Оппозиции и власти удалось договориться из-за "бунта" в ПР

Корреспонденты заглянули за кулуары вчерашних переговоров между оппозицией и большинством и расспросили политиков, кто может возглавить Кабмин.

Утром вторника между депутатами фракции Партии регионов разгорелась нешуточная дискуссия. Сергей Тигипко, один из заместителей главы фракции и руководитель одной из семи неформальных групп регионалов, нелестно высказывался в адрес действующей власти. Главная претензия – высокий уровень коррупции, с которой не борются. Тигипко делал это не просто так. В его неформальную группу входят депутаты, близкие к  собственнику Group DF Дмитрию Фирташу и экс-главе Администрации президента Сергею Левочкину.

Их поддержали и нардепы, приближенные к владельцу СКМ Ринату Ахметову. "Мы были категоричны. "Диктаторские" законы – отменить. Ситуацию решить мирным путем и прекратить использовать депутатов в "темную", - рассказывает на условиях анонимности один из депутатов от ПР, добавляя, что всего "бунтарей" было около 70 человек.

Но у мирного пути урегулирования нашлись оппоненты. Против выступали Нестор Шуфрич и Олег Царев. Последний в комментарии  уточнил: призывы голосовать за отмену "диктаторских" законов ему непонятны. "Нельзя голосовать за амнистию, которая наступит, когда Майдан разойдется. То есть сейчас они могут делать что угодно, и им за это ничего не будет?", - возмущается Царев, настаивая, что нужно установить конкретный срок, когда Майдан должен разойтись.

 "Их разговоры на фракции – нонсенс. Мы их спрашивали: вы что, в зазеркалье живете? На улице гражданская война. Гибнут люди", - говорит нардеп от ПР, выступающий за мирное урегулирование конфликта. Позже депутаты узнали неожиданную новость – премьер-министр Николай Азаров подал в отставку. Версия регионалов – сделал это, чтобы не допустить раскола во фракции и уменьшить напряжение.

Оппозиционеры признаются – если бы не бунт в ПР, договориться с властью об отмене диктаторских законов вряд ли удалось бы. Ниже – о том, на какие уступки пошли обе стороны, и о чем будут договариваться в дальнейшем.

Законы - коммунистам

Глава фракции ВО "Свобода" Олег Тягнибок рассказывает, что во время переговоров между лидерами фракций главным условием оппозиции было голосование за отмену "диктаторских" законопроектов. "Мы хотели убедиться, что они это сделают. Чтобы быть уверенными при переговорах в дальнейшем", - говорит Тягнибок. У ПР также были свои условия – принять четыре законопроекта.

Первый предусматривает отсрочку бесплатной правовой помощи до 1 января 2015 года. Объясняется – отсутствием на это денег в госбюджете.

Еще один документ освобождает НАК "Нафтогаз-Украины" от налогов.

Еще два законопроекта "коммунистические". При помощи одного могут лишить свободы за осквернения памятников тех, кто боролся против нацизма во время Второй мировой войны. При помощи второго также могут лишить свободы за отрицание или оправдание преступлений фашизма.

На двух последних, говорит Тягнибок, в ПР особенно настаивали. "Ради коммунистов, которые являются их политическими союзниками. Дескать, потом сложнее будет договориться", - говорит Тягнибок, добавляя, что его фракция за законопроект не голосовала. Взамен на такой компромисс оппозиция получила отмену 9 "диктаторских" законов, принятых 16 января. "За" 361 голос.  Не тронули депутаты два документа  – госбюджет на 2013 год и недопустимости преследования участников массовых акций протеста. Нардеп от УДАРа Павел Розенко рассказывает, что прежде чем голосовать за амнистию участников протестных акций, регионалы настаивают на гарантиях. А именно: Майдан расходится в 15-дневный срок. Протестующие освобождают облгосадминистрации, правительственные учреждения, проезжую часть. "Мы можем говорить о последних трех пунктах. Но только не о том, что Майдан должен разойтись", - подчеркивает Розенко.

С ним соглашается и политолог Сергей Гайдай. "Никто не может дать Майдану команду "разойтись". Регионалы не могут понять, что люди туда вышли не по приказу", - говорит он. В широкой перспективе

Еще один предмет переговоров власти и оппозиции – состав правительства и кандидатура на пост премьер-министра. Пока обязанности премьера исполняет Сергей Арбузов. Но предложение возглавить Кабмин от Виктора Януковича получил и глава фракции "Батьківщина" Арсений Яценюк.

По его словам, на данный момент он не соглашается на предложение Януковича. "Но оппозиция готова взять на себя ответственность за ситуацию в стране", - говорит он. При этом сразу несколько оппозиционных депутатов на условиях анонимности рассказали, что на самом деле Яценюк не против возглавить Кабмин. У Олега Тягнибока два варианта. Первый – оппозиция формирует свое правительство. Но признается – перенимать страну в таком состоянии оппонентам власти не хочется. Второй вариант – коалиционное правительство. "Мы попали в ситуацию ножниц", - говорит он. По мнению Гайдая, оба варианта могут быть выгодны для оппозиции со стратегической точки зрения. "Примет ли Майдан смену Азарова, скажем, на Арбузова? Люди будут требовать оппозиционеров во власти", - говорит Гайдай и тут же добавляет: "Приглашение Яценюка на должность премьер-министра скорее ад, нежели рай и обвал рейтинга. Готов ли он пожертвовать политической карьерой ради страны – вопрос".

Еще одна возможная оппозиционная кандидатура на пост премьера или члена правительства - внефракционный депутат Петр Порошенко. Но он о дальнейших планах предпочитает не говорить. "Речь сейчас не о должностях. Люди на Майдане стоят не за них", - отрезает Порошенко.

Но какой бы из вариантов не выбрала оппозиция, ее лидерам стоит вспомнить обещание, данное со сцены Майдана в начале января. Тогда Арсений Яценюк заявил, что "в кратчайшие сроки предложит решение, которому все будут аплодировать, — единую проукраинскую и проевропейскую команду, команду украинской победы". И представить ее надо если не Януковичу, то Майдану.

По материалам: ТСН
Добавлено: 29-01-2014, 10:53
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх