Радость живого общения и странные рукопожатия. Этикет после карантина

Канцлер Германии Ангела Меркель (в центре) отреагировала положительно на предложение министра внутренних дел Германии Хорста Зеегофер (справа) не здороваться рукопожатием из-за распространения коронавируса, Берлин, Германия, 2 марта 2020 года

Мы попытались разобраться в этом с помощью экспертов по этикету, моделированию поведения и дипломатическому протоколу.

Социальные нормы, которые формируются поколениями, могут измениться за мгновение. Теперь, во времена COVID-19, при встрече мы стараемся не касаться друг друга, в общественных местах держим дистанцию. Начинаем и заканчиваем встречи мытьем рук, «словно очищая себя от своих собеседников», по остроумному выражению редактора The Economist Адриана Вулдріджа. По его мнению, мода на поцелуи и искренние «медвежьи» объятия вскоре покажется не только устаревшей, но и отвратительной. Люди будут гордиться соблюдением расстояния друг от друга не только потому, что не хотят подхватить вирус, но и потому, что такое поведение — это проявление достоинства и цивилизованности.

Что такое этикет?

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения, правила поведения. Наталья Адаменко, президент школы деловых манер Etiquette School, эксперт по этикету и дипломатическому протоколу с 20-летним опытом, говорит о том, что этикет — это не догма, а очень гибкая система, и естественно, что она меняется в зависимости от того, как вы можете проявить уважение к человеку и какое проявление уважения ждете для себя. «Этикет, связанный с нашими традициями и культурой — объятия, поцелуи — сохранится, однако нужно сочетать традиции с прогрессом. В определенной степени карантин и все, что происходит после него, это прогресс. Теперь мы будем относиться к себе, к своему здоровью и к здоровью окружающих более ответственно. И это неплохо», — уверена она.

Адаменко добавляет, что поцелуи и объятия будут более интимными и не будут выставляться так на публику, как это часто происходит сейчас.

С одной стороны, правила этикета — условные, с другой — несоблюдение их определенным образом маргинализирует человека, усложняет его взаимоотношения с обществом. Пренебрежение правилами этикета на высшем уровне — между государствами — может привести к ухудшению взаимоотношений и негативно отразиться на геополитическом и экономическом положении стран.

«Прошу верить этому лицу, как мне самому»

Дипломатический протокол — так называемая «международная вежливость» — основывается на отношениях равенства между светскими государствами, которые сформировались на суверенных началах. Именно поэтому во «верительных грамотах» — документах, с которыми назначают послов, — президенты стран пишут: «Прошу верить этому лицу, как мне самому».

Правила дипломатического протокола на сегодня закреплены в двух документах: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Этих норм придерживаются все цивилизационно развитые государства и по сей день.

Людмила Чекаленко, профессор КНУ им. Т.Г. Шевченко, эксперт по дипломатическому протоколу, отмечает, что при пандемии правила официально не изменились, однако на практике приходится выкручиваться.

«Пока дипломатические визиты были "вживую" — в масках, но “вживую”. Однако есть первый онлайн-опыт. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба организовал виртуальный визит в Германию. Подписи под документами также можно поставить онлайн», — говорит эксперт.

Она отмечает, что видела такую форму проведения мероприятий в Эстонии еще в начале 2000-х годов: «В Эстонии уже проводили заседание кабмина виртуально, даже без коронавируса. Мы тоже постепенно будем переходить к этому»

Безусловно, коронавирус изменил многое — прежде всего необходимость рукопожатий. Это невербальное мероприятие, которое сразу помогает установить доверительные отношения между первыми лицами, когда они встречаются. Сейчас, в связи с коронавирусом, от такой формы пришлось отказаться.

«Очень трудно решать серьезные государственные вопросы, если вы не общаетесь вживую. Однако остались верительные грамоты, остались назначения послов, президент также должен принимать иностранных послов. Ведь если он не примет в них верительные грамоты, то это означает, что мы не хотим поддерживать отношения с тем государством. Он должен провести разговор, сфотографироваться. Это остается», — замечает Чекаленко.

Многие до сих пор нерешенные вопросы касаются сугубо конфиденциальных переговоров. Как обеспечить эту конфиденциальность и предотвратить утечки информации? В условиях длительного карантина это может осложнить дипломатические отношения.


Британский принц Чарльз и герцогиня Камилла (слева) приветствуют жестом «намасте» президента Франции Эммануэля Макрона в Лондоне, Великобритания, 18 июня 2020 года

Британский принц Чарльз и герцогиня Камилла (слева) приветствуют жестом «намасте» президента Франции Эммануэля Макрона в Лондоне, Великобритания, 18 июня 2020 года

Фото: EPA-EFE/FACUNDO ARRIZABALAGA

Рукопожатие умерло. Да здравствует рукопожатие!

С марта такой общеупотребительный жест, как рукопожатие, переживает не лучшие времена. Канцлер Германии Ангела Меркель во время встречи с представителями объединений мигрантов в Берлине подала руку своему подчиненному, министру внутренних дел Хорсту Зеехоферу, на что тот не ответил.

Вообще-то это нонсенс: согласно этикету, нельзя не ответить на предложенную руку, тем более человеку, высшему по статусу. Однако Меркель восприняла ситуацию с юмором.

Принц Чарльз, тоже в марте, приветствуя гостей на церемонии вручения премии prince's Trust в Лондоне, по привычке протянул руку, но вовремя вспомнил о запрете и сложил руки в индийском жесте «намастэ» (намастэ — традиционное индийское приветствие, сложенные перед грудью ладони и легкий поклон головы — ред.). С помощью «намастэ» поздоровался с королем Испании и президент Франции Эммануэль Макрон. В УЕФА вообще запретили рукопожатия с соперниками и судьями перед началом матча.

Об этих фактах рассказывает эксперт по этикету и моделированию поведения Анна Чаплыгина, которая проводит открытые лекции, индивидуальные консультации и корпоративное обучение (EBA (European Business Association), OLX, Relax Park Verholy, Botan). Она добавляет, что у людей есть потребность поздравлять друг друга не только словами, но и каким-то жестом, однако в условиях опасности для здоровья приходилось искать оптимальную форму.

«Барак Обама предлагал в 2014 году заменить рукопожатие "кулачками". Но тогда это не прижилось, хотя врачи объясняли, что когда мы прижимаем ладонь к ладони, передается максимальное число бактерий. Однако поведение людей меняется всегда только в том случае, когда все понимают реальную угрозу своему выживанию. Поэтому сегодня от рукопожатий отказались. Однако я не думаю, что это навсегда», — говорит она.

На самом деле, рукопожатие уже «запрещали»: в Советском Союзе с 1918 по 1930-е годы повсеместно висели плакаты «Рукопожатия отменены». Обстоятельства были так же серьезны, как и сегодня — эпидемия испанки.


Премьер-министр Нидерландов Марк Рутте (справа) поздравляет своего португальского коллегу Антонио Коста в официальной резиденции в Гааге, Нидерланды, 13 июля 2020 года

Премьер-министр Нидерландов Марк Рутте (справа) поздравляет своего португальского коллегу Антонио Коста в официальной резиденции в Гааге, Нидерланды, 13 июля 2020 года

Вот тебе моя рука — на ней нет бактерий

Когда вы пожимаете другому человеку руку, а рукопожатие это «лучший» способ для передачи бактерий, вы таким образом делаете символический жест. Анна Чаплыгина говорит, что сейчас рукопожатие будет в чем-то даже обретать свое первоначальное значение «доверяй мне, у меня нет оружия»:

«Рукопожатие — это знак того, что вы намерены доверять друг другу. У вас в руках нет не только видимого оружия, но и невидимого — бактерий. Я могу предположить, что рукопожатие будет элитарным знаком приветствия. С кем попало обмениваться рукопожатиями вы не будете, здоровье будет дороже, чем знак внимания».

Также вес рукопожатия может измениться и на международной арене.

«То, что врачи в Китае сняли маски, стало символом победы над болезнью в стране. По моему мнению, рукопожатие западных лидеров во время публичных встреч будет таким же символом», — предполагает Чаплыгина и добавляет, что в таком случае рукопожатие будет означать, что это более чем серьезная встреча, что на ней было достигнуто очень важных договоренностей.

Насчет встреч — даже в докарантинные времена личная встреча была проявлением особого уважения. Однако, если раньше нужно было только преодолеть определенное физическое расстояние и не опоздать, сегодня еще и важно быть здоровым и удостовериться, что тот, к кому вы едете, тоже здоров.

«Я думаю, люди после двух месяцев вынужденного пользования аудио- и видеосвязью теперь склонны некоторые встречи переводить в онлайн-формате, чтобы не терять время на дорогу. И это говорит о степени важности той или иной встречи. Если к вам поедут, значит вы очень важны», — говорит Анна Чаплыгина.


Главный тренер «Тоттенхэма» Жозе Моуринью (слева) здоровается с коллегой, главным тренером «Вест Хэм Юнайтед» Дэвид Мойес перед началом матча английской Премьер-лиги в Лондоне, Великобритания, 23 июня 2020 года

Главный тренер «Тоттенхэма» Жозе Моуринью (слева) здоровается с коллегой, главным тренером «Вест Хэм Юнайтед» Дэвид Мойес перед началом матча английской Премьер-лиги в Лондоне, Великобритания, 23 июня 2020 года

Масочный режим и важные привычки

В Украине правительство обязало носить маски в общественных местах вместе с объявлением общенационального карантина в марте. В Германии, например, такую норму ввели только в конце апреля, что было несколько запоздалым решением, поскольку согласно исследованиям немецких ученых, ношение масок уменьшает темпы роста случаев COVID-19 примерно на 40%. До окончания мировой пандемии еще очень далеко и, наверное, маски станут привычным ежедневным аксессуаром, как, например, носовой платок.

Наталья Адаменко зато не считает, что маска станет элементом стиля и необходимым аксессуаром после пандемии: «И Гуччи, и Армани шили маски, но больше такого нет. Я считаю, что на конец карантина этот масочный режим будет отходить. Тем более, что маска скрывает большинство наших эмоций, мимику — это затрудняет общение».

Анна Чаплыгина говорит, что вопрос необходимости ношения масок будут решать эпидемиологи, однако соглашается с тем, что маски скрывают мимику, поэтому в общении между людьми возникает больше напряжения. «По одним глазам прочитать настроение человека невозможно. Мало того, что маски приглушают звук, мы еще не можем прочесть артикуляцию. Люди плохо слышат, плохо видят, переспрашивают лишний раз друг у друга, а любые лишние действия в коммуникации нас раздражают».

Из того, что должно остаться после пандемии, по мнению Анны Чаплыгина, это привычка мыть руки и соблюдать дистанцию в общественных местах. «А если кто-то и не будет этого делать, то теперь легче озвучить просьбу все-таки соблюдать дистанцию, поскольку теперь для этого есть веское основание — карантин, коронавирус».

Вопрос этикета в посткоронавирусном мире выходит за рамки чисто утилитарных дискуссий о количестве «погонных» метров дистанции, типов масок и повсеместного использования санитайзеров и антисептиков. Возможно, это начало глобальных перемен в человеческих отношениях, где главным будет принцип «не навреди», уважение к личному пространству и осознание важности общения не через экраны, а вживую.

По материалам: Громадське
Добавлено: 20-07-2020, 12:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх