Уважаемые буквы. Зачем украинцам нужна каллиграфия

В студенческие годы каллиграфия спасла будущих дизайнеров Викторию и Виталину Лопухиных от засилья немытой посуды. Когда дежурные на этаже в общежитии раз за разом оставляли грязь на кухне, девушки стали писать имена и фамилии ответственных за уборку каллиграфически, на красивой бумаге, используя различную цветовую гамму. В итоге, на кухне воцарилась чистота, а листы с надписями исчезли — люди забирали себе.




Шероховатый мир
Сейчас сёстры Лопухины серьёзно занимаются каллиграфией и планируют открыть студию в Киеве. Таких, как они, пока немного — профессиональных каллиграфов в Украине около 20. К тому же, подчёркивает дизайнер и каллиграф, основатель школы в Харькове Алексей Чекаль, к мастерам шрифта у нас нет такого уважительного отношения, как в других странах. «Немецкий бармен старательно рисует мелом меню, выводя замысловатую антикву, а сирийский торговец может нарисовать вывеску стилем насх, — рассказывает он. — У нас же люди разучились воспринимать эстетику написанного слова, да и эстетику шрифтов в целом».

В советские годы углублённые занятия этим видом искусства не проводились, а сейчас многие люди полагают, что шрифты появляются лишь с помощью компьютеров, поэтому нет необходимости заниматься каллиграфией — техника и так всё умеет. Тем не менее именно в технически продвинутых странах это ремесло тщательно оберегают: во многих городах Франции и США работают школы каллиграфии, а в Лондоне даже существует отдельная должность придворного каллиграфа.

По мнению Чекаля, каллиграфия необходима даже в век компьютеров и смартфонов — существуют же бумажные книги, несмотря на то, что есть электронные «читалки». «Всё дело в тактильности и материальности, которую трудно передать виртуальными способами, — объясняет каллиграф. — Но как ни странно, шероховатость мира очень важна для культурной гравитации человека, она даёт ощущение реальности и жизни».

Терапия словом
Каллиграфия — это не просто красивые буквы. К примеру, она может использоваться в терапевтических целях, как это происходит во время занятий в школе Санкт-Петербурга. Её основатель Пётр Чобитько в своих выступлениях приводит исследования физиологов и методистов XIX века, которые говорили, что каллиграфия и письмо дают твёрдую опору органам чувств, развивают и укрепляют волевой импульс, являются «гимнастикой для ума и души человека».

Уважительное отношение к буквам и словам заставляет мастеров искать пути для распространения своих идей в массах. К примеру, сёстры Лопухины разработали собственные прописи по каллиграфии, а в будущем хотят предложить подобные для школ. Также близка к деятельности каллиграфов профессия шрифтовых дизайнеров, работы которых можно увидеть при оформлении городского экстерьера. В 2010 году Львовский горсовет обратился к группе дизайнеров с предложением разработать туристическую навигацию по городу. А деловой шрифт «Арсенал» дизайнера Андрея Шевченко из Бердянска стал победителем всеукраинского конкурса от «Мыстецкого арсенала» и теперь может быть использован для оформления табличек и навигации на Андреевском спуске. Проект был заказан компанией «ЭСТА-Холдинг», он предполагает создание афишных тумб и информационных плакатов.

Впрочем, каллиграфы и мастера шрифтов редко получают поддержку от городских властей. Поэтому пока популяризация каллиграфии происходит не на городских улицах, а на специальных мероприятиях. Такими событиями стали арт-лаборатория «Поля шрифта» и культурно-художественный проект «Кирилловские чтения» во время «Книжного Арсенала — 2013», а также фестиваль каллиграфии «Рутения» в апреле этого года.

Выводить правильно
Наиболее известные школы каллиграфии в Украине действуют в Киеве и Харькове. Куратор школы в столичном клубе «Арт и Я» Алла Калиниченко рассказывает, что за полтора года существования заведения в нём занималось около 100 человек. Преподаватель школы — известный каллиграф Вероника Чебаник. Первый поток учащихся состоял преимущественно из декораторов, дизайнеров и художников. Но сейчас большая часть занимающихся — обычные люди, которые ищут в этом душевное успокоение и отдых, не стремясь стать профессионалами. В школе учились не только киевляне, но и жители Одессы, Винницы и Львова. Число желающих постепенно увеличивается: если на первом потоке были сформированы две группы по 12 человек, то на последнем, через полтора года, — уже четыре. По словам Алексея Чекаля, на занятия в харьковскую школу в основном приходят люди до 30 лет. В ней нет временных рамок — желающие учатся столько, сколько считают нужным.

Выпускники школ продолжают заниматься каллиграфией и после завершения занятий. Ольга Еремеева пришла в киевскую школу вместе со своим мужем. Каллиграфию они выбрали, потому что этот вид искусства не требует серьёзных материальных затрат, а сам процесс приносит эстетическое удовольствие. Сейчас Ольга стала подписывать письма, создавать открытки и поздравлять близких, применяя навыки, полученные в школе. Используют каллиграфию и в деловой переписке. Алла Калиниченко рассказывает, что одна из учениц её школы работает юристом и пишет важные письма от руки — каллиграфией она занялась для того, чтобы читать написанное адресатам было приятно.

Нидерланды: стихи на стенах
В городе Лейден на стенах домов каллиграфическими шрифтами были написаны произведения на разных языках. С 1992 по 2005 год там появилось 101 стихотворение.

Франция: замороженные буквы
Жюльен Бретон объединил технологию фризлайт («замороженный свет») с каллиграфией. С помощью света он рисует в воздухе надписи, которые мгновенно фиксирует на фото.

Россия: «Идиотъ»
В этом году московский каллиграф Егор Лобусов в своём ЖЖ написал слово «идиот» и предложил продолжить начинание. На призыв откликнулись сотни каллиграфов.

По материалам: Фокус
Добавлено: 1-08-2013, 10:19
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх