три художественных фильма — «У реки» (2007), «Дом с башенкой» (2012) и «Песнь песней» (2015). В основу последнего из них — «Песнь песней», который взял два «Золотых Дюка» на Одесском кинофестивале 2015 года — положено лирическое произведение еврейского писателя Шолом-Алейхема. 

Источник: http://jewishnews.com.ua/ru/publication/evreyskaya_ukraina_10_faktov_o_evreyah_zaporozhyya
Добавлено: 17-08-2015, 19:53
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх