Александр Манохин: «Самое сложное для человека – это испытание властью и деньгами»

На вопросы корреспондента Информационного портала «Паноптикон» отвечает глава Жовтневой районной администрации Александр Алексеевич Манохин.

- Александр Алексеевич, очень странно, но в интернете нет информации о вашей политической принадлежности. Не может быть, чтобы главой района был избран, мало того, что не регионал, так еще и беспартийный. Что-то здесь не так.

- Здесь никаких политических сюрпризов, я – регионал, просто вступил в Партию регионов  недавно – в мае месяце сего года. Наверное, поэтому информации нет на специальных сайтах, но это уже вопрос к тем, кто их формирует.

- Сразу напрашивается вопрос: почему так поздно вступили? У вас вполне благонадежная партийная биография. Два года вы работали заместителем бывшего главы Жовтневого района Александра Константиновича Вайтаника, до того – целых шесть лет с 2004-го по 2010-й были заместителем начальника коммунального хозяйства Запорожского горсовета. Как вас допустили к таким должностям без четкой политической позиции?

- Четкая политическая позиция у меня была всегда, просто я долгое время не считал нужным оформлять свои отношения с партией официально. Но потом пришло время, когда это стало необходимым. Я считаю, что занимая государственную должность, человек должен работать в команде единомышленников.

- Т.е. вы считаете, что если завтра произойдет смена политического курса в стране, то вы, вполне правильно, должны будете покинуть занимаемый пост. А где же тогда брать профессиональных управленцев, если постоянно выбрасывать на улицу старых?

- Я не считаю, что произойдет смена политического курса. Я работаю в команде городского головы, и когда придет время очередных выборов, избиратели сами определят свой «политический курс». Но в любом случае, на данной должности должен работать профессионал.

- Признайтесь, вас часто подкалывают коллеги, ведь Виктор Янукович тоже начинал свою сногсшибательную политическую карьеру с должности завгара?

-  У нас среди коллег не принято, как вы выразились, «подкалывать». Мы с уважением относимся друг к другу, и они знают, что я умею работать, и добросовестно отношусь к любому делу. Именно благодаря этому мне и удалось после службы в армии начать новую жизнь. Это было, поверьте, не легко, но я достиг определенных вершин, чему, признаюсь, рад.

- Мне всегда интересно, как происходит у людей смена судьбы, быть инженером, военным, завгаром, а потом бац – и человек вершит судьбы целого района. Это же очень разное, это другое мышление, новые навыки. Мне кажется, чтобы сказать о себе: я – хороший управленец, - много чего надо уметь и знать. Судя по отзывам нашего мэра, вы – хороший управленец. Когда вы почувствовали, что стали им?

- В этом мне очень помог мой армейский опыт и путь, я начал с командира взвода, а закончил командиром части, т.е. прошел все ступени военной карьерной лестницы. Поэтому, опыт управления людьми у меня большой. Честно говоря, когда я ушел из части, то у меня были опасения, что со мной, из-за принципиальности и жесткого характера, 90% части не будет здороваться, но мои опасения не подтвердились.

Вернее, подтвердились с точностью до наоборот. Последующие теплые встречи показали, что я еще мало требовал с подчиненных, можно было и больше, и быть еще жестче. Признаюсь, это одно из самых приятных открытий в моей жизни. А по поводу хорошего управленца, то в этом плане нужно учиться работать всю жизнь.

- Все знают, что до вас Жовтневой райадминистрацией руководил Александр Вайтаник, потом очень недолго был Андрей Новоселов, но, господин Вайтаник ушел в силу странного скандала в горсовете, из-за которого пострадали три главы районов: Зоя Лимарчук, Юрий Пелых и сам Александр Вайтаник. Двое потом вернули утраченные позиции, Пелых получил даже больше, чем потерял, а вот господин Вайтаник тихо сошел с городской политической арены. Как вам было занимать его пост?

- Когда уходил Вайтаник, я сам себя руководителем района не видел и к руководству над районом себя не готовил. Я честно считал и до сих пор считаю, что должность заместителя руководителя района – это высокая должность. Тогда я остро чувствовал, что мне необходим опыт заместителя, чтобы понять весь круг вопросов, которые решает районная администрация. Сначала я был назначен замом по вопросам торговли, затем коммунального хозяйства и считаю, что в той ситуации все было очень правильно. У меня по этому поводу нет ни амбиций, ни обид. По большому счету, мэр, очевидно, увидел, как я работаю, и принял соответствующее решение.

- А почему не задержался на должности господин Новоселов, сплетничают, что вы его «скушали»?

- Вообще-то он ушел на повышение – начальником управления внутренней политики в облгосадминистрацию. А по поводу сплетен надо спросить у тех, кто их распускает.

- Как вы думаете, сыграло ли здесь роль, что незадолго до этого вы стали регионалом?

- Насколько я понимаю, городской голова набирает кадры, исходя из профессиональной подготовки. А относительно того, почему я стал членом Партии регионов, я уже сказал.

- Всех глав районов я спрашиваю, в чем особенность именно их района, и всегда оказывается, что таких отличий очень много. Я понимаю, что вы еще совсем мало времени возглавляете Жовтневый район и все же?

- Первое – район очень старый, это одновременно и плюс, и минус: красивые старые дома, живописные улочки, парки и переулочки, но старые коммуникации и улочки эти очень узкие! Если сравнивать с другими районами, то, например, Заводский самый промышленный, Орджоникиздевский – центральный, а мой, я считаю, самый интеллектуальный! У нас три ВУЗа, в которых обучается более 30 тысяч студентов. Учебных заведений в Жовтневом больше 30-ти, а промышленных предприятий нет вообще, но зато у нас зарегистрированы 11 тысяч предпринимателей, есть три рынка. Здесь всегда большой поток людей и машин, все это вместе и создает особую уникальность Жовтневого. Проблемы?

Конечно, есть. Сейчас основная проблема – это узкие улочки, ни проехать нормально, ни расширить – сети и коммуникации не пускают, их, если расширять улицы, надо выносить непонятно куда, еще частный сектор в центре города, причем ветхий частный сектор! Так что, проблем хватает, впрочем, как и в любом районе.

- Если бы вам сейчас дали определенные преференции и хорошие средства, с чего бы вы начали модернизировать свой район? Убрали бы частный сектор?

- Давно просится убрать всю эту ветошь с улицы Артема. Там «красуются» просто страшные развалюшки. Применительно к Жовтневому району понятие частный сектор довольно широкое.

Безусловно, нужно срочно реконструировать район улицы Артема, где очень сложный жилой фонд. А вот дороги в частном секторе на «Зеленом» нужно делать. Это стыдно, когда в нескольких сотнях метров от проспекта нельзя проехать на машине. И вообще, если говорить о проблемах, то их конечно больше, чем в любом другом районе. Жовтневый район – это, как говорят, «старая часть» и этим все сказано.

- Почему до сих пор не убрали? Сейчас партия власти говорит, что это одно из приоритетных направлений реформы ЖКХ, причем, это же практически центр города, его лицо, стыдно смотреть на такие бараки.

- Совершенно согласен! Была программа, есть серьезные проекты и хорошие проработки, но вы же понимаете, кризис помешал, а бараки планировали сносить. Мы их все равно уберем, но пока это финансово очень накладно.

- А люди? Наверняка же будут проблемы, они сейчас, хоть и в бараках, но зато живут в центре. Куда их выселять планировали? На Бабурку, на Никопольский поворот?

- Нет, там вопрос стоял по-другому: старое жилье планировали сносить, а новое строить. Планировалось, что весь народ останется на месте, только на это нужны очень большие деньги, которых сейчас нет, или инвестиции.

Еще одна проблема – очень много машин, им в районе некуда деваться, стоянок не хватает, заставлены все дворы, все детские площадки. Из-за этого рушатся все зеленые зоны. Очень все это меня раздражает.

- Не дает мне покоя вопрос, почему вы выбрали Партию регионов? Не верю, что до лета сего года у вас ни разу не возникло ни единого политического соблазна. Думаю, вас вербовала и Сильная Украина, и БЮТ, и новоявленные коммунисты?

- Нет, из современных политических движений мной заинтересовалась только КПУ, но я же понимаю, что это совсем не та Коммунистическая партия, в которую я вступал в Советское время. Видите ли, я очень сложно пережил распад Союза и Коммунистической партии. Я в этих вопросах очень принципиальный человек, в КПСС вступал не для того, чтобы карьеру делать, а по сугубо идейным соображениям и по горячему желанию. Тогда много было таких, как я.

- Сейчас в Украине окрепло националистическое движение, партия «Свобода» на выборах взяла четвертое место и прошла в парламент. Их девиз прост: «Украина для украинцев», вы – русский, родились и выросли в России, и хотя думающие люди понимают, что мы – этнически родственный народ, но как быть с фанатиками? Вам никогда не ставили в укор, что вы – русский, а руководите украинцами?

-  В Запорожье живет много людей разных национальностей и все они граждане Украины, поэтому, подобная постановка вопроса, по меньшей мере, не приемлема. И меня удивила позиция людей, которые считают, что, например, Степан Бандера – Герой Украины.

- Спорный вопрос, боюсь, найдется немало людей, желающих предать вас анафеме за эти слова.

- Мне все равно, у меня по этому вопросу четкая и принципиальная позиция!

- Несмотря на победу в парламентских выборах, позиции партии власти понизились и на это есть объективные причины, уровень жизни украинцев понизился, если так пойдет дальше, то к президентским выборам он вообще упадет. Как вы оцениваете дальнейшие перспективы нынешних лидеров украинской политики?

- Действительно, проблем много, много нерешенных вопросов, но мы работаем и стремимся, чтобы и в городе, и в районе было лучше. Закончили ремонт проспекта Ленина, реконструкцию сквера Пограничников, наша «Дубовая роща» скоро станет одним из лучших парков в Украине!

Поверьте, я знаю, о чем говорю, там будет уникальная начинка. Я видел проект, сейчас его заканчивают, делают экспертизы и все прочее, а непосредственно к практической работе приступят в следующем году и через два года обещают закончить. Не буду раскрывать всех карт, но это будет что-то замечательное.

Это я все к тому, что можно говорить все что угодно, но город строится, обновляется, украшается, а как сейчас строятся мосты? Это же загляденье одно! Конечно, за год-два всего не охватишь, но когда я накануне выборов, на открытии детских площадок и других объектов, встречался с избирателями, ко мне часто подходили люди и спрашивали, за кого голосовать. Я честно отвечал, что в данной ситуации голосовать за Партию регионов – это аванс, который непременно окупится.

- Как вы думаете, почему у «регионов» такой очевидный конфликт именно с интеллигенцией? В моем окружении очень мало людей поддерживают регионалов, пролетариат – да, тут без вопросов.

- Не знаю, я открытого противостояния вообще не встречал, причем общаясь с самыми разными слоями населения: и с директорами школ, и с учителями, с директорами детских садов, с ректорами разных ВУЗов, ни от кого я не услышал резкого осуждения курса. Мне не понятно, на чем вы основываете свой вопрос, я с таким явлением в интеллигентской среде не встречался. Конечно, противники есть у каждой политической силы.

- А вам лично комфортно в окружении ваших однопартийцев? Я имею в виду и душевный, и социальный, и эмоциональный комфорт.

- Вполне! Конечно, люди везде разные, но в целом – вполне. Мы говорим на одном языке, мы друг друга понимаем и поддерживаем, я в кругу единомышленников.

- Вы очень взрослый человек, военный, много повидали на своем веку, наверное, вы не раз сами себе задавали вопрос: почему в Украине, при том, что у нас хороший, трудолюбивый, и в целом, добродушный народ, нам всем так трудно живется. Что мы не так делаем, почему не туда идем?

- Вы не поверите, я много лет ищу ответ на этот вопрос, и не могу найти. Когда распался Союз, я числился в Москве, в части центрального подчинения, и тогда передо мной встал вопрос: уехать в Россию или остаться на Украине. Я остался на Украине, потому что моя жена украинка, родом из Винницкой области. Я видел, что украинцы – это народ трудолюбивый, добрый, не пьющий, умный и гостеприимный народ, по крайней мере, на Западной Украине. Плюс к этому плодородные земли по всей территории, я был уверен, что уж здесь-то мы точно будем жить красиво.

Но что-то где-то идет не так. Если бы я знал, что именно. Мы часто с друзьями, у меня много друзей украинцев, обсуждаем эту тему, это большая, многолетняя полемика, но однозначного ответа до сих пор нет. Наверное, его через много лет даст только история.

- Но ведь и европейская пресса, да и наша тоже, подняли шум, что в Украине идет очевидное сворачивание демократических инициатив. Все западные эксперты в один голос уверяют, что мы по пророссийскому сценарию стали на путь олигархического деспотизма или даже монархии.

- Я честно скажу, что на себе деспотизма не ощущаю.

Если взять нашу историю, то постоянно были какие-то бунты, особенно в России, да и на Украине казаки не особо чтили права и законы, и не раз устраивали восстания и бунты. У нас это в крови. Мы слишком свободолюбивы, чтобы идти на уступки.

- Глава района – это хорошо, но нет ли у вас более далекоидущих политических амбиций?

- Нет! Каждому возрасту своя должность.

- Я думаю, Евгений Григорьевич Карташов с вами бы не согласился.

- Евгений Григорьевич имеет свою позицию и это его право.

Мне скоро будет 59 лет, и, признаюсь честно, я начинаю чувствовать усталость.

- Ну, если только начинаете, то это очень хорошо, значит, лет 30-40 у вас в запасе точно есть, некоторые к этому возрасту усталость не просто начинают чувствовать, а много лет несут на себе.

- Считаю, что на сегодняшний день самое правильное с моей стороны – это подготовить достойную смену, и в 62 года, как и положено по закону, уйти на пенсию.

- Несмотря на то, что мне известно, как вы ответите, спрошу: какой путь вы считаете наиболее оптимальным для Украины: в Европу, в Россию, в Китай, в Азию, Корею, Индию?

- Это вы намекаете, что раз я русский, то все понятно? Но я искренне считаю, и мои этнические корни здесь ни при чем, что мы сделали очень большую ошибку, потеряв добрососедские отношения с Россией, и сейчас больно расплачиваемся за это энергетическими и топливными проблемами. Кроме того, мы потеряли огромный и перспективный российский рынок, где наши товары были востребованы. Не секрет, что в Европе украинские товары не хотят покупать, и часто не потому, что они хуже других, нас просто не пускают на европейский рынок.

Второй момент, почему Китай развивается? Потому что Китай покупает технологии, а мы не покупаем, поэтому являемся дешевым сырьевым придатком более развитых стран. Украинцы должны производить что-то очень качественное и нужное, а заработанные на этом производстве деньги должны крутиться в городе и стране. А у нас процветает спекуляция – купил-продал. Но если ничего не производить – это путь в никуда. Хотя и спекуляция вымирает понемножечку по этой же причине. Надо срочно поднимать экономику, срочно!

- Все говорят, что именно этим неустанно и занимаются, но не очень-то у них получается. Как вы думаете, почему?

- Мне кажется, что здесь очень много зависит от людей, которые сидят в министерствах. Это наша глобальная славянская проблема: в стране полно талантливых и перспективных людей, которых зажимают и не пускают всякие бездари. Почему так выходит – я не знаю, но на ум приходит старый, советский еще мультфильм по мотивам китайской мифологии. Помните, там мальчик победил дракона, а потом сел в его кресло и услышал голос: «Теперь ты дракон», наверное, и с нашими чиновниками происходит нечто подобное.

Я вообще считаю, что самое сложное для человека – это испытание властью и деньгами, а кресло чиновника для этих соблазнов самое уязвимое, мало кто проходит эти экзамены без потерь.

- Самое сложное в вашей работе?

- Не то, чтобы это было самое сложное, это часть моей работы, я просто не очень люблю жалобщиков, которым хорошо за 60 или даже за 70 лет. Молодые ведь не жалуются, у них уже другая психология, они уже хорошо поняли, что им лично никто ничего не должен, а старики привыкли жить по-другому. Их нельзя осуждать, но они не понимают сути законов, очень часто у них языковая проблема, они не понимают документов на украинском языке, но самое сложно в том, что они живут с Советским союзом в голове и приходят требовать то, что им, как им лично кажется, должны быстро и беспрекословно дать. С ними очень тяжело, но что делать, они тоже граждане Украины.

А самое интересное в моей работе – это открывать новые объекты в районе, я это очень люблю. В таких случаях мне всегда приятно, что мои обращения к бизнесу были услышаны и нам, всем вместе, удалось сделать что-то хорошее. Бизнесмены Жовтневого очень активно участвуют в благоустройстве района.

- А скажите честно, это добровольные или добровольно-принудительные акции бизнесменов?

- По-разному. Например, недавний случай: у меня в районе есть благотворительная организация «Запорожский вектор», они звонят и говорят, что хотят возле своего офиса выложить тротуарную плитку взамен испортившегося асфальта. Я туда выезжаю, вижу, что там рядышком два симпатичных магазина. Обращаюсь к хозяевам и спрашиваю, нет ли у них желания облагородить территорию вокруг своих магазинов? В свою очередь предлагаю им фирму, которая уже хорошо себя зарекомендовала в этом вопросе, и сделает все дешевле и качественно. Обычно все идут на встречу. Так мы закрыли эту проблему на улице Красногвардейской.  

- На Западе бизнесмены за это платят меньше налогов, получают какие-то льготы, а нас на каких условиях они все это делают?

- Просто, как патриоты города.

- Помню, эту практику ввел еще Александр Поляк. Не жалуются потом?

- Нет. Я же человек вменяемый, у меня наметан глаз, я сразу вижу, процветает бизнес или нет, и имеет ли смысл обращаться с таким предложением. Я прекрасно понимаю: если все время давить, у власти никогда не будет авторитета, а он нам нужен.

- Вы никогда не жалели, что остались именно в Запорожье? Он же экологически неблагоприятен и красив не так, как та же Винница, и публика не такая интеллигентная, как в Москве. Если честно, то ДнепроГЭС строил в основном сброд, и большинство запорожцев, да простят они меня за этот факт, их потомки.

- Город у нас своеобразный, но все же очень красивый. Вы правильно сказали о том, что народ у нас разношерстный, но в целом душевный, добрый. Я часто слышу обратное, но это как в притче: если ты к людям с добром, то и они к тебе с добром.

Я очень люблю посещать нашу ярмарку в октябре, на нее к нам часто приезжают люди из других городов и они в восторге от запорожцев, от их улыбок и добродушия, от размаха мероприятия, представьте, они учатся у нас. Мне кажется, в такие моменты и раскрывается истинная суть запорожцев.

А чтобы нам всем, не только на праздники, а постоянно было хорошо в нашем городе, я бы пожелал запорожцам заняться своим душевным спокойствием, навести порядок в душе и радоваться тому, что у них есть, а не огорчаться от того, что чего-то еще нет, и тогда все у нас получится. Абсолютно все!

Беседовала Илона Наныкина
Добавлено: 29-11-2012, 15:12
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх