Украина видит три варианта ввода миротворцев, Путин – один. Реален ли хоть какой-нибудь из них – вопрос

Странно, но вначале Киев, а потом и Москва вдруг заговорили о возможном размещении миротворцев на Донбассе. Неужели это результат визита Курта Волкера в Украину и Россию?

С 2015 года информационное пространство Украины периодически наполняют разговоры о проведении миротворческой операции для урегулирования конфликта на Донбассе. Последняя такая компания разгорелась в конце августа, и инициативу в этом вопросе традиционно проявил президент Петр Порошенко.

22 августа президент, выступая на открытии театра в городе Северодонецк Луганской области, заявил, что намерен презентовать идею введения миротворцев на оккупированный Донбасс на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года.

"Вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ, я буду с вами откровенен, продвигается очень тяжело. Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше - категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но, я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН. Да, страна-агрессор является постоянным членом Совбеза ООН и, к сожалению, владеет правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению", - подчеркнул гарант Конституции Украины.

Подобное заявление вызвало многочисленные комментарии экспертов, которые настаивали на невозможности реализации подобных планов как раз из-за того, что будучи одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН Российская Федерация воспользуется правом вето подобной инициативы.

У президента подобную аргументацию учли, и в последний день лета глава фракции БПП Артур Герасимов заявил, что введение миротворческой миссии на Донбасс возможно сразу в трех вариантах.

"Сейчас в обсуждении есть несколько вариантов. Первый - это, например, формат, предложенный Президентом, озвученный во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Также в обсуждении действительно находится формат ввода миротворцев под формат ОБСЕ. И также обсуждается введение миротворцев под формат полицейской миссии из Европы. Что будет быстрее и будет эффективнее, покажет время", - привела слова парламентария пресс-служба "Блока Петра Порошенко".

Но насколько увеличение количества теоретических вариантов способно помочь их практической реализации?

Наиболее сомнительными выглядят варианты ввода миротворцев под эгидой ОБСЕ и Европы, причем не только с точки зрения их практической возможности, но и эффективности.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является организацией, оснащенной сугубо гражданскими сотрудниками, проводящих операции, никак не связанные с разведением, а уж тем более разоружением сторон: они не имеют для этого ни опыта, ни реальных возможностей. Собственно, работа Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Донбассе уже доказала практическую невозможность организации прекратить вооруженный конфликт, впрочем, ее мандат и заключается в мониторинге, не распространяясь на большее.

Полицейская миссия в рамках ОБСЕ действовала в 2010 году в Кыргызстане, правда, опыт ее применения был признан достаточно неудачным, чему способствовала как ее немногочисленность – несколько десятков человек, ограниченность задачи – консультирование местных правоохранителей и их переподготовка, а также несогласие местных жителей, особенно юга страны, где были крупные беспорядки, что и вызвало к жизни запрос на полицейскую миссию ОБСЕ.

Ситуация же на Донбассе усугубляется тем, что возможным членам миссии придется иметь дело не с беспорядками или группами преступников, а с закаленными в боях и вооруженными артиллерией и бронетехникой вооруженными формированиями, имея на вооружении в лучшем случае лишь личное стрелковое оружие и отсутствие навыков ведения боевых действий. Ожидать какой-либо эффективности работы в подобных условиях достаточно глупо.

Полицейская миссия из Европы наталкивается по сути на те же проблемы, что и миссия ОБСЕ, а также дополняется вполне предсказуемой реакцией крупнейших членов ЕС. Будучи участниками "нормандского формата" и неоднократно заявляя о необходимости соблюдения минских соглашений, Германия и Франция вряд ли поддержат проведение подобной миссии, фактически противоречащей достигнутым договоренностям. Поверить же в то, что другие страны объединенной Европы пойдут против крупнейших европейских игроков, практически невозможно.

Словом, если у президента и в БПП ожидают какой-то реальной пользы от введения миротворцев, то наиболее лучший вариант в этом смысле - миротворческая миссия под эгидой ООН, имеющая возможности и опыт, пусть и не всегда удачный, проведения подобных операций.

Судя по заявлению президента о планах презентовать идею введения миротворцев на оккупированный Донбасс на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, этот вариант там тоже считают наиболее предпочтительным.

Основной проблемой при принятии подобного решения является тот факт, что проведение операции может быть заблокировано правом вето постоянного члена Совета Безопасности ООН Российской Федерацией, не скрывающей нежелательности подобного варианта.

Так, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя высказал мнение, что для Украины введение на Донбасс миротворцев ООН является совершенно бесперспективным шагом.

"Мне лично очень трудно понять, в чем заключается смысл введения в Донецкую и Луганскую области миротворческой операции ООН, а также на какие дивиденды от этого можно надеяться в случае реализации этого вопроса. К тому же, я подозреваю, что введение миротворческого контингента должно быть невыгодно и Украине", - отметил Небензя в интервью российским СМИ в Нью-Йорке.

Парадокс, но президент РФ Владимир Путин уже не настолько категоричен. Сегодня он… поручил российскому МИД внести соответствующий проект резолюции на рассмотрение СБ ООН. "Наличие миротворцев, даже можно сказать не миротворцев, а тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ, считаю вполне уместным и не вижу здесь ничего плохого. Наоборот, считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на юго-востоке Украины", - сказал Путин.

Однако формат, который отстаивает Путин, - "только функция обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ". "Эти силы должны находиться в этой связи на линии разграничения и ни на каких других территориях. Решение этого вопроса должно состояться не иначе, как после разведения сторон и отвода тяжелой техники, и это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик, "ДНР" и  "ЛНР"", - сказал Путин.

Однако, как написано выше, этот формат видится наименее эффективным. Очевидно, другие РФ будет блокировать.

Впрочем, есть возможность обойти вето и постоянного члена Совбеза ООН.

Так, статья 27 Устава ООН, регулирующая порядок голосования, гласит, что "сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения". Иначе говоря, если страна-член Совета Безопасности является стороной, участвующей в конфликте, голосовать по вопросу, касающемуся его разрешения в виде ввода миротворческой миссии, она не может.

Дело остается в сущности за малым – доказать участие РФ в вооруженном противостоянии на Донбассе, что должно быть признано международным сообществом, в том числе и ООН, и придать России статус стороны-участника конфликта на Донбассе, после чего последняя теряет право голоса при голосовании по нужному для Украины вопросу о введении миротворческой миссии.

Однако за три года противостояния это не было сделано: даже международные санкции на РФ налагаются за оккупацию Крыма, но никак не за вмешательство по Донбассу, в ситуации вокруг которого Россия остается участником официального переговорного процесса, выступая посредником и гарантом соблюдения достигнутых договоренностей.

Еще в январе 2015 года Верховная Рада Украины приняла Постановление об обращении к международным организациям о признании России страной-агрессором, но, как говорится, воз и ныне там.

Есть и другие нюансы. Так, представитель Украины в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук на своей странице в Facebook заявил, что существует ряд нюансов:

1) приглашение иностранных воинских подразделений с оружием на территорию Украины согласно возможно только с согласия Верховной Рады (пункт 23 статьи 85 Конституции Украины);

2) страна, инициирующая направление такой миссии, должна очень подробно аргументировать своё предложение. Для нашего случая это будет не совсем просто. Если мы в предложении укажем агрессию России, это будет означать войну двух государств. Миротворцы, как правило, в таких случаях не участвуют. Если мы не указываем агрессию России, значит, у нас внутренний гражданский конфликт и тогда миротворцы могут участвовать;

3) Обязательно нужно согласие сторон. Для нас ОРДЛО не являются стороной. Для нас стороной является Россия, как страна-агрессор. Согласится ли Россия быть стороной конфликта, да еще в решении ООН? Не думаю. Президент РФ В. Путин неоднократно излагал позицию России по этому вопросу – "ихтамнет". Возможно с Россией есть предварительная договорённость, что она полностью выводит из Донбасса свои регулярные, но безшевронные войска и там остаются только два армейских корпуса ОРДЛО. И тогда де-факто и якобы и де-юре России там нет. Тогда единственной стороной или сторонами для согласия на миротворческую миссию являются ОРДЛО. И тогда нам остаётся договариваться только с этой стороной конфликта о миротворческой миссии, официально признавая их стороной. То есть косвенно подтверждая таким образом, что это внутренний гражданский конфликт.

Не знаю, может ли сама ООН предлагать миротворческую миссию напрямую ОРДЛО, даже через Россию. Сомневаюсь. Мы помним, что заявлял Захарченко о возможном направлении на Донбасс вооружённой миссии ОБСЕ: "Будем стрелять". Здесь нужно будет искать выход. Без согласия фактически воюющих сторон миротворцев в зону практических боевых действий никогда не пошлют.

Разумеется, таковых нюансов гораздо больше, но остальные относятся уже скорее к техническим вопросам.

Словом, ни один из трех предложенных вариантов введения миротворцев при ближайшем рассмотрении не выглядит реальным, а тем более быстрореализуемым. Наверняка, соглашение Киева на формат, предложенный Путиным, в Украине расценят как слабость и поражение. Кремль тоже не готов на уступки. Но здесь следует учесть один фактор - недавний визит Курта Волкера в Украину и Россию. О чем спецпредставитель США говорил в восточных столицах, не предавали огласке. Возможно, на встречах обсуждали и варианты размещения миротворцев в зоне конфликта. Если же стороны согласились пойти на уступки, вскоре мы это увидим: в Раду обещают внести законопроект о реинтеграции Донбасса, в котором это все будет отображено. В том числе и возможные выборы на Донбассе под контролем подобной миссии.

Никита Синицин

По материалам: 112.ua
Добавлено: 5-09-2017, 13:30
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх