В эти дни в Киеве проходит конгресс "Украина-Россия: диалог", организованный совместно фондом Открытая Россия
Михаила Ходорковского и Третьей украинской республикой
Юрия Луценко. Основной целью мероприятия организаторы назвали поиск компромисса и проведение конструктивного диалога между представителями украинской и российской интеллигенции в условиях фактической войны между двумя странами.
Лариса Ившина, главред газеты "День":
- Отношения России и Украины - это во многом одностороннее движение. Мы знаем о России больше, чем россияне знают об Украине. На мой взгляд, вина российской журналистики в том, что она не смогла рассказать, что в Украине, кроме борща и хороших девушек, есть еще люди, которые стояли за свободу. Журналисты должны интересоваться мыслящей, интеллектуальной, философской Украиной.
- Я не даю комментариев российским СМИ, так как нет уверенности, что мои слова не извратят. Российские СМИ в последние годы поработали так, что треть россиян считают украинцев своими врагами. На третьем месте после американцев и грузин. Наши журналисты завоевали право работать честно и свободно, российские журналисты должны тоже бороться за свободу слова. А пока в России есть канал НТВ, который показывает антисемитский фильм о кандидатах в президенты Украины, выискивая у них еврейские корни, пока там говорят о том, что женщины на Майдане стояли, потому что они сексуально не удовлетворены - это не журналистика, а пропаганда. Мы такие каналы будем запрещать - в Украине нет антисемитизма и межнациональной розни.
Павел Шеремет, российский журналист, переехавший в Украину:
- Мы, российские журналисты не должны обижаться на упреки украинских коллег. Они абсолютно правы, когда обижаются на то, как, например, работает российский МИД. Мы, может быть, и не несем здесь за это ответственность, так как в Москве не разделяем всеобщий милитаристский ажиотаж. Но в Киеве мы под подозрением, потому что мы представляем медиа страны, которая в последние месяцы вела жесткую антиукраинскую пропаганду. Годы уйдут на то, чтобы восстановить нормальные отношения. По большому счету, все российские журналисты должны извиняться перед Украиной.
Тихон Дзядко, телеканал Дождь:
- Я не согласен, что должен извиняться, так как вообще против коллективной ответственности. Если Киселев врет, пусть лично он извиниться, мне не стыдно ни за свою работу, ни за работу телеканала "Дождь". Вместе с тем, должен отметить, что с украинской стороны также звучат зачастую неоправданные агрессивные выпады. Никто не извиняется за то, что называет всех поголовно людей, надевших георгиевскую ленту "колорадами", никто не извиняется за то, что порой называет все российское общество зомбированным. Я уже не говорю о тех обвинениях в продажности, которые "Дождь" получает за то, что транслировал интервью Януковича, которое мы даже не брали.
***
Конструктива в двухчасовом пинг-понге между представителями СМИ Украины и России было немного. Скорее, его не было совсем. Очевидно, обоюдные комплексы "младших и старших" братьев нас не покинут еще долго.
В финале, понимая тщетность поиска этого самого конструктива в дискуссии, Галина Тимченко дипломатично отметила, что дискуссии бывают разные по накалу и продуктивности, однако сам факт проведения такого разговора уже сам по себе внушает оптимизм.
Наблюдавший в зале НСК "Олимпийский" за этим эмоциональным и, в сущности, холостым действом режиссер и телеведущий Анатолий Борсюк в комментарии ЛІГАБізнесІнформ с осторожным оптимизмом и не без грусти сказал, что иначе и быть не могло, но проводить такие дискуссии нужно. Даже несмотря на то, что они, ввиду войны, еще долго будут проходить без видимого консенсуса и, в сущности, на разных языках.
"Трудно было ждать чего-то другого. У нас с россиянами много претензий друг к другу. Между Украиной и Россией война, и наши российские гости подсознательно чувствуют вину. Хотя каждый из них персонально ни в чем не виноват. Хорошо, что мы еще ведем хотя бы такой диалог, глядя в глаза друг другу. Но проблема между нашими народами не решена, потому и диалог между журналистами проходит на повышенных тонах. Ссорятся, потому что обижены. Это болезненный процесс", - подытожил Борсюк"