Выборы и четыре чашки чаю: досужие размышления об итогах

Сегодняшнее утро здорово напоминает новогоднее. Улицы без агитаторов кажутся непривычно пустынными. Легкий ветерок разносит следы вчерашнего «карнавала» - листовки, программки, газетки. Разве что петард не хватает. И я точно знаю, что у многих-многих запорожцев сегодня очень болит голова: в избирательных штабах отмечать окончание кампании начали еще вчера около обеда. У них сегодня – День тишины.

Я пока могу только позавидовать уставшим, но довольным штабистам. А значит, заварю себе чаю и ударюсь в досужие размышления о прошедших выборах. Пожалуй, зеленый с парой листочков мяты и медом – самое то для начала.

Так и  тянет сравнить Запорожье с глубоким омутом, в котором работает маленькая, но слаженная и творческая команда чертей. Поверхность воды, покрытая синей ряской, вроде бы и не шелохнется, как – р-раз – и на свет божий всплывает, скажем, выпотрошенный сейф из Орджоникидзевского окружкома. Без чертей точно не обошлось: где ж вы видели плавающие сейфы?
На этот раз по поверхности вод солидно  продрейфовал основной кандидат в мэры с отказным листом в руках. И смелый шаг (не будем уточнять, с чьей стороны) произвел неожиданный эффект.
Видите  ли, хоть Запорожье обычно и входит в 5-7 регионов с наибольшим количеством проголосовавших, но в целом, честно говоря, считается не самым политически активным регионом. А тут вдруг произошло чудо: протестный и неопределившийся электорат встрепенулся, оглянулся и осознал, что его оставили без выбора. После чего пошел клеить на столбах призывы к одному из местных политиков «сходить» в мэры. Необычные настроения запорожцев нашли свое отражение в конкретных цифрах: при общесредней политической активности партий мы чуть не побили всеукраинский рекорд по количеству кандидатов в мэры.
Впрочем, видно и слышно было от силы двух-трех, причем одного – почти с каждого  столба. Выныривающая иногда на поверхность  оппозиция рассказывала о том, как  ее не пускают в СМИ, о всевозможных нарушениях и т.п. Запорожцы потихоньку приходили к мысли, что без админресурса и выборы не в радость, а те, кто постарше, уверяли, что город незаметно вернулся во времена КПСС. Оценивали по-разному: кто – как возврат к светлому прошлому, кто – как нож у горла.
Но не стоит думать, что любопытные  настроения с протестным оттенком внушались запорожцам по глупости. О нет, мне лично они скорее напомнили пару очень  умных книжек из университетского курса. Есть такая модель коммуникации - спираль молчания. Согласно теории, если обычный человек не слышит свою точку зрения с экрана (из приемника, не читает в газете), он отнюдь не побежит доказывать окружающим, что они ошибаются. Скорее уж замолкнет, а там, глядишь, и просто разочаруется. Ну а если качественно внушить мысль, что все решено за нас – есть ведь хороший шанс, что мы вообще не придем на участки? Последствия очевидны…

…а  у меня как раз  закончилась первая чашка чая. Пожалуй, во вторую добавлю  пару листиков мелиссы  и несколько кусочков яблока. И припомню самые громкие моменты кампании. Картинки, мелькающие перед глазами, достойны то ли шаловливой кисти Дали, то ли ехидного пера дорогой нашей Инги Смольной. 

Прекрасное  в своей гармоничности действо  могли бы наблюдать жители области  однажды осенним утром: стройными колоннами в избиркомы всей области шли партийцы одной из политических сил; ровно в 8.00 они отточенными движениями синхронно клали на стол документы на регистрацию, чтобы получить заветный номер в бюллетенях. «Могли бы», написали мы, ведь свидетелей действа почему-то не оказалось…
Однофамильцев с запорожских окраин, как леммингов, потянуло к морю. На курортных хлебах запорожские лемминги откармливались, оставляли мысли о суициде и начинали мелко и крупно пакостить. Животинки множились, мимикрировали под местных сусликов и объединялись в политячейки. Образовалось даже особое движение «Только лемминг – настоящий суслик!». Истинных сусликов вышвыривали из приличных домов и отбирали у них свидетельства кандидатов.
В порыве братских чувств участники кампании начинали печатать агитматералы за своих  же конкурентов. Увы, благими намерениями вымощена дорога в ад, или, точнее, на «штрафные» заседания избиркомов: чаще всего на «братских листовках» не хватало такой мелочи, как исходные данные. Избиркомы обижались и почему-то снимали жертв родственных чувств с гонки.
Нервы избиркомовцев сдавали. При одном  слове «агитматериалы» головы шли  кругом и хотелось чего-то из ряда вон. У одного из запорожских кандидатов в мэры даже попросили предоставить пару своих бигбордов в натуральный  размер вместо скромных макетиков. Кандидат по щедрости души предложил по пути захватить еще и несколько настоящих маршруток и трамваев с символикой главного конкурента. Не в меру расщедрившегося «клиента» решили не трогать: трамваи в избирком явно не помещались.
Время шло, огонек политстрастей разгорался все ярче. Осенним туманом поползли первые слухи о готовящихся вбросах бюллетеней. Сквозь туман перелетными птицами метались журналисты центральных изданий. Близоруко щурясь, они хватали с избирательного стола куски послаще и уносились вдаль. Накануне выборов в своем столичном гнезде птички снесли золотое яйцо истины: оказалось, что Запорожская область – в числе регионов, где особо разбушевался админресурс. Как превратно можно оценить благие намерения чиновников - морально поддержать слабых духом подчиненных, донести свет истины до простых людей и прочая, и прочая! Тем временем в окутанных туманом глубинах запорожского горизбиркома материализовались-таки более 3 тысяч забытых кем-то бюллетеней…

…а  я, пожалуй, налью  себе черного чаю. В морозилке, кажется, очень кстати завалялось еще несколько  ягод смородины и  вишни. 

Не знаю, как вас, а меня во время этой избирательной  кампании не покидало чувство, что чем-то меня обделили. Возможно,  вниманием: в этот раз кандидаты с куда большим азартом соревновались  за эфирное время и доступ к  админресурсу, чем за мои скромные мозги и сомнительной крепости убеждения.
Может, идеями. Даже мажоритарщики в этот раз массово решили обойтись более-менее  общими фразами. Практически все как один выступили, образно говоря, за хорошую погоду, честных чиновников, зеленые деревья и крепкие крыши. Новаторства – минимум, конкретики – примерно столько же.
Может, хорошей политической аналитикой. Радостно осознавать, что на зиму запорожские  СМИ, в общем-то, обеспечены. Политические рубрики в этом сезоне практически  полностью ушли под рекламные  материалы. Под них и неполитические-то подрезали по самое не могу.
Может, качественным черным пиаром? Такой  серой и нудной кампании я, честно говоря, и не припомню. Лишь разочек  промелькнула листовка о маньяке  из «Сильной Украины». Поговаривают, шутка  от родственника. И только в последние дни работники абразивного комбината вдруг попросили убрать с их предприятия главное, простите, «дерево». Ввиду распада социальной сферы и общей отравленности воздуха. Причем попросили на дорогих полноцветных листовках мелованной бумаги с символикой самой многострадальной партии этой осени. Ах да, еще нас призывали не допустить появления второго Ющенко, но это уж совсем на совести технологов.
Кстати, серость кампании даже заставила  скучающий коллектив «Паноптикона»  выдвинуть теорийку. А вдруг это – первые признаки авторитаризма в городе? Потому что только настоящий лидер имеет право выделяться на фоне политтолпы, и никакие клоуны отвлекать от него горожан не должны? Между прочим, если сформулировать с должным пафосом и привести пару примеров – вполне пристойная теорийка выходит.
Зато  кое-чего было в избытке. Не будем  упоминать, что я теперь терпеть  не могу некогда любимый синий  цвет. Кстати, еще одна теорийка: синий  цвет – один из самых успокаивающих. Так что его изобилие на улицах вполне могло служить не для того, о чем вы подумали, а чтобы успокоить расшатанные нервы избирателей и не допустить волнений.
Еще было очень много знакомых кандидатов-мажоритарщиков. Журналисты и несколько активных личностей из других сфер деятельности. На досуге даже задумалась, не отправить ли туда мужа – а вдруг был бы у нас засланный казачок в горсовете? Кажется, это нынче писк моды.
Что приятно, было много политического творчества от самих избирателей. На вечно живом (тьфу-тьфу-тьфу!!!) ZаБоре можно, например, полюбоваться грядкой пристойных коллажей-фотожабок и несколькими относительно пристойными стишками на кандидатские темы. Рекомендую.

А я пока заварю последнюю  чашку чая. Банально, но деловито: черный с лимоном и  медом. Хочется напоследок вернуться к серьезному.

А давайте  напоследок поговорим о прогнозах? Как правильно отметил один из блоггеров «Паноптикона», точных цифр пока не знает никто – даже властьимущие, но любопытно было бы прикинуть хотя бы общий ход процесса.
Сужу  по собственному опыту работы на участке: часам к четырем трезво и быстро мыслить на УИК смогут единицы. Утренние пики «посещаемости» - не самые острые, зато и выдавать придется не по одному бюллетеню, а по полдесятка. Ну а в четыре-пять вечера на участок волной пойдут рабочие с заводов – те, что трудятся посменно независимо от дня недели. И опять по пять бюллетеней. Так что если кому-то вдруг придет в голову шальная мысль развлечься фальсификациями на участках, лучше времени не придумаешь.
Впрочем, подделывать результаты прямо на участках – не самая перспективная стратегия. Как уверяют зубры избирательного процесса, вбросами и каруселями больше 5% голосов не фальсифицируешь. Не будем, правда, забывать, что решающими могут быть и полпроцента.
Но куда более действенными обычно считаются подмены уже посчитанных мешков с бюллетенями и протоколов к ним. Для этого машина с представителями избиркома обычно «теряется» минут на 20 по пути в окружком. Говорят, в этот раз будет сложнее: каждый челн комиссии, включая оппозиционеров, получит по экземпляру протокола еще до того, как их отправят в ОИК.
Наконец, есть еще один прогноз – что  выборы буду блокироваться и фальсифицироваться уже в самом окружкоме. Там  влияние отдельных политсил куда сильнее, чем на участках, а с нынешними  широкими полномочиями окружкомов участки им вообще не указ – любое их решение можно признать недействительным.
Запорожцам  остается надеяться на мощный контроль со стороны наблюдателей – и не забыть проголосовать самим. Сходить  на участок надо, даже если вы абсолютно уверены, что от вас ничего не зависит: другим в глаза потом не стыдно будет глянуть. И даже если вы знаете, что ваша партия точно станет победителем: тогда вам будет не стыдно смотреть в глаза однопартийцев. Пустой бюллетень – слишком сильный соблазн. Сказано: «Да не введи в искушение»…


Ольга Сидорова
Добавлено: 30-10-2010, 05:48
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх