Комментарий журналиста насчёт визита в Стамбул: огромные гвозди в гроб «русского мира»

Немного деталей субботнего события. Речь о визите Петра Порошенко в Стамбул-Константинополь. Об этом, конечно, телеканалы в новостях сообщили, но как-то очень прозаично, «через не хочу», как говорила моя покойная бабушка. А событие заслуживает довольно патетических нот, потому что уже явно забивает огромные гвозди в гроб «русского мира», однин из краеугольных камней которого – московская церковь.


Тарас Черновол  

журналист, политический деятель 

Так вот, в субботу, 3 ноября, Президент Порошенко и вселенский Патриарх подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Вселенским Патриархатом. Это соглашение о сотрудничестве и содействие при создании в Украине своей автокефальной православной церкви. Теперь немножко о сути этих обязательств, чтобы не было упреков о нарушении конституционных норм относительно отделения церкви от государства. Согласно соглашения государство никакой церкви создавать не будет. Это действительно не его функция, сами церковники должны разобраться: максимум что может сделать Президент, это в роли частного арбитра собирать предстоятелей у себя и подталкивать к диалогу. Какими словами – это уже не нам знать.

Но соглашение выписывает очень важные обязательства именно Вселенской патриархии. Здесь гарантировано, что не может быть включена задняя передача, решение об автокефалии не может быть отозвано. Патриарх и в его лице сам церковный орган, коим является Вселенская Патриархия, фактически возлагает на себя обязанность предоставить томос украинской церкви после проведения объединительного собора. Это действительно важно, потому что, к сожалению, люди смертны, а интриги вечны. Помните всю ту истерию, которую в наших немного этажных «экспертных» средах подняли, когда во время переговоров с Гундяевым Варфоломею кто-то поднес стакан воды. Там все было в порядке – это был работник аппарата патриархии. Но тревожиться за жизнь Его Святейшества основания таки были. А там уже, глядишь, запугивание или подкуп смогут подействовать. Сейчас решение об открытии процесса предоставления автокефалии добавлено такое же легитимное решение о непременность его завершения. И это уже решение не одного человека, а структуры, о том, что томос на автокефалию будет вручен новому предстоятелю церкви, «которая обогатит и укрепит семью автокефальных православных церквей».

Другой момент сделки – это фактическое установление прямых отношений между Вселенской Патриархией и Украиной и церковью в Украине. В отличие от католической церкви, где существует государство Ватикан, в православном мире такого субъекта международных отношений нет, поэтому говорить о классическом установления дипломатических отношений и посольства (у католиков это нунциатура) не приходится. Но для православия роль государства в светском существовании церкви всегда имеет значение. Вспомните: о томосе не могло быть и речи без официальной просьбы государства в лице президента и при поддержке парламента. Поэтому такая миссия с полномочиями дипломатического представительства интересов Вселенской Патриархии очень желательна. Но главное – это установление ставропигиального представительства для контактов церкви-матери с дочерней церковью, пусть она и будет полностью независима, то есть автокефальная. Именно этих аспектов также относится соглашение.

Еще одна позиция была провозглашена накануне. Она тоже готовилась на двустороннем уровне (не спрашивайте меня о деталях). Согласно ей, в Украине не существует и не легитимно действует Московский патриархат. Понятно, что московское поповство никуда не исчезнет, просто будет игнорировать это решение. Но здесь нам удалось получить прямое основание для законодательного прекращения функционирования названия УПЦ той церковью, которая принадлежит к Московскому патриархату. И это уже не будет вмешательством в церковные дела, поскольку фактически государство по сообщению Вселенского Патриархата устраняет самозванное использование несвойственного названия. Это должно существенно ускорить переход приходов в новую церковь. Ведь легко морочить голову верующим под хоругвями с надписью УПЦ, а значительно труднее, когда ты агитируешь за Русскую православную церковь.

Еще один нюанс. В украинской церковной и патриотической среде серьезно опасаются, чтобы в результате выборов не победила креатура Москвы. Сейчас она разбрасывается патриотическими лозунгами, но ведь ложь – это ее религия. То, что она вела переговоры в самый разгар договоренностей о предоставлении томоса с  «с#кой православной», встречалась с наиболее одиозными представителями прокремлевского крыла Оппоблока, тому подобное, тревожит многих. Она, в случае победы (Господи помилуй от такой кары на нашу страну!), попытается затормозить этот процесс, развернуть его. А эти договоренности Порошенко с Варфоломеем сильно сковывают возможности любого будущего президента в плане реванша.

Еще одна техническая деталька. Вспомните, как все прокремлевские консервы хватались за соломинку, заявляя, что Варфоломей же – гражданин Турции, на него будет давить «друг Путина» Эрдоган и таким образом сорвет предоставления томоса. Так вот:

1.Эрдоган – не друг Путина, а довольно прагматичный и циничный политик, который умело играет на проблемах и потребностях кремлевского карлика (сейчас видим, что играет даже лидерами США и Саудовской Аравии, а здесь уже совсем другие ставки). Эти (русские) его игры, конечно, не могут нам нравиться, но назвать президента Турции близким или зависимым от Путина человеком – это уже шизофрения.

2. Эрдоган не давил и не давит на Варфоломея. Не было замечено таких фактов. Он начал ревизию наследства Ататюрка, которая называлась «светское турецкое государство», вводит все больше исламских ноток, но параллельно сохраняет баланс и с другими религиями, которые по ататюрковским принципам были унижены в Турции значительно больше, чем ислам. Поэтому там действует политика толерантности и невмешательства в дела православных.

3. Ну и, если вам и этого мало, то Петр Порошенко в этот же день уже в который раз встретился с Эрдоганом и имел с ним плодотворные и приятные переговоры. По их результатам Реджеп Эрдоган, в частности, заявил, что никогда не признает законной аннексию Крыма и будет добиваться освобождения Кремлем наших политзаключенных.

И совсем напоследок. Почему о всех этих просто таки колоссальных достижениях должен так подробно и часто писать и говорить я – греко-католик. Для моей церкви таких проблем, как в украинской православной среде, нет. Я переживаю за это достижение просто как украинец, который хочет, чтобы отсюда окончательно выветрился вонючий «русский мир». А происходящее – это вещь эпохальная! Никогда украинское православие не имело автокефалии, всегда было составляющей других церквей и зависело от церковного рэкета, рейдерства, подкупа и тому подобное. А потом вообще было аннексировано и оккупировано. Впервые со времен крещения Руси происходит такое знаменательное событие! И я, как тот, кто был участником еще первых переговоров в 2000-м году, могу вас заверить, что просто так автокефалию не дают. За нее надо бороться, для этого должно быть вложено невероятно много усилий. Настоящая результативная работа впервые началась около четырех лет назад. И сейчас мы уже в шаге от результата. Порошенко уже вошел в историю, потому что первый в этой стране сделал вещи, которые до него и при нем, ставя палки в колеса, называли невозможными.

И совсем-совсем напоследок. Просто перенеситесь в воображении в 2013 год и попробуйте все это представить наяву. Почему-то думаю, что если бы вы тогда начали рассказывать про подобные вещи, которые уже стали или становятся реальностью, на вас бы смотрели так же, как жители средневекового города на чудака, который рассказывает про компьютеры, смартфоны и интернет. 

По материалам: ZIK

По материалам: ZIK

Добавлено: 5-11-2018, 15:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх