«С любовью от Витька», или Кто боится Майдана Фестивального?

Знаете, кого мне периодически напоминает наша нынешняя оппозиция? Отличника Васеньку в ситуации сложного выбора. Видите ли, только что соседский хулиган Пашка подарил Васеньке настоящую гранату-лимонку. Руки у Васеньки чешутся: лимонка! настоящая!.. но доверять Пашке как-то странно. Мало ли, чего оно взорвется. Зато какие научные возможности! Хотя мама будет ругаться... Что делать, уважаемые, что же делать?
Нашей оппозиции подарили даже не гранату-лимонку. Ей подарили атомную бомбу - не очень «чистую», но эффективную. На боеголовке аккуратно написано «Социальная напряженность, с любовью от Витька». И если это дело бабахнет…

ЕСЛИ ПОКОПАТЬСЯ В АРХИВАХ новостей, можно обнаружить, что об опасности социального взрыва Украину предупреждают ежегодно и не по разу уже в течение, минимум, последних 7-8 лет. Чаще всего – оппозиция и недовласть вроде коммунистов во главе с Симоненко. Так что прогнозы, при всей их апокалиптичности, не всегда вызывают доверие. И вот что смешно: сейчас, когда о высокой вероятности социального взрыва в Украине заговорили солидные европейские дяди-ученые вроде Международной организации труда, оппозиция в массе своей… молчит. По крайней мере, на местном уровне, вдали от боевитой Тимошенко.
В Запорожье возможность социального взрыва в его различных проявлениях на солидном информационном уровне не упоминал – и уж тем более не анализировал – пока никто.  Разве что Александр Син на встречах-«междусобойчках» с избирателями честно признает: очень может быть. И тут же предлагает пути, чтобы снять эту самую социальную напряженность. Потому что социальный взрыв (читай: митинги, массовые акции протеста или целые Майданы) не нужен ни-ко-му. Ни тем, кто у власти, ни тем, кто к ней упорно карабкается. Ни, честно говоря, нам самим.
Цифры, звучащие из уст самого откровенного запорожского оппозиционера, достаточно просты. Уже в ноябре мы можем обнаружить, что 20% запорожцев просто не способны платить за коммуналку. До абсурда, знаете ли, хочется кушать. Затем к этим 20% неспособных присоединятся еще 30% нежелающих: если сосед не платит, зачем платить мне? Ситуацию глухого сопротивления можно расшатать – выселить посреди зимы нескольких неплательщиков на улицу. Вот вам и раз: народные массы созрели.
Однако социологи уверяют: для социального взрыва нужны не только массы, но и особо упертое, готовое на многое «ядро» активистов. И вы будете смеяться, но и с этим проблем нет. На запорожских рынках - тысячи людей, которых в любой момент может придавить увесистым томиком нового Налогового кодекса. Рыночники достаточно организованны. У рыночников есть какой-никакой опыт массовых акций. К ним – мелких ЧП-шников, для которых Налоговый кодекс тоже не мед. Вот вам и ядро.
Добавьте сюда еще и очень «удачную» среду: согласно теории, именно состояние социальной и политической нестабильности наиболее благоприятствует возникновению социальных взрывов. Наложите на инфляцию, безработицу и прочие налоги парочку вопиющих нарушений избирательного законодательства, и ситуация становится особенно взрывоопасной.
Так что, есть начинка для боеприпаса?

УВЫ. ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ФАКТОРОВ, о которых ни солидные европейские дяди, ни запорожские оппозиционеры пока не говорят. Не в последнюю очередь это – действия той самой власти, которая, казалось бы, бездумно подводит людей к черте невозврата. Соседский хулиган Пашка, образно говоря, уже прикрылся от ожидаемого взрыва бабушкиным медным тазом и даже репетирует оправдательную речь на мотив «А я его предупреждал!».
Не так буквально, конечно, но определенные действия власти по корректному проведению непопулярных решений (проще говоря, по навешиванию лапши на уши) проследить возможно. Даже на запорожских примерах. Названия – не из учебников по манипулятивным технологиям, зато отражают суть.
Главный прием – своеобразные «эмоциональные качели». Дать побурлить – выступить с решительным осуждением – замять. Опаньки! Укачало. Вспомним хоть пресловутый памятник Сталину, за который губернатор Петров обещался посадить всех, вплоть до Карташова, и который так себе и стоит при входе в офис КПУ. Говорят, у киевлян уже считается одной из запорожских достопримечательностей.
На этом же примере можно проследить и еще один постоянный прием действующей власти – смещение мишеней (проще – «перевод стрелок»). Кто виноват в том, что памятник поставили? Ну не союзники по коалиции же! Это все Карташов, и не сомневайтесь. Сейчас, когда Карташова выжили-таки к коммунистам, давние заявления смотрятся особо пикантно.
Или вот еще - «прививки от неприятностей». Когда перед неприятными фактами ставят не сразу, а по чуть-чуть. Классика манипулятивных технологий, между прочим. Родственная противоположность – «песнь под фанфары». Это когда сначала обещаешь много-много и громко-громко и смотришь, как люди радуются.  Потом начинаешь отчитываться о выполнении, но, опять-таки, по чуть-чуть. Не забывая каждый раз о фанфарах. Ну а если к концу отчетного периода выполнить большое-большое обещание не удалось, есть надежда, что о нем уже забыли – слишком много фанфар было за это время. Пример – 500 миллионов на мосты.
Наконец, «отсрочка казни», она же – эмоциональное выматывание. Проще всего рассмотреть на примере Налогового кодекса, чье принятие явно затягивают до конца выборов. За это время несчастные запорожские рыночники так вымотались на постоянных акциях протеста, что кое-кто уже уходит, не дожидаясь очередной порции питательных наушных макарон от власти. А кое-кто – просто остается торговать. И таких, очевидно, будет все больше и больше…
Все эти методики (и многие, многие другие, плюс обычное обывательское равнодушие) воспитали в запорожцах настолько высокий болевой порог, что мелкие неприятности этой избирательной кампании проходят практически незамеченными. Ну вот сняли в двух ключевых городах области самых рейтинговых оппозиционеров – ну и ладно. Там еще суды, а может, и само уладится. Ах, в Мелитополе не уладилось? Жалко. Надо было, наверное, все-таки как-то возмутиться. А то неудобно выбирать из одного кандидата, что ли. Впрочем, мы перетерпим. А вот в Бердянске, глядите, суд помог! Есть, есть еще справедливость в этой стране, можно еще потерпеть!

ВПРОЧЕМ, МЕДНЫЙ ТАЗ ОТ ПАШКИ – так, малость. Для того чтобы в Запорожье произошел социальный взрыв, не хватает двух ключевых факторов: легитимизации идеи и Лидера.
Фактически, мы вернулись к началу. Вот сюда: «В Запорожье возможность социального взрыва на солидном информационном уровне не упоминал пока никто». И сам этот факт – уже хороший медный таз, которым накрываются невысказанные чаяния горячих голов. Вспомним: перед Майданом была не одна акция за Украину без Кучмы. «Репетиция», так сказать, которая смогла сделать идею массовых выступлений более привычной и приемлемой.
И – куда более романтичной. Тогдашние акции заставляли участников собой гордиться. Ну а нынешние запорожские митинги освещаются СМИ так блекло и вяленько, что впору ощутить себя то ли посмешищем, то ли тунеядцем. Особенно после того, как выслушаешь очередную порцию успокоительного «сиреневого тумана» в исполнении такого же сиреневенько-туманного чиновника.
Туман от чиновников и – практически полное отсутствие поддержки от их оппонентов. К оппозиции в рядах протестующих давно относятся как к обязательной «присоске». Люди, которые могли бы вести и вдохновлять, отрабатывают на камеры свою серенькую программу.  Исключения – живые, яркие и искренние – как-то уж очень редки. Может, у политиков в отчетности перед Киевом есть обязательная к заполнению графа «Участие в акциях протеста предпринимателей – 7 раз»?
Оппозиция местного уровня так и не произвела на свет по-настоящему яркого лидера, способного – и желающего – вести людей на борьбу с несправедливостью. Человека, для которого эти строки показались бы не пафосным штампом, а объективным отражением реальности.
Неудивительно, если вспомнить, насколько это вообще-то практично – быть оппозицией. Для ряда товарищей эта поза давно привычна и удобна.  Другие же – и таких немало – сами все никак не избавятся от властных и чиновничьих рефлексов, потому что вышли из той же власти. И, наконец, деньги. О, деньги не хочет терять никто! А массовые волнения – это сорванные контракты, нарушенный производственный процесс и проблемы с зарубежными партнерами. А иностранные фирмы (вот зануды!) никогда не станут заключать с тобой договора, если в твоем городе бьют витрины. А у местной оппозиции есть свои витрины, которые тоже жалко…

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗРЫВ НЕ НУЖЕН оппозиции ровно настолько же, насколько он не нужен власти. Да что там говорить – он не нужен и простым людям. Куда приятнее было бы, если бы о нас вдруг вспомнили. Услышали. И, может, для разнообразия даже немножечко облегчили жизнь…
Но есть ситуации, когда тигра остается только хватать за хвост и не отпускать. И задуматься над этим нужно именно оппозиции. Потому что социальный взрыв без лидеров и направляющих – это тот самый «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Добавьте к этому вторую сторону процесса, которая, хоть и лопает усиленными темпами, за без малого год наесться еще не успела, а потому отрываться от кормушки за здорово живешь не захочет. Которой, к тому же, спускают из Киева абсолютно нереальные планы по итогам голосования. Планы, ради которых придется идти на явные и грубые нарушения. А значит, провоцировать-таки пресловутый взрыв.
Вот тут-то и начинаешь полегоньку паниковать…

Ольга Сидорова
Добавлено: 26-10-2010, 11:28
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх