Воспоминания о 2008-м: жизнь при кризисе

СОКРАЩЕНИЯ. БЛАГОДАРЯ КРИЗИСУ НАШЛИ СЕБЯ

В кризисный 2008-й тысячи людей остались без работы. «Но кризис — это новый старт. Главное двигаться, искать возможности, и они появятся!» — рассказывает киевлянка Анна Петрова. Три года совмещала работу в иностранной компании и учебу в университете, и в 2008-м, на пятом курсе получила должность бизнес-аналитика с заработком около 4 тыс. грн. «В разгар кризиса мне сообщили, что я резко перестала справляться со своими обязанностями, меня увольняют и никаких компенсаций мне не положено. Но очевидно было, что это сокращение штатов. Я возмутилась, ткнула начальству в руки КЗоТ и потребовала всех выплат. Меня тогда Жанной Д’Арк прозвали: компенсации добились все, кого сократили после меня», — вспоминает Анна.

Помочь справиться со стрессом помог тренинг личностного роста. По его окончании девушка подошла к организаторам: «Возьмите меня к себе на должность менеджера по продажам этого самого тренинга». Ее смелости удивились, но взяли. Но и оттуда Анне пришлось уйти из-за маленькой з/п — 1,5 тыс. грн. Следующим шагом безработной стало создание агентства, которое организовывает торжества. И вот спустя три года после кризиса это ивент-агентство держится на плаву, а наша героиня с помощью друзей нашла для себя еще одну работу, стала региональным менеджером в одном из столичных институтов. «Если три года назад я была пешкой, то сейчас я — директор, соответственно, и зарплата больше. Но самое главное, мне нравится то, что я делаю, я иду на работу с вдохновением. Я нашла себя», — признается девушка.

ТАКСИ. «Отдел, которым я руководил в одном из крупнейших банков Украины, попал под сокращение. Интересных вакансий было крайне мало, и чтобы не сидеть дома, я решил потаксовать. Машина у меня кредитная, так что отрабатывать свое должна», — рассказывает киевлянин Виктор. К организации новой работы он подошел нестандартно, решил использовать интернет: «Начал сообщать в Твиттер о пробках в Киеве, позже стал писать сообщения: «Я в таком-то районе, свободен столько-то времени, даю скидку». Придумка сработала: часть заказов ловилась сетью. И спустя три года Виктор не намерен менять сидение автомобиля на кресло в офисе — опытный водитель может заработать в день 300—500 грн.

ЖИЗНЬ В КРЕДИТ. МЕНЕДЖЕР НАЧАЛ ПОДРАБАТЫВАТЬ НА РЕМОНТАХ

Особенно болезненно переживали кризис те, кто в предкризисной кредитной эйфории взял в банке недостающие доллары на квартиру. «Сначала все было достаточно радужно. Кредит 30 тыс. долларов на 15 лет большим не казался. В месяц надо было платить 500 долларов — столько в 2008-м стоила и аренда однокомнатной квартиры. Доллар продавала за 4,5 грн., на погашения кредита уходила треть зарплаты (она была около 6 тыс. грн.), и жизнь тяжелой не казалась. И тут доллар рванул вверх, — вспоминает менеджер одной из столичных компаний Владимир.— Самый страшный момент, когда курс был около 10 гривен. Денег хватало только на кредит и продукты. Приходилось экономить на всем. Об обедах в фастфудах пришлось забыть, и даже тратить 2 грн. на маршуртку не хотелось — ходил пешком. Идей о дополнительном доходе не было. Но самое главное — квартира была в новостройке, и денег на ее ремонт не было. Пришлось самому взять в руки дрель, мастерок, кисточку. И это в итоге и помогло пережит тяжелые времена. Денег на строителей не было не только у меня, но и у соседей. Помогал им с проводкой. Потом меня как непьющего и аккуратного порекомендовали одним, вторым знакомым. Так и появился бонус в 100—200 долларов в месяц».

ВОЗВРАЩЕНЦЫ. ВНОВЬ ЗАВОЕВЫВАЮТ КИЕВ

До 2008-го количество жителей столицы росло месяц от месяца. В Киев ехали в поисках престижной работы и высокого заработка. Но попав под сокращение, люди вынуждены были вернуться в свои города — не было денег, чтобы платить за аренду квартиры. «Я переехала в столицу из Крыма задолго до кризиса. Обзавелась друзьями, постепенно нашла работу, которая мне нравилась — работала менеджером в торговой сети. Было много планов, но... Пришлось вернуться к родителям, в небольшой город в Крыму, — рассказывает Светлана, — У Черного моря и так немного работы, она в основном сезонная, а в разгар кризиса так и вовсе вакансий не было. Но со временем, я устроилась в рекламное агентство в одной из местных газет. Тяжело было после столичных масштабов и размаха перестраиваться на размеренную жизнь небольшого полукурортного городка. Очень часто думала о том, что пора вернуться в Киев, но друзья не советовали торопиться. Дескать, еще не все так хорошо и стабильно. Зарплата в Крыму у меня была в три раза меньше чем в Киеве, но.. Что-то теряешь, что-то находишь. Я по-настоящему ощутила, что такое дружба. Киевляне звонили мне, поддерживали в трудные минуты. А я, в свою очередь, помогла своим родителям, и поняла насколько я нужна им». Кризис для Светланы закончился в этом году — ее вновь пригласил в ту же саму компанию, на то же самое место, но уже с большим окладом.

Вернулась в столицу и дончанка Таня. До кризиса она работала арт-директором в небольшом столичном клубе. После сокращения вернулась домой. Попробовала открыть свое дело, но столкнулась со страшной бюрократией и свернула его. В прошлом году Таня вновь вернулась столицу — устроилась работать администратором на один из столичных каналов. «И теперь я со страхом читаю о дефолте в США. Неужели опять кризис, и опять все сначала», — вздыхает девушка.

Добавлено: 2-08-2011, 11:06
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх