Яйца по-запорожски: с кем идти за мандатом депутата?

Закат Партии регионов предвещают практически все социологические опросы. Вполне вероятно, что сегодняшнюю партию власти «сольют», предварительно записав в ее актив все «непопулярные реформы», которые сейчас откладываются – пенсионную реформу, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, отмену моратория на продажу земли. А затем власть попытается себя воспроизвести в новых формах, сохранив преемственность – включая и местный уровень. 

Не стоит рассчитывать, что Партия регионов к следующим выборам уменьшится до размеров сегодняшней Компартии. Но то, что шестьдесят с лишним депутатов горсовета в 2015 году регионалы уже не смогут «выбрать» - очевидно. Поэтому среди наиболее амбициозных и гибких представителей местной власти уже сейчас пошла мода готовить «запасные аэродромы». 
 

Супермаркет партий

От столь нелюбимой однопартийности сегодняшняя власть попытается перейти к «псевдомногопартийности» – подконтрольности группы партий единому центру принятия решений. 

Соответственно, власть попытается органически «перетечь» из состава одной политической силы в ряды другой. Но возникает вопрос: кого следует считать сегодня «местной властью» в ее представительской ветви; особенно - с учетом сегодняшней централизации и зависимости местных элит от киевского благоволения? Просто чтобы не запутаться, кто и куда может начать «миграцию». Определим «местную власть» как «совокупность бизнес-групп и профессиональных бюрократов, формирующих местное представительство правящей партии и наделенных центральной властью соответствующими правами и обязанностями». Отметим, что в силу сегодняшних украинских реалий понятие «центральная власть» включает в себя в меньшей степени непосредственно партийное руководство и в большей – надпартийную Администрацию Президента. 

Стоит отметить, что в сегодняшних рядах горсоветовской фракции ПР практически нет «лишних людей» - залетных бизнесменов-спонсоров или случайных лиц, которыми забивали округа и список по принципу «щоб було». Практически на каждого депутата-регионала можно прилепить ярлычок – «кальцевский», «моторовский», «анисимовский», «партфункционер», «чиновник высокого ранга и с высокой адаптивностью». Места в партии власти на последних местных выборах раздавались только своим, кадрового дефицита ПР, в отличие от своих оппонентов, не испытывала. 

Художественная раскладка яиц возвратится

Карликовые политические партии, существующие лишь на бумаге, все еще ведут в Запорожье тихую жизнь, зарегистрированные на квартире почти случайного человека. По принципу «У кого есть родственники или хорошие знакомые в Запорожской области?» Главной надеждой для «малышей» всегда была возможность войти в блок с более крупной политсилой, которая по неведомым причинам затеяла ребрендинг. Так было на местных выборах 2006-го с Блоком Литвина, куда вошла существующая тогда на бумаге (по меньшей мере, в Запорожье) «Справедливость». Также  всегда есть надежда, что тот или иной амбициозный провинциальный бизнесмен попытается стать еще одним гетьманом (329-м по счету) и решит купить местную парторганизацию «под ключ».

Увы, на последних выборах подобные радужные перспективы для «карликов» были перечеркнуты – как новой редакцией законодательства, запретившего блоки, так и почти открытым использованием админресурса, когда идти не от Партии регионов означало нарваться на неприятности. Но на грядущих местных выборах, по всей вероятности, подобный прижим будет иметь место в качестве «инициативы на местах» и жестко пресекаться. 

Равномерное распределение своих людей по спискам разных политсил – традиция в Запорожье не новая, хоть и несколько подзабытая. В последний раз в том же 2006-м году наиболее интенсивно занимался диверсификацией Игорь Дворецкий, активно спонсировавший Блок Литвина, «Нашу Украину», БЮТ и Компартию. Увы, сколько-нибудь оправдали себя лишь последние две политсилы – литвиновцы и нашеукраинцы смогли получить лишь ничтожное число голосов в областном совете, который был для Игоря Владимировича  второстепенной целью. Именно поэтому группа «Запорожстали-Индустриалбанка» и была поставлена в позицию вынужденного лавирования и компромиссов в горсовете в течение всего прошлого созыва. 

И, по сути, через несколько лет значительная часть запорожского политического истеблишмента будет находиться в том же положении, что и Дворецкий в 2005 году – не все «яйца» пройдут и деньги с выборов отобьются. А закрыть своими людьми все сколько-нибудь значимые партии не хватит лишних денег ни у кого в Запорожье. Или, что еще точнее, до таких границ желание перестраховаться ни у кого не дойдет.

Готовим партии летом, а людей под них – зимой

На данный момент из новых политических сил в горсовет прорвались «Фронт перемен» и «Сильная Украина». С некоторой натяжкой новой силой можно посчитать рекаловское «Рідне місто», прошедшее политический ребрендинг и избавившееся от образа «черняковской фракции». 

Именно они станут на ближайших выборах основными убежищами для крыс с протекающего сине-белого корабля. Здесь стоит отметить, что политические партии в Запорожье суть не выразитель интересов определенной части народа, а бизнес-проекты для вхождения в представительскую власть, с целью получения льгот для своего основного бизнеса или его сохранения. 

Соответственно, миграция из ПР будет носить малозаметный характер и будет больше похожа на «раскладывания яиц по разным корзинам». Если большинству знаковых фигур сегодняшнего созыва прежде всего некомильфо покидать ряды родной партии, то в ряды «альтернативных партий» пойдут лица, ранее не светившиеся, но де-факто крепко связанные с уже существующими группами. 

Проще говоря, вряд ли глава бюджетной комиссии Виктор Великий, начальник экспериментально-технологического отдела «Мотор Сичи», пойдет по спискам «Фронта перемен». Но что на предприятии решат поставить в список ФП его заместителя по экспериментально-технологическому отделу – вполне вероятно. А Владимир Кальцев, если получится, пошлет в ряды «Сильной Украины» еще одного менеджера из своей фирмы «Александр».

Сейчас остается открытым вопрос, какая из группировок запорожских регионалов, собственно, останется к 2014 году у власти. Владимир Кальцев, а вместе с ним – и Борис Петров, продолжают находиться в непонятном положении, а их оппоненты из молодой и небольшой, но уже состоявшейся «группы Анисимова», пребывают в оптимистичном расположении духа. С моторовцами также далеко не все понятно. Напомним, что к следующим выборам Вячеславу Богуслаеву будет уже за 75, так что на повестке дня два вопроса. Первый – сможет ли он к этому времени удержать власть в городе и сохранить свою группу как альтернативу «петровско-кальцевским» однопартийцам. Второе - хватит ли у него гибкости на «равномерное распределение» своих кандидатов в депутаты. Стоит отметить, что на выборах 2006-го хватило – глава «предпринимательской» комиссии Владимир Котов из рядов ПСПУ заведовал гуманитарным сектором на «Мотор-сичи».

Если же спуститься из эмпиреев к вопросу «а как все это отразится на простом народе?», то на практике ничего хорошего не произойдет. Уже сейчас становится ясно, что текущая каденция горсовета отнюдь не блещет – ни пониманием своих прав относительно чиновников и обязанностей перед избирателями, ни законотворческой инициативностью как таковой. И в дальнейшем, когда надо будет закрыть своими людьми минимум три партии, качество человеческого материала с депутатским значком будет падать еще ниже. Соответственно, работа с простыми людьми будет вестись по остаточному принципу.

Предпочтительные партии для оттока сегодняшних регионалов – те же «Фронт перемен», «Сильная Украина» и «Рідне місто». На вопрос престижности (и стоимости) места еще суждено повлиять парламентским выборам. Но желающим уже сейчас надо начинать думать о том, чтобы прийти к «принципиальному соглашению» с группой, которой в той или иной степени подконтрольны все эти три политсилы. Просто ради возможности быть допущенным в лодку. 

Что касается правых из ВО «Свобода», то вряд ли они смогут рассчитывать на рост симпатий в Запорожье. На всеукраинском уровне свободовцы сейчас демонстрируют лишь свою готовность вписаться в навязываемый им властью шаблон «призраки нацизма», а чтобы оторваться от данного стереотипа, у местной парторганизации вряд ли хватит интеллектуального ресурса и смелости. 

Но «псевдомногопартийность» решает для нынешней власти лишь одну стратегическую задачу – сохранение и укрепление себя на следующих выборах. Обратная сторона медали – сегодняшние группы регионалов, сдерживаемые жесткой внутрипартийной дисциплиной, попытаются реализовать свои  амбиции в  рамках отдельных политпроектов. И такая автономность, при всей своей фиктивности, приведет к расколу намного быстрее, чем могут ожидать…

Владимир Покутский
Добавлено: 6-07-2011, 08:47
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх