После свержения режима за решеткой остаются еще немало политических "узников Януковича

Александра Канцедайла уже шесть лет держат в СИЗО за преступления, в подтверждение которых нет никаких доказательств.

В украинских тюрьмах находится немало "узников Януковича" - тех, которые восстали против режима экс-президента и которых замучили и выбили из них признания. Их война закончилась почти полгода назад полной победой. В день, когда Виктор Янукович сбежал, они должны были бы чувствовать себя счастливыми, так как заплатили за его политическое небытие собственной свободой. Но эти люди до сих пор за решеткой, говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

Может, это произошло потому, что их собственная Революция достоинства состоялась задолго до Революции достоинства остальной страны.

63-летний правозащитник из Киева Александр Канцедайло был авторитетным человеком в городе, но стал известным на всю Украину после того, как в 2004-м выиграл судебное дело против Януковича. Он заставил его официально извиниться и заплатить 50 тысяч гривен своему клиенту, которого Янукович грубо обругал на митинге. Клан Януковичей решил отомстить. Политзаключенные времен Януковича до сих пор находятся за решеткой   Александру Канцедайлу инкриминируют четыре преступления - убийство, мошенничество, подделка документов и похищение человека. За полдесятилетия судебного следствия никто так и не насобирал прямых доказательств в совершении этих преступлений. Несмотря на это, правозащитник вынужден вот уже шесть лет сидеть в СИЗО. "Несколько суток его пытали, не давали ни еды, ни воды, постоянно били, унижали. Если давали воду, то из унитаза или из бутылки для полива цветов. Били палками, спинками от стула, в лицо, во все части тела", - рассказывает дочь политического заключенного Диана Канцедайло. Женщину до сих пор трясет, когда она рассказывает о пытках и унижениях, которые пережил ее отец. "Янукович, имея связи, в 2009 году с генпрокурором Пшонкой решил отомстить моему отцу. В результате этого его засадили в тюрьму, где он находится уже шестой год. Во время досудебного следствия было допрошено 50 свидетелей и ни один из них не указал и не указывает на причастность моего отца к инкриминируемому ему преступлению. Все доказательства, которые есть в деле, - сфабрикованы, само дело сфальсифицировано", - говорит Диана Канцедайло. За время, пока Александр Канцедайло находится за решеткой, у него родился внук Саша. Сами родители мальчика - тоже юристы, Диана и Дмитрий - пока не регистрируют свой брак. Дочка мечтает, чтобы отца освободили. Тогда он сможет повести ее под венец. Но вернется ли он живым из СИЗО, супруги не уверены. "На каждом судебном заседании я вижу, как он постарел, как изменился, как на него повлияли те унижения, те пытки. На каждом судебном заседании у отца хватает сердце, он очень переживает. Также сказываются болезни почек. Это, конечно, от пыток", - отмечает Диана. Ежемесячно они передают посылку в СИЗО. На это уходит не менее 1,5 тысячи гривен - неподъемная сумма для молодой семьи. При этом, понимают,что не все продукты могут дойти до отца в следственном изоляторе.

За шесть лет накопилось уже более 50 томов обвинительного заключения по уголовному делу Канцедайло. Здесь нет ни слова о доказательствах преступлений правозащитника. Зато есть подпись тогдашнего генерального прокурора Украины Виктора Пшонки. И это личное участие генпрокурора в обычном уголовном деле, где он персонально отследил и утверждал обвинительное заключение, и выражает политический заказ. Заказ на уничтожение Александр Канцедайла, который почему-то продолжается и ныне.

В Комитете освобождения политических заключенных уверены, что Канцедайла посадили из-за мести донецкого клана. Но сейчас он сидит из-за страха следователей, прокуроров и судей, которые были причастны к незаконному заключению Александра. Интересно, что судят правозащитника еще по старому Криминально-процессуальным кодексом, что позволяет силовикам держать мужчину в СИЗО бессрочно, шесть лет за решеткой без законного судебного приговора. Единственное основание - выбито, или точнее отбито вместе с почками. Приход с раскаянием, который по новому УПК тоже для суда не является доказательством. Александр Канцедайло говорит, что не выдержал пыток. "Выбили четыре зуба. Я был подвешен наручниками за руки к трубе в подвале помещение УБОПа. Там был туалет: труба проходила примерно на высоте двух метров от пола. Носками ног я едва торкался пола. В это время меня били дубовой палкой от спинки стула по левой ноге. Доставалось по правой ноге. Я не мог держаться на ногах, которые подкашивались от боли и судорог. Мою голову воткнули в унитаз: сливали воду. В мои руки наручниками прицепили гирю 40 кг, заставляли подниматься по лестнице на другой этаж. Я не имел сил от избиения, от других издевательств и унижений в своем возрасте. Мне было сломано левое ребро и не оказывали медицинской помощи. Руки, ноги, уши, все лицо были опухшими и в кровяных гематомах", - отметил Александр Канцедайло.

В Голосеевском суде Киева состоялось очередное заседание по делу Канцедайло. Именно здесь уже шестой год продолжается судебное следствие и шесть раз менялся состав судей. Подозреваемых привезли автозаком. Начало заседания затянулось на час. Канцедайла поместили в железную клетку. Перед тем, как судья попросила выключить видеокамеру, мужчина успел сказать одну лишь фразу: "Меня били. Да". Прокурор в очередной раз отказался отпустить на поруки пожилого человека. Мол, он может связаться с другими подозреваемыми по делу, которые сейчас на свободе. На заседании допрашивали свидетеля, который почему-то ничего не помнил. Это все напомнило театр абсурда. И только один Александр Канцедайло, уставший, но несгибаемый, как всегда отстаивал справедливость, свободу и человеческие права.

Правозащитник уверен, он должен выстоять, потому что сейчас он защищает не только себя, а и сотни других незаконно заключенных.

Тем временем еще одному политическому "узнику Януковича" Владимиру Никоненко из Сум повезло больше - в тюрьме он провел почти год и сейчас уже на свободе. Он также оскорбил экс-президента - рисунками на стенах с изображением Януковича с красной точкой на лбу. "С первого дня у меня болели скулы, потому что все время сжимал зубы от нервов. Было очень сложно. Сложно настолько, что даже не передать словами. Тогдашняя власть банально дала команду: "Фас!" за те рисунки, которые мы с товарищем распространили. Они за 20 рисунков дали мне восемь месяцев в аду", - вспоминает Владимир. Владимир с другом вырезали 20 трафаретов с изображением Януковича. Суд решил, что такой поступок влечет за собой один год ограничения свободы в лагере рядом с настоящими преступниками. За решетку парня бросил судья Ширшак Николай Иванович. Именно он определил вторую часть статьи 296 УК за хулиганство с особым цинизмом и неуважением к обществу. Именно он упек ребят за решетку. Видимо, люстрация еще не дошла до Сум, ведь Ширшак до сих пор работает в тамошнем Заречном районном суде.

В этом году законом Верховная Рада Украины Владимира Никоненко признала политическим заключенным и отпустила на волю. Но теперь парня ждут новые испытания от мести бывшей власти. "Власть, которая так поступила со мной, сломала мне жизнь. Потому что сейчас я не могу устроиться на работу, не могу получить загранпаспорт. Везде нужна справка, что я - не судим", - говорит Владимир Никоненко


По материалам: ТСН
Добавлено: 6-10-2014, 10:44
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх