365 дней мэра Одессы: достижения и промахи

На днях исполнился год с того момента, как в Одессе поменялась власть. Эдуард Гурвиц, проиграв на выборах, уступил кресло на Думской своему давнему сопернику — Алексею Костусеву. «Сегодня», опросив экспертов, выяснила, что удалось сделать, а что не получилось за год правления нового городского головы.

ПЛЮСЫ. По мнению одесского политолога Василия Зырянского, главные плюсы мэрства Костусева — 25-процентное снижение квартплаты одесситов и отказ от взимания квартплаты с жителей аварийных и ветхих домов. «Я, например, экономлю каждый месяц на этом 100—150 грн.», — утверждает эксперт. Еще одно грамотное решение Костусева, по мнению Зырянского, — это языковая политика, то есть принятие программы поддержки русского языка. «Тут он попал в точку. Количество русских классов в школах и русских групп в детсадах выросло, начали приобретать учебники на русском, горсовет публикует свои решения на двух языках. При этом, что очень важно, защита русского не обернулась нарушением прав украиноязычных, то есть мэр сумел выдержать золотую середину в этом весьма деликатном вопросе», — говорит Зырянский. А эксперт-экономист Андрей Гишко уверяет, что главное достижение Костусева — принятие Устава города. «Без принятия «городской конституции» функции исполнительной и законодательной ветвей одесской власти, права самих одесситов были расплывчаты. А это — очевидный шаг вперед, ведь разговоры об уставе ведутся уже последних лет 10. И многие чиновники на этом пиарились», — утверждает специалист. А сейчас, продолжает Гишко, основная задача Костусева — не допустить срыва отопительного сезона в Одессе, ведь счета КП «Теплоснабжение» пытаются заблокировать банки-кредиторы. «Я знаю, что Костусев не сидит на месте, а решает в Киеве вопрос о том, чтобы Одессу не отрезали от тепла и горячей воды», — подчеркивает экономист.

МИНУСЫ. По мнению доктора экономических наук Николая Шутова, год мэрства Костусева не увенчался откровенными удачами или промахами. Но в этом эксперт видит вину подчиненных мэра. «Экономика Одессы не ухудшилась, но и не улучшилась. Костусеву мешает кадровая чехарда в мэрии. У него нет грамотных и профессиональных управленцев — хозяйственников и экономистов. Поэтому многие документы, которые подписывает мэр, недоработаны», — критикует Шутов. Как пример, экономист называет передачу 75% акций аэропорта в частные руки: мол, неясно, какая выгода от этой сделки будет городу. «В минусах — и отсутствие обоснованной стратегии кредитования города (как сказал нам сам Костусев, такая программа сейчас разрабатывается. — Авт.). За год Одесса не взяла ни одного кредита. Но привлекать кратко- и долгосрочные займы можно и нужно — за счет перекредитовывания можно решить самые острые и насущные городские проблемы. Просто нужно тщательно просчитывать механизмы отдачи долгов», — уточняет Шутов.

По мнению экономиста Олега Ильина, в строительной и земельной сферах особых отличий от ситуации времен Боделана и Гурвица не наблюдается: «Просто политику проводят те же люди, я имею в виду профильного вице-мэра (Александр Орлов), начальников управлений и других чиновников 1-го и 2-го эшелонов. Продолжается реализация откровенно незаконных проектов, вроде возведения гостиницы прямо на пляже под санаторием «Россия». Однако, отмечает эксперт, темпы застройки при Костусеве стали гораздо ниже: «Но это скорее связано с общим кризисным состоянием сферы», — говорит он.

Мэр — о долгах Одессы и продаже аэропорта

Мы попросили Алексея Костусева оценить год своего мэрства и пояснить ряд решений, которые жестко раскритиковала оппозиция. Мэр рассказал, что почти весь год занимался проблемой возврата долгов, которые остались Одессе еще от прошлой власти. «За год мэрия отдала более 200 млн грн. долгов. Осталось еще около миллиарда! И большую часть времени я потратил на переговоры с кредиторами города. Например, мы вернули $5 млн из 8 млн предприятию Фирташа за ремонт городских дорог при Гурвице. Пытаемся договориться с иностранными банками-кредиторами о переводе валютных долгов Одессы в гривневый, чтобы мы не зависили от колебания курса», — говорит градоначальник.

АЭРОПОРТ. По словам мэра, аэропорт никто «не дарил» частникам. «Создано совместное предприятие, 25% акций — у города, 75% — у частных инвесторов, которые обязаны переоборудовать морально и технически устаревшие здания аэровокзала и взлетно-посадочную полосу по современным стандартам. Но земля аэропорта все равно остается в городской собственности», — говорит градоначальник.

ДАЧИ В ОТРАДЕ. Что касается передачи участков в Отраде пяти одесситам, то городской голова пообещал проверить законность этого решения: «Даже если все сделано по закону, я спрошу у чиновников, почему участки передали именно этим людям. Чем они лучше других? Это вопрос социальной справедливости». А запланированную продажу земли под санаторием «Магнолия», которая также вызвала неоднозначную реакцию экспертов, Костусев поясняет так: «Горсовет критикуют за низкую цену предстоящей продажи (30 млн грн.). Но если кто-то хочет купить эту землю за 40 или 50 млн — пожалуйста! Возмущаются также, что землю покупают те, кто владеет «Магнолией». Но ведь приватизированный санаторий невозможно взять вертолетом и перенести на другое место, поэтому эта территория интересует только самих владельцев. Для города продажа этой территории выгодна. Но если найдутся те, кто даст в разы дороже, мы пойдем им навстречу».

КАДРЫ. Поясняет Костусев и кадровые решения. «Большинство моих замов, начиная с первого, Сергея Черненко, работают со мной с первого дня. Светлана Фабрикант, исполнявшая обязанности зама по гуманитарным вопросам, ушла по собственному желанию, хотя я предлагал ей кресло вице-мэра. Ильченко (его подозревают в коррупции, сейчас он — на подписке о невыезде. — Авт.) скоро вернется на свой пост. Я уверен, что он не виноват, — говорит городской голова. — Да, трижды менялись замы по ЖКХ, но не по моему желанию. Валерий Матковский ушел «по собственному», Николай Рубля — по состоянию здоровья. Надеюсь, что новый вице-мэр по ЖКХ Анатолий Орловский будет работать со мной долго и плодотворно».

Коллеги мэра: года мало

Между тем коллеги Алексея Костусева — бывший мэр Одессы Леонид Чернега (руководил Южной Пальмирой в первой половине 1990-х годов) и нынешний городской голова Южного Владимир Новацкий — считают, что оценивать один год управления городом-миллиоником рано. «По своему опыту могу сказать, что первый год после избрания мэром новый человек, как правило, разбирается в оставленном ему в наследство сложном механизме города, готовит проекты и программы, обдумывает идеи. Второй год — это по существу начало серьезной работы, осуществление задуманного. Поэтому оценивать работу мэра всего за один, первый год, преждевременно», — утверждает Новацкий. «Мне кажется, год — слишком мало, чтобы была возможность объективно оценить достижения и провалы. Кроме того, я не обладаю необходимой для оценки информацией, например, о реальном положении финансовых дел муниципалитета. Но могу сказать, что дороги хуже не стали. А это уже что-то...» — ответил нам руководивший Одессой Леонид Чернега.

Вечный противник Алексея Костусева, экс-мэр Эдуард Гурвиц, отказался комментировать действия своего преемника, заявив, что одесситы и так все видят, а посему сами знают, лучше или хуже стало городу при новой власти. А губернатор Одесчины Эдуард Матвийчук ограничился советом мэру: «Ему нужно заниматься непосредственно делами Одессы и своими функциональными обязанностями городского головы. В городе накопилось огромное количество нерешенных задач, которые нужно решать системно, заручившись поддержкой всех одесситов».

По материалам: Сегодня
Добавлено: 8-11-2011, 09:25
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх