Зона АТО изнутри: как живут и воюют наши солдаты (ФОТОрепортаж)

Как живут солдаты Вооруженных сил Украины в зоне АТО.


Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с бойцом из зоны АТО. На вопросы журналиста 056.ua ответил Максим Мирошниченко из 93-й Отдельной механизированной бригады.

О том, как попал в зону АТО

- За некоторое время до службы в армии я довольно долго работал журналистом. Однако пару лет назад у меня изменились взгляды на все в этой профессии, и я ушел на вольные хлеба. Все резко изменилось под конец 2013 года.

Вспыхнувший Майдан открыл другую реальность - эту совершенно дикую, не укладывающуюся в голову пропаганду против протестующих студентов. Не говоря уже о том, что тогда наглядно стало ясно, в какой дичайшей стране мы живем, где в центре столицы можно вмазать в брусчатку жизни более сотни людей, только за то, чтобы не допустить качественных изменений в жизни страны, где власть оказалась узурпированной совершенно отставшей от 21 века кучкой скоррумпированных людишек с уродскими комплексами в виде Межигорий и картинами себя в виде Цезаря. Однако бегство Януковича в Россию и вторжение соседа показало, против кого на самом деле было это восстание.

С первых дней вторжения в Крым, когда мы увидели реальное положение нашей армии и дикую мировоззренческую пропасть у многих жителей Украины, я оказался в Правом Секторе. Сейчас уже мало кто помнит, до победы на выборах нынешнего Президента, АТО полулегально или вообще нелегально осуществлялась в основном силами различных добровольческих движений, куда шли люди, которые не могут просто смотреть на вторжение и шовинистическую пропаганду соседа по ТВ. Лично мне просто в голову не укладывалось, что в 21-ом веке государство посчитает рациональным откопать из прошлого века каких-то казачков-имперцев с двухглавым орлом на серпе и молоте, бредящих Россией в границах 1939 или 1914 годов, просто потому, что его сосед решил измениться.

Уже в апреле выехал на зачистку одного из райцентров Донобласти в составе кучки людей, из которых потом будут создаваться батальоны ДУК ПС и Днепр-1.

В принципе, все эти события очень оживили историческую память и заставили вспомнить, что все это повторялось в украино-российских отношениях уже несколько раз. Более того, оказалось, что картина мира Путина не сильно отличается от мировоззрения тех же казачков. Я чувствовал, что лично мой мир уже не будет прежним. 2 мая, когда началось противостояние в Одессе, я впервые стрелял из автомата под Днепром на полигоне. Уже в апреле выехал на зачистку одного из райцентров Донобласти в составе кучки людей, из которых потом будут создаваться батальоны ДУК ПС и Днепр-1.

По сравнению с тем, что на Востоке было позже, это были всего лишь "шалости", но там я для себя решил, что я - не военный. И там от меня будет мало толка. Тем не менее, война разгоралась, Украина продолжала пытаться жить мирной жизнью даже в этом кошмаре, а я просто не мог думать о чем-то другом. Было тяжело осознавать, что с большинством старых знакомых ты уже не можешь говорить на темы, которые когда-то составляли интерес. В какой-то из дней я понял, что на самом деле, все эти ночи без сна у интернета в ожидании новостей с Иловайска, Дебальцево говорят о том, что "это не мое" не совсем правда. Оно уже стало "моим", а мне просто страшно.

О реакции родных и друзей

- Когда мне позвонила мама со словами "тебе пришла повестка", мне стало легче. Оказалось, что я этого ждал. Я сразу понял, чем я буду заниматься в ближайший год. Родители не ожидали, что я пойду в военкомат. Наверное, поэтому и сказали о повестке. С отцом был достаточно тяжелый разговор, но я дал понять, что я могу слушать их аргументы - они очевидны, что они уже мной обдуманы и решение принято.

Сначала я обнаружил, что меня хотели сделать деловодом в части, тогда как я, собирая вещи, думал об окопах. Дело в том, что уже в части в моем военнике (в который я никогда не заглядывал, армию я благополучно "откосил" как и многие другие ребята, закончившие, например, университет и строящие на эту жизнь другие планы), было написано "деловод". Я потом вспомнил, что в моем военкомате много лет назад один лейтенант спросил, кем я работаю и, услышав "журналист", обнаружил, что эта гражданская профессия в списке военных коррелируется только с позицией "деловод".

Особенно впечатляли дни получения зарплаты, когда некоторые парни допивались до той стадии, когда они физически не могут выйти на пост.

Мне сразу дали понять, что в части я буду возиться с приказами, подписями, заверениями, выписками отпускных билетов для солдат, базой данных, регистрацией входящих и исходящих. А мои желания пройти «учебку» и отправиться на передовую - свободно могут быть моими желаниями, в части нужен был деловод. Впрочем, после настойчивых разговоров с офицерами мне обещали через месяц-другой отправить на «учебку», хотя в желаниях офицеров я сомневался. В ушах стояла фраза "родина сказала - деловод, значит, будешь деловодом". Для себя я решил, что, если не отправят на фронт, переведусь в другую часть. А свои обязанности я не сильно горел желанием исполнять.

Первое впечатление

- Так получилось, что через 3 недели в часть привезли с фронта парня, который хотел поработать деловодом, и через 3 недели я уже был на передовой. Мне повезло - в Красногоровке на тот момент уже было тихо, несмотря на то, что можно было невооруженным глазом наблюдать жилые многоэтажки Петровского района Донецка. Первым шоком были, конечно, "аватары" в армии. Особенно впечатляли дни получения зарплаты, когда некоторые парни допивались до той стадии, когда они физически не могут выйти на пост. И дело в том, что многие из них - действительно боевые парни.

Об условиях жизни и алкоголизме в армии

- Просто украинская армия - она не профессиональная и туда берут всех без разбору и что тут говорить, если около 30% украинских мужчин - это алкоголики. И в реальности офицерам трудно бороться с пьянством - если человек хочет обзавестись алкоголем, он это сделает. Это только в представлениях отдаленных от приамейских реалий людей, здесь (в армии), не должно быть алкоголя. Тем не менее, даже эти люди прекрасно понимают, что, например, когда собираются три мужика, то они, конечно же, мало играют, например, в шахматы.

Кстати, что бы там не говорили, но у противника абсолютно те же проблемы, не говоря уже о том, что местами они ходили в такие бесперспективные атаки, что, подозреваю, там не только вооружаются приемами "смелой воды".

Но бывают и удивительные, приятные моменты - например, получить посылку от совершенно незнакомого человека.

Еще очень поразили некоторые местные жители. Бывает так, что ты живешь в разбитом доме (в некоторых местах на передовой живут не только в блиндажах - дом может быть частью конкретных позиций) и во двор прилетают пули и снаряды противника и не нужно быть гением физики и долго думать над чудесами вычисления траекторий, чтобы понять, откуда они летят. Но бабке из соседнего двора, которая уверенна в том, что это ты сам обстрелял себя, просто ничего не докажешь. Поначалу я просто не мог для себя объяснить причину такого отсутствия навыков строить элементарные причинно-следственные связи. К этому, казалось бы, тоже можно привыкнуть, но на самом деле, это не перестает удивлять. На это можно уже и не обращать внимания, но удивлять это будет. Это еще раз говорит о том, что Украина - это удивительная страна, населенная жителями, основная масса которых мало задумывается о том, чтобы взять свою жизнь и жизнь даже своего села или городка в свои руки.

Но бывают и удивительные, приятные моменты - например, получить посылку от совершенно незнакомого человека. Недавно мне такая пришла, там были теплые носки, сгущенка, еще всякие сладости. И в ней письмо от девочки из интерната. Она желала мне здоровья, сил. И оставила свой телефон - отправлю ей СМС с фотками. Думаю, она обрадуется. Еще недавно я по телефону поговорил с племянницей своей подруги. Перекинулись буквально парой слов - я сказал, что сейчас стою в пригороде Донецка. Так мне потом сказали, ребенок теперь носится и говорит, что она говорила с настоящим солдатом, который там сидит у самого Донецка. Это невероятно приятно - теперь дети гордятся разговором с тобой.

О контрастах

- Очень впечатляет даже не контраст, а глубокий разрыв между фронтом и тылом. Тут сидишь на посту, ночами всматриваешься в тепловизор, отстреливаешься, не дай бог везешь раненных, убитых... а еще просто в голове не укладывается, как на месте офицера сообщить матери о том, что ее сына нет в живых... и после этого поначалу очень сложно посочувствовать знакомому с Фейсбука о том, что ему настроение испортило пасмурное утро.

Или порадоваться и поставить "лайк" под фоткой с блюдом из ресторана. Поначалу очень сложно - спокойно реагировать на то, что у многих, в отличие от тебя другая реальность. И в этой реальности есть свои мелкие печали и свои маленькие радости. Сложно следить за перипетиями совершенно оторванной от настоящих вещей игрой в зраду/перемогу, которая катится по Фейсбуку и превращает все обсуждения каких-то проблем в пустой фарс.

О первом отпуске

- Первый отпуск - это вообще отдельное впечатление. Ты резко сменил подтаивающие и заливающие окопы на, казалось бы, элементарные и удобные унитазы, ванны и кровати. Но ты уже можешь не узнать своих друзей и знакомых. Всех АТОшников раздражают самые распространенные вопросы - "как там?" и "когда это кончится?". Особенные уникумы умудряются спрашивать, мол, и "скольких ты уже убил"...

Сначала отвечаешь о том, как там, но после десятого раза устаешь. А в двадцатый раз можешь просто ответить, мол, иди и посмотри сам, а потом поговорим. От некоторых знакомых еще придется услышать, мол, ты, знаешь, это - не мое. Я считаю, что каждый должен быть на своем месте. Как будто десятки тысяч парней, попавших в армию только в силу своего дееспособного возраста и нежелания откупиться от военкомата, идут четко на свое место в этом мире, о котором они годами мечтают.

Некоторые ребята могут и запить. И в отпуске, и по возвращению оттуда.

Когда я получил свой первый отпуск, первые два дня я вообще не сильно старался показываться на люди. Было сложно сидеть вот так сразу в кафе и глубоко вникать в проблемы людей. Первые два-три дня ловил себя на мысли, что лучше уйти обратно. Через недельку уже можно более-менее привыкнуть к комфорту, к проблемам и радостям знакомых. Но потом, под конец отпуска, ты снова можешь уйти в себя. И ты уже мысленно в зоне АТО последние дни...

Некоторые ребята могут и запить. И в отпуске, и по возвращению оттуда. Однако со временем и к такому контрасту привыкаешь.

О планах на будущее

- Знаете, все вот говорят, что у нас плохое государство, не работает то, не работает сё, но только единицы, которые сталкиваются с этими неработающими химерными организациями, могут рассказать, почему именно "то и сё" не работают, а если и работают, то именно вот так, то есть плохо. Такие люди потенциально могут что-то менять. Если есть запал, конечно. Вот я и думаю, что моя жизнь, до этого варившаяся внутри своей раковины, уже не будет прежней.

Украина - это вообще страна, живущая в своей раковине и не видящая себя в реальном мире. Мало кто, например, обращал внимание на то, что Россия строит планы по захвату Крыма, вторжению на Юго-Восток и инспирированию там пары-тройки марионеточных республик.

Но я уже не могу даже представить, что моя жизнь будет прежней.

Вообще, если посмотреть на другой мир, от которого мы отгорожены только своей раковиной, то там создаются какие-то идеи, революции рождают новые общественные ценности, политические системы постоянно доказывают свою состоятельность или умирают, там проходит научно-технический и технологический прогресс. Там поняли, что чтобы доказать свою состоятельность вовсе не обязательно убивать противника. И только на пространстве к востоку от Карпат за последние 100 лет (а это по стандартам социологии всего-навсего 4 поколения) пытаются разобраться, строить ли им свое государство или нет. А если строить, то ориентируясь, куда и на что? Пока необустроенность этой территории ни начинает раздражать каких-то соседних паханов.

Украинец - это вообще уникальный человек - он, например, может сейчас быть в армии Украины, которая воюет против правонаследницы армии, в которой гордо служил его отец. А отец его отца, то есть, дед, вообще воевал в ней против Гитлера (но при этом не всегда значит, что он воевал за Советы) и при этом, что родители деда умирали от Голодомора, организованного Советами. Или умирали, или были его исполнителями. И такая богатая "родословная" его (украинца) ничему не учит и ни хоть на минуточку не заставляет предположить о будущем своих наследников.

Ну а чем я буду заниматься после армии, я точно пока сказать не могу. Но я уже не могу даже представить, что моя жизнь будет прежней.
Добавлено: 12-03-2016, 14:24
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх