ВЫБОРЫ-2012: Социалистическая партия Украины

Сегодняшний наш обзор посвящен одной из ведущих политических партий в Украине, с которой считались все, кто так или иначе рассчитывал завоевать или сохранить власть. Лидер этой партии дважды руководил украинским парламентом, члены политсовета возглавляли Министерства. Правда, не будем забывать, что украинская политика – это качели. Но только не детский их вариант, как на Западе, а настоящие русские горки. Сегодня ты на коне, а завтра… А завтра Министр внутренних дел, бывший член этой партии, сидит в тюрьме. Другой Министр внутренних дел, и тоже член этой партии (правда, бывший) – пару лет скрывался в Германии, чтобы не посадили. А когда вернулся – стал Министром, правда, не силового ведомства. По краю закона ходила руководитель одного из государственных Фондов, но обошлось… Для тех, кто еще не догадался, речь пойдет сегодня о Социалистической партии Украины.

СПУ была создана еще при Советском Союзе 26 октября 1991 года. Она была призвана заменить запрещенную после августовского путча Коммунистическую партию. Возглавил украинских социалистов депутат Верховной Рады Александр Мороз. После того, как деятельность Коммунистической партии Украины была вновь разрешена, часть социалистов, во главе с Адамом Мартынюком, покинула СПУ в 1993 году. С этого момента СПУ стала занимать левоцентристские позиции. В декабре 1993 года Социалистическая партия объявляет себя оппозицией к действующей власти и начинает подготовку к парламентским выборам.

Первые в независимой Украине выборы принесли СПУ сокрушительное поражение. С тех пор социалистов, словно злой рок, преследует цепь сплошных поражений во время выборов. Каждый раз, вступая в кампанию, социалисты получают намного меньше того, что им предрекали эксперты, и несравнимо меньше, чем рассчитывали сами… Ну, а в первый украинский парламент попали только 14 социалистов. Один из них, Брит, представлял Запорожскую область.

Как водится, после выборов в Верховную Раду, началась эпопея с выбором Председателя Верховного Совета Украины. Коммунисты, хотя и собрали большинство, не могли набрать нужного количества голосов для избрания своего спикера. Да и слишком вызывающим бы это выглядело в те времена. Пришлось поддержать Мороза, который и стал спикером украинского парламента. Произошло это, правда, с нарушением Регламента Верховной Рады, но кто же обращал внимание на нарушение «таких мелочей» уже в те времена…

Существовала версия, что голосов Морозу подбросили сторонники Кучмы, получив обещание лидера социалистов в том, что Мороз поддержит Кучму на летних президентских выборах. Если это было так, то Сан Саныч слова своего не сдержал, видимо, сделав ставку на свой высокий пост. Тот самый, с которого Президентом стал Кравчук. Как покажет время, Мороз не в последний раз «кинет» своих партнеров. Очередной камбэк случится 12 лет спустя (как раз завершится 12-летний цикл, может быть существует «график Мороза»), впрочем, об этом еще впереди.

Мороз примет участие в президентских выборах, но получит только 13% голосов. Кучма не простит предательства Морозу, и будет воевать с ним аж до конца своих полномочий в 2004 году. Первый пик конфликта придется на период 1995-1996 года и завершится принятием новой Конституции Украины.

Примерно в это время в СПУ грянет серьезный конфликт, который завершится не одним, а сразу двумя расколами. Вначале партию покинет ортодоксальное крыло во главе с Витренко-Марченко (ПСПУ), а чуть позже – группа Ивана Чижа пойдет на компромисс с Кучмой и создаст партию «Справедливость». В начале нулевых годов грянет грандиозный скандал вокруг газеты «Сельские вести», которую возглавлял социалист Иван Бокий. Она будет закрыта. В приговоре суда сказано, что в газете "Сельские вести" в номерах от 15 ноября 2002 года и 30 сентября 2003 года были опубликованы статьи Василия Яременко "Миф об украинском антисемитизме" и "Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов". Судом признано, что эти статьи содержат в себе информацию, разжигающую межнациональную рознь.

Вообще, складывается такое впечатление, что украинские социалисты обладали каким-то потрясающим свойством притягивать к себе и генерировать скандалы. Спустя несколько лет вокруг этой же газеты вспыхнет еще один скандал. Желая вернуть себе печатное издание, которое к 2007 году уже не поддерживало социалистов, вследствие внутрипартийного конфликта, вызванного тем, что Мороз вошел в коалицию с ПР и КПУ, сторонники Мороза решили выпустить газету «Сельские вести Ивана Бокого». Вновь был суд, и снова Мороз проиграл.

В 1998 году СПУ шла на выборы в составе блока СПУ-СельПУ. И снова – неудача. Всего 8,5% избирателей отдали свои голоса в поддержку нового детища Мороза. Это дало блоку всего 29 мандатов. Мажоритарка вновь не дала практически ничего. Фракция получила название «левый центр». Мороз выдвигался на пост спикера, но для успеха не хватало нескольких голосов. Их удалось получить только после того, как вместо Мороза была предложена кандидатура другого представителя фракции – Александра Ткаченко. Кроме того, в парламенте оказался не только социалист Мороз, но и прогрессивная социалистка Витренко. А значит, вернуть в свои ряды ее сторонников было невозможно.

В 1999 году в Украине должны были пройти президентские выборы. Несмотря на все неудачи, Мороз вновь считался одним из претендентов на победу. Надо было договориться с Симоненко, ну или, в крайнем случае, – выйти во второй тур. Но шансы Мороза погибли вместе с чередой скандалов, в которых он оказался. Сначала на Витренко было совершено покушение – бросали гранату. Осуждены были члены Социалистической партии. Но стоял ли Мороз за их действиями? Вряд ли… Вообще, история эта очень темная…

Второй скандал выборов 1999 года был связан с Каневской четверкой, одним из главных действующих лиц которой был Александр Мороз. Все социологические опросы предрекали победу Сан Санычу в случае его выхода во второй тур. Хотя социалисты и не сделали прорыв на выборах, уступив первенство коммунистам, все же Мороз был, как критик Кучмы, любим в народе. Тем более, что ситуация в государстве была тяжелой. Шел открытый грабеж народа, зарплаты и пенсии не выплачивались годами, предприятия стояли, шахтеры в Донбассе устраивали пешие походы на Киев. Рейтинги доверия к власти были как никогда низкими.

Но к власти рвались и Ткаченко, и Марчук, и, конечно, Симоненко. С коммунистами договориться не удалось, и они, в очередной раз, пошли «своим путем», а вот к Морозу, Марчуку и Ткаченко, примкнул один из нынешних спикеров Партии регионов, а тогда мэр Черкасс Владимир Олейник. Лидировали в неофициальном плане Мороз и Марчук. Ткаченко устраивала роль спикера, а Олейник был бы доволен креслом Генпрокурора. Но фавориты не смогли договориться. Амбиции взяли вверх. Союз каневских оппозиционеров лопнул, как мыльный пузырь. Ткаченко пошел в команду к Симоненко, Олейник остался с Марчуком. Мороз набрал 11,3% голосов и во второй тур не вышел.

В 2000 году с участием Мороза начинается еще один грандиозный скандал. Обнародуются пленки Мельниченко, а социалисты, с Луценко в первых рядах, становятся одним из локомотивов акции «Украина без Кучмы».

Как-то так, в оппозиционной борьбе, СПУ скоротала время до парламентских выборов 2002 года. И тут – новый скандал. Их «молодежка», «Социалистический конгресс молодежи» во главе с Мисюрой, объявляет о поддержке СДПУ (О). Конечно, не это явилось ключевым фактором, но снова получилось как в известном анекдоте: «Вы будете смеяться, но Сара тоже умерла…». Снова СПУ не набрала и половины голосов, на которые рассчитывала – 6,9%. Впрочем, к тому моменту социалисты уже утратили главные роли, и годились, разве что, на роль массовки. Что и подтвердилось в 2004 году, когда во время президентских выборов Мороз набрал 5,2% голосов.

Во времена «оранжевой революции» СПУ поддержала Виктора Ющенко, получив после его победы три министерских поста для Барановского, Николаенко и Луценко, и Фонд Госимущества для Семенюк. Мороз был одним из лоббистов нового закона о пропорциональной системе выборов, рассчитывая увеличить количество своих депутатов за счет того, что по мажоритарке члены СПУ не попадали в парламент. Казалось, что фортуна-таки поворачивается лицом к Морозу, что он вновь сможет вернуться на первые роли. Главные соперники социалистов, коммунисты, были деморализованы, сторонники объединенных социал-демократов – разбежались, открылось социал-демократическое поле непаханого электората.

Но выборы 2006 года вновь не принесли успеха социалистам. Несмотря на то, что в их рядах оказалось много известных лиц, считавших, что СПУ сможет стать влиятельной партией, электорат не выказал никакой поддержки партии Мороза. К примеру, в Запорожской области, несмотря на наличие в областном списке СПУ таких знаковых фигур, как заместители губернатора Фролов и Бережной, партия не сумела набрать даже трех процентов голосов, и в совет не попала.

Тем не менее, «Золотую акцию» в украинском парламенте социалисты получили. Именно их 30 человек должны были определить, кому стать спикером парламента, а кому – премьером. Напомним, что дело было уже при новом Конституционном распределении обязанностей, в котором у Президента было гораздо меньше полномочий. С БЮТ и «НУ» договориться о должности спикера парламента для Мороза не удалось. Зато согласие было получено от Партии регионов, и Янукович стал премьер-министром. Такое решение Мороза было неоднозначно воспринято в партии. Винский со товарищи сразу покинул ряды СПУ, оказавшись в БЮТе. Зато Луценко сохранил свой пост Министра внутренних дел в правительстве Януковича. Впрочем, ненадолго.

Где социалисты – там скандалы. Истина подтвердилась, и Верховная Рада спокойно работать не могла. В один весенний день 2007 года Мороз неосторожно сказал, желая побольнее насолить Ющенко, о том, что скоро в большинстве будет 300 голосов. Не желая ждать, пока ему объявят импичмент, Ющенко решил сам распустить Раду.

В этот период был и знаменитый штурм министра-социалиста Цушка, сменившего Луценко на посту главы МВД, Генеральной прокуратуры, и много других событий… Три месяца продолжался конфликт, затем Ющенко, Янукович и Мороз подписали соглашение о досрочных выборах. Но в новом парламенте места для СПУ уже не нашлось. Трехпроцентный барьер преодолеть не удалось, несмотря на могучие потуги Партии регионов помочь своим соратникам в Донецкой области. Но слишком уж плохи были дела социалистов…

С осени 2007 года из числа аутсайдеров высшей политической лиги Украины, СПУ скатилась во вторую, маргинальную лигу. В 2009 году из СПУ вышли бывшие министры – Барановский и Николаенко. В 2010 году Мороз вновь баллотировался на высший государственный пост, но собрал лишь 0,39% голосов – в три с половиной раза меньше, чем у Тягнибока…

В 2011 году СПУ ждала новая напасть. 1-2 июля в Афинах проходил совет Социнтерна. Сходка европейских социалистов была посвящена новой волне демократии в арабских странах. Проправительственные соцпартии были исключены из Социнтерна, под шумок выгнали и украинских социалистов. Официальная причина - несоответствие действий основополагающим ценностям и принципам Интернационала. Неофициальная – партия не принимает участия в совместной борьбе с БЮТ и другими против нынешней власти в Украине.

На местных выборах 2010 года социалистов ждало разочарование всеукраинского масштаба. Не лучше обстояли дела и в Запорожской области, хотя нескольких человек в советы социалистам удалось провести. Даже в областной совет попал их выдвиженец из Бердянска Пономарев, хотя кроме истории, их уже ничего не связывает.

В конце 2011 – начале 2012 года Александр Мороз предпринял свою последнюю попытку реинкарнации Социалистической партии. Для начала в августе 2011 года ценой больших усилий и нескольких туров голосования, Мороз вернул себе лидерство в партии, переиграв Николая Рудьковского. 18 декабря тот покинул ряды СПУ. А в конце года на съезде к СПУ присоединились: партия «Социалистическая Украина», Крестьянская партия Украины, Всеукраинская партия «Детей войны», партия "Дети войны "Народная партия Украины", Партия «Казацкая слава».

Примерно полгода ходили слухи о том, что ряды СПУ пополнятся куда более известными политическими структурами – «Народная власть» (Иосиф Винский), «Справедливость» (Станислав Николаенко), Украинская селянская демократическая партия (Дмитрий Андриевский), «Всеукраинская партия детей войны» (Анатолий Пачевский), «Всеукраинский патриотический союз» (Сергей Ганжа), «Возрождение села» (Дмитрий Воронин). Не сложно заметить, что из них три принадлежат к бывшим «раскольникам» из самой же Соцпартии. Винский, Николаенко и Пачевский в свое время вышли от партии, однако оказались неспособны построить собственные политические проекты. Впрочем, Винский сумел получить от Юлии Тимошенко правительственный пост в ее Кабмине. Претензии же Николаенко на пост министра образования по квоте Коммунистической партии оказались нерезультативными. В итоге, даже окончательно дискредитированная Социалистическая партия оказалась для них единственной надеждой на продолжение политической карьеры.

Увы, со второй пятеркой – не сложилось. Партия "Справедливость" под руководством бывшего министра науки и образования Станислава Николаенко поглотила четыре политические силы и сменила название на "Объединенные левые и селяне".

В завершение материала необходимо сказать следующее: выборы-2010 окончательно оформили полное падение как левых демократов, так и правых. Если к некоей величине, пусть и небольшой, прибавлять сколь угодно бесконечно малых величин, все равно будет первоначальная цифра. Попытки коммунистов создать объединенное левое движение вокруг Симоненко потерпели неудачу – за счет попыток присоединения Волги, СДПУ (О) и партии «Справедливость», ничего Симоненко не добавили. Очевидно, что на парламентских выборах коммунисты на своих плечах не будут тянуть лидеров мелких левых партий. Впрочем, о коммунистах в следующий раз.

За Соцпартию обидно, причем обидно по-настоящему. На первый взгляд все правильно: история партии – это история скандалов и предательств. Как внутри себя, так и с партнерами. Как наверху, так и в регионах. Но если говорить глубже, то надо говорить не о Морозе и Винском, Витренко, Николаенко, Луценко или Рудьковском. Надо говорить о судьбе украинской социал-демократии.

Если правоцентристская демократия может оправдывать свой крах отсутствием традиций и кадрового потенциала, то социал-демократия имела отличные стартовые возможности. В стране, где социальная несправедливость буквально уничтожает общество и государство, и в стране, где социалистические идеи были частью любого заметного явления новой истории, социализм влачит жалкое существование. Причем, он выглядит жалко в любом своем проявлении и под любой вывеской – и как коммунизм, и как социализм, и как социал-демократия.

За двадцать лет Социалистическая партия прошла сложную качественную трансформацию. Из осколка КПСС, партии «красных директоров» колхозов и промпредприятий, Соцпартия успешно превращалась в социал-демократическую структуру европейского типа. Идейное размежевание с коммунистами, очищение партии от витренковских элементов, поход в авангарде «Украины без Кучмы», участие в Оранжевой революции сформировали новый электорат СПУ. Майдан стал рубежным моментом, последним тестом на «европеизацию» и качественное размежевание с наследием «осколка КПСС». И только позиция Мороза летом 2006 года враз уничтожила все то, что создавалось им же пятнадцать лет.

В отличие от своих конкурентов на демократическом фланге, Социалистическая партия была структурой устоявшейся, опиравшейся на серьезную собственную историю. Это не прогосударственная партия типа НДП или НСНУ, создаваемая в недрах Администрации Президента. Это не ПСПУ, БЮТ или «Фронт перемен» – партии лидерского типа. Это не СДПУ (О) – казалось бы мощная партия и отнюдь не лидерского типа. А вот, взяла и рухнула в одночасье, оставив вместо себя жалкий, никому не нужный осколок. У СПУ, в отличие от большинства других партий, идеология все-таки действительно была. И именно СПУ была едва ли не единственной политической партией, которая соответствовала классическому европейскому понятию «партия»…
Добавлено: 4-04-2012, 13:55
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх