Запорожье: имидж и его роль в развитии города

Негативный имидж Запорожья как промцентра без будущего нужно похоронить в культурных инновациях. С оркестром и почестями.

Из срока  в срок новые и старые новые  чиновники, управляющие городом и областью, сталкиваются с одной и той же задачей, ставшей для них уже, своего рода традицией. Вместе со всем объемом полномочий и задач мэру, губернатору и их ближайшему окружению остается в наследство многопудовая гиря, сиротливо стоящая в углу их кабинетов. Название этой гири – стереотипный образ Запорожья, как индустриального, промышленного придатка, города заводских труб, люмпенов и ужасной экологии.

Каждый из них, вступив в должность, подходит к этой гире, снимает пиджак, закатывает рукава и пыхтит, пытаясь оторвать от пола. И потерпев, как и все его предшественники, неудачу, с полными печали глазами вяжет на нее памятные ленты: «Встречался с президентом – обсуждал варианты развития», «Провел инвестиционный форум», «Обсудил с предприятиями проблемы экологии», «Встретился с представителями общественных организаций – говорили о культурном развитии», «Провел консультации с международными специалистами о концепции развития Запорожья», «Изыскал административный ресурс, не нашел финансовый».

И стоит эта гиря в углах кабинетов, погребенная под ворохом траурных лент в ожидании следующей попытки преемников, неуклонно продолжая тянуть Запорожье на дно. Инвесторы обходят стороной, город неуклонно падает во всевозможных рейтингах городов Украины, бизнес хиреет и перебирается в более хлебные места, соответственно, качество жизни прогрессивно стремится к нулю.  



Почему  же, на мой взгляд, стереотипный образ, имидж Запорожья так важен  и имеет такое влияние на все  сферы его жизни? Сегодня в Украине существует наглядная ситуация жесткой конкуренции между мегаполисами за инвестиционные потоки. Попытки увеличения собственной привлекательности выглядят достаточно разнообразно – это и строительство новых стадионов, и открытие сверхсовременных гостиничных комплексов, и возникновение новых культурных фестивалей и событий, и внедрение новых социально-общественных институций. 



Особо остро эта борьба наблюдается  на фоне подготовки Украины к проведению Евро 2012. Города-участники, принимающие  крупнейший в мире футбольный чемпионат, вынуждены, волей-неволей, тянуться к той высокой планке, которая установлена требованиями УЕФА, прекрасно понимая всю выгоду от получаемых длинных инвестиций и внимания мировой общественности. Остальные мегаполисы, взяв эту самую планку за формат, стараются подогнать себя под статус туристических и инвестиционно-привлекательных центров Украины. И все эти города ищут возможности развития высокорентабельных сфер бизнеса.  



Запорожье же в этой всеобщей картине массового  «субботника» выступает в роли сиротливого  зрителя, поскольку изменение стереотипного  образа города кажется чиновникам либо непосильной ношей, либо несущественной задачей. А вместе с тем, всем украинским мегаполисам конкурируя между собой, приходится опираться на имиджевые характеристики, заложенные достаточно давно и с тех пор не пополнявшиеся и не расширявшиеся. Сложившиеся стереотипы, например Львов - один из культурных центров Австро-Венгерской империи; Днепропетровск - ракетостроения, Харьков – высокотехнологического производства, Запорожье – украинской истории и металлургии, и так далее, несомненно, требуют корректировки, нового наполнения и формирования в сознании горожан собственной особенности и уникальности.  



В свое время, лауреат Нобелевской премии – американский экономист Дуглас Норт доказал, что история, традиции, культурные стереотипы – это такие же реальные экономические факторы, как и производственные мощности, технологии и ресурсная база. Именно поэтому я уверен в том, что переломным действием в развитии Запорожья должно стать поднятие той самой гири негативного стереотипного образа нашего города, с целью его корректировки. Поднятия коллективного, поскольку закатить рукава должны и чиновники и общественность, которая готова полюбить свой город сама и заставить полюбить его Украину, иностранных туристов и инвесторов. А привить эту любовь помогут культурные проекты. Именно они, при правильном обращении способны решить вопросы имиджа, повышения привлекательности, стать средством увеличения прибыльности существующего бизнеса и развить новые его направления.  



В подготовке публикации использовались тезисы одного культурологического  проекта, который  изначально разрабатывался мной для Запорожья, и получил положительную оценку известного российского политтехнолога, галериста, директора «Центра современного искусства», и Пермского музея современного искусства «PERMM» Марата Гельмана. К сожалению, должного отклика у запорожских чиновников и бизнесменов этот проект не нашел. 


Павел Золотарев
Добавлено: 11-04-2011, 14:45
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх