«В стране идет сворачивание демократических свобод»

Сегодня собеседником ПАНОПТИКОНа стал известный в Запорожье политик и общественный деятель Николай Александрович Фролов. Ныне он трудится первым проректором Классического приватного университета (КПУ). За свою насыщенную трудовую жизнь господин Фролов успел поработать, ни много, ни мало, а дважды заместителем губернатора, начальником городского управления образования, главой фракции «Батьківщина» в облсовете. Он доцент, кандидат исторических наук, заслуженный работник образования и гордится тем, что работал учителем, директором школы, ректором института... Но особый интерес для нас представляет его взгляд на политическую ситуацию в стране и в городе, потому что он изнутри знает подводные течения и камни, на которые сейчас натыкаются люди, вставшие у кормила власти, по крайней мере – в Запорожье.

- В далеком 1996 году во время эфира на одном из популярных запорожских телеканалов, на вопрос журналиста: «Как вы учились в институте?», вы ответили: «Лучше иметь красное лицо и синий диплом, чем красный диплом и синее лицо». Теперь вы проректор КПУ, изменились ли с тех пор ваши взгляды на учебу?

- Знаете, я всегда был противником формализма в образовании, как со стороны учащихся, так и преподавателей. То, что я тогда сказал, было, понятное дело, шуткой, и шутка эта была связана с тем, что у нас и в средней, и в высшей школе игнорируется фактор здоровья. Нельзя забывать, что если молодой человек не будет иметь необходимого фундамента здоровья, то он не сможет реализовать свои, даже самые блестящие знания. Поэтому тогда и сказана была эта фраза. Я последовательно выступал и выступаю за пять уроков физвоспитания в средней школе в неделю, за хорошую спортивную базу и столь же хорошую спортивную закалку, за очень серьезную физическую подготовку в студенческие годы и создание для этого необходимых условий. Все очень просто: чтобы реализовать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал, нужно иметь здоровье! Я и сейчас каждый день бегаю шесть километров и всем рекомендую, а не лежать на диване и ждать старость.

- Вы долгое время руководили управлением образования в Запорожье. Сейчас вы у руля образования, по крайней мере, одного престижного городского вуза, поэтому как никто другой знаете, почему уровень образования в Украине постоянно снижается? Более того, многие граждане нашей страны считают, что поднять его уже не удастся, потому что образование сегодня зиждется на коммерческой, а не на государственной основе.

- Падение уровня образования в нашей стране абсолютно не связано с коммерческой или не коммерческой основой. Я считаю, что это, в первую очередь, результат недальновидной политики в этой сфере на государственном уровне. Для меня до сих пор непонятно, почему в прошлом году по абсолютно субъективным мотивам была отменена реформа среднего образования, которая осуществлялась девять лет! В эту реформу были вложены огромные средства, интеллектуальный и организационный потенциал… Самое главное, что это была правильная реформа, мы фактически двигались к европейскому среднему образованию. Дело не только в количестве лет обучения – 11 или 12, к которым все и свелось, когда Министерство образования аргументировало ликвидацию реформы. Не посоветовавшись с обществом, с учеными, с практиками, с педагогами… Вот такие вещи и вредят качеству нашего образования. Кроме того, государство в течение многих лет, и нынешняя власть и прежняя, не занимаются кадровым потенциалом системы образования. Сегодня в школах работают люди среднего и пожилого возрастов. Молодежь не идет в школы, потому что работа не престижная и очень смешные деньги платятся людям за очень сложный, поверьте мне, труд. Тем, кто считает, что быть учителем просто, я советую хоть один раз в жизни попробовать провести шесть уроков – мало не покажется, даже здоровому и сильному молодому человеку.

К тому же, есть масса системных проблем, как в средней, так и в высшей школе, которыми государство не занималось или из-за популистских соображений, или из-за отсутствия средств. Очень часто на многое не хватает, кроме образования и медицины. При этом, все политики любят эти отрасли, но как только доходит до дележа бюджета, как на центральном, так и на местном уровне, хочется их финансирование сильно обрезать. Я много лет проходил через это. Я уверен, что дело в этом, а не в коммерческих школах или ВУЗАХ. Конечно, есть коррупционные моменты в образовании, но дело в том, что системно не решаются кардинальные вопросы, по которым государство давно должно было определиться и проводить эффективную политику. Еще в большем загоне наука.

- Вы долго пребывали в так называемой, большой политике, были заместителем губернатора Запорожской области, состояли в руководстве партии «Батьківщина» в нашей области, но многие ваши коллеги утверждают, что вы почти отошли от политических дел. Политика вас разочаровала?

- Я ниоткуда не отошел и никуда не ушел, я продолжаю оставаться заместителем руководителя областной организации партии «Батьківщина», не собираюсь и не собирался отказываться от своего партийного билета. Меня можно постоянно видеть в СМИ, где я высказываю точку зрения альтернативную той, которую высказывают представители власти. Активно работаю, как депутат. Я думаю, что это просто слухи, тем более что 2012 год покажет, кто есть кто.

- Что на ваш взгляд сейчас происходит в стране? Некоторые стоящие у власти люди утверждают, что это естественное недомогание организма перед выздоровлением после сложной и затяжной болезни. Вы согласны или думаете это нечто другое?

- Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но я бы отметил четко прорисовавшиеся тенденции, которые мы наблюдаем последние полтора года. Первое: в стране идет сворачивание демократических свобод, игнорирование многих положений конституции, попытки ограничения права граждан на проведение собраний и митингов. На мой взгляд, власть злоупотребляет использованием правоохранительных органов против народа. Это будет иметь плохие последствия для самой власти и самих правоохранительных органов. Я не думаю, что работникам милиции самим нравится участвовать в противостояниях с народом. То, что мы и весь мир видели возле Верхового совета, когда к зданию вышли возмущенные афганцы, которых действующая власть собралась лишить абсолютно заслуженных ими льгот. Это позор для всех тех, кто сейчас рулит в стране. Это же акции, которые не организовывает оппозиция или некие политические партии. Это представители народа, обеспокоенные материальным положением своих семей, вышли к власти. И использовать против этих, уже пожилых людей, участников афганской войны «Беркут», бить их ногами, травить слезоточивым газом… На мой взгляд, это очень большая ошибка. Еще большая ошибка – судилище над лидерами оппозиции. Сворачивание демократии касается и СМИ, что ярко демонстрируется через определенные центральные телевизионные каналы – особенно «Интер» и Первый национальный.

Второе – очевидное желание власти решить многие экономические проблемы за счет народа. Яркое свидетельство этому – пенсионная реформа. Мы говорили об образовании и здравоохранении. Ведь все нововведения, особенно в этих сферах, направлены только на одно – поменьше выделять денег. Вот эта тенденция меня особенно возмущает и вызывает недоумение, особенно в контексте сообщений, что в такое тяжелое для страны время всем известные олигархи удваивают и утраивают свое состояние. А сколько денег тратит власть на себя любимую?

Непонятно почему государство и правящая партия не занимаются увеличением зарплат за счет увеличения доли заработной платы в себестоимости продукции, например, в той же металлургии, горнодобывающей отрасли или химической промышленности. Ведь на самом деле, низкая заработная плата, которую получают большинство людей в нашей стране – результат жесточайшей эксплуатации этих людей. А у власти находились и находятся те, кого туда выдвинули собственники заводов, рудников, фабрик и шахт.

И третье, что меня особенно волнует, это широкомасштабная демагогия и ложь. Я противник того, чтобы руководители центральной или местной власти, глядя людям в глаза через телевизор, беззастенчиво врали. Когда людям говорят, что нет экономических причин для повышения цен на продукты питания, а человек идет на рынок или в магазин и ощущает это подорожание, то в задаче спрашивается: если нет причин для роста цен, почему они растут? Кто виноват? Хто з’їв наше сало? Здесь очень много вопросов и тенденций, которые сегодня четко прорисовались. Но говорить о том, что главным позитивом есть некая стабильность или некая мощная вертикаль власти – рано! В этом году про вертикаль, почему-то, говорят уже меньше, а вот в прошлом, прямо взахлеб, особенно наши местные руководители бурно радовались, что, наконец-то! «Установлена мощная вертикаль власти». Ради чего она установлена? Если она установлена, чтобы улучшить жизнь народа, то мы этого не видим. Если же для того, чтобы гнобить этот народ - использовать правоохранительные органы и против политических оппонентов, и против бизнесменов, которые не принадлежат к числу «своих», то такая «вертикаль», скорее негативное явление, чем позитивное. Пусть эта вертикаль для начала победит коррупцию в собственных рядах.

- Ваши прогнозы в связи с вышеперечисленными явлениями. Куда мы идем с такой властью?

- На самом деле дело не только во власти – «народ безмолвствует» (А.С. Пушкин). На мой взгляд, оппозиция и ее лидеры (это к слову о слухах, будто бы я отошел от политики (улыбается)), избрали абсолютно неправильную линию поведения: и стратегию, и тактику. Я считаю, что бесконечные пикирования с представителями власти на телешоу на предмет у кого больше имение или завод – абсолютно бесперспективны. Оппозиция должна апеллировать к обществу и разъяснять ему свои наработки и свои предложения в связи с тем или иным вопросом, надо предлагать людям альтернативу. Вместо этого была предпринята попытка поднять новый Майдан или опять вывести всех на площадь. Дальше было удивление: а почему народ не идет на площадь? Я считаю, что стратегию и тактику надо менять. Уже четко видны негативные общественные тенденции, что сформировались за последнее время и им нужно противопоставить альтернативу. Сейчас много перепуганных и малоуверенных в своей правоте.

- Вы считаете, что в свете последних событий такая альтернатива сейчас может исходить от БЮТ? Вас вообще не сильно разочаровала оранжевая политическая ветвь?

- Если бы я был сильно разочарован, то, поверьте мне, я бы не лицемерил, а давно бы вышел из членов БЮТ. То, что я продолжаю оставаться заместителем руководителя областной организации, свидетельствует о том, что я еще не сильно разочарован (смеется), можете даже написать, что совсем не разочарован.

Продолжение следует.
Добавлено: 27-09-2011, 14:11
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх