Вадим Левич: «Несоблюдение законов ведет к паранойе»

Политическая ситуация в Украине кого хочешь поставит в тупик: почти одинаковые лозунги, почему-то, вызывают непримиримые противоречия политических блоков. Закономерными стали перебежки «преданных» членов партий, союзов, фракций и блоков друг к другу. Черный пиар и откровенные провокации – самое ходовое оружие в руках политических оппонентов. Возникают сомнения в психическом здоровье общества, которое покорно «кушает» все это, и острое желание разобраться с тем, что реально твориться на политическом Олимпе Запорожья и Украины, но это не легко, здесь профессионал нужен. Именно поэтому «Паноптикон» пригласил на откровенный разговор психоаналитика, журналиста и независимого политического эксперта Вадима Александровича Левича.

- Вам, разумеется, известно, что недавно в интернете прошла информация: добрая половина представителей «Батьківщини» ушла к Королевской в новую партию «Вперед Украина», блок Юлии Тимошенко раскололся и буквально дышит на ладан. Что вы, как эксперт, думаете по этому поводу?

- То, что произошло в Запорожье – это типичное шапкозакидательство и очковтирательство со стороны новой политической силы. Проще говоря, есть центральное управление или головной офис, а есть региональное отделение новой партии. И в региональных отделениях, чтобы порадовать шефа наверху, ему рисуют картину виртуального благополучия которого нет. Об этом было уже много сказано, журналисты проводили расследование, связывались с теми, кто пустил этот слух и кто упоминался в этой «утке». Сработал пресловутый человеческий фактор. Кстати, в сети и в печатных СМИ уже было опровержение.

А если копать глубже, то партия «Украина вперед», бывшая ОСДП, которую сейчас возглавила Наталья Королевская, начинает активно продвигаться на политическом рынке Украины как самостоятельный политический проект. К сожалению, можно сразу сказать, что этот новый проект изначально болеет болезнями, присущими всем украинским политическим партиям, особенно оппозиционным. Не хотелось бы, чтобы он оказался овечкой Долли, которую клонировали, но она через пять дней умерла от старости, потому что уже родилась с признаками биологического старения.

- Иными словами у «Батьківщини» все хорошо? Костяк был, есть и будет, и ничего похожего на раскол даже не намечается?

- Костяк остался, более того, согласно моим источникам, на выборы будут выдвигаться люди, доказавшие свою преданность партии и хорошо всем известные. Т.е, когда начнется предвыборная кампания, запорожцы увидят те же лица, которые были у руля «Батьківщини» в последние годы. И по мажоритарным спискам будут все те же: А.И.Белик, который много лет возглавлял городскую организацию – это старейший член партии, который помнит времена, когда милиция всех гоняла за выступления «Украина без Кучмы», и времена, когда Юлию Владимировну первый раз посадили. Он тогда участвовал в пикетах и является свидетелем романтического существования «Батьківщини» первых лет. Будет В.Г.Крайний, будет Виктор Острянский и другие верные члены партии.

На уровне полевых структур какое-то количество бывших соратников, конечно, не будет участвовать, вплоть до того, что люди выйдут из партии, потому что быть в оппозиции сейчас не выгодно. Крупный бизнес отстраняется от оппозиции, спасая свои капиталы. Все, у кого есть какая-то собственность, а также их родственники, стараются не рисковать. Это понятный процесс, но если эти люди не будут участвовать в партийной работе, и даже сдадут партбилет, это совсем не значит, что они будут голосовать за Партию регионов или за партию «Вперед Украина».

- Кто-то серьезно работает над имиджем новой политической силы «Вперед Украина». Лично мне все это до боли знакомо.

- Тут вы правы. Королевская уже успела нанять тех же технологов, которые работали на Тигипко. Те начали бурную бигбордную кампанию, в прессе и на телевидении ее реклама. Рекламное агентство раскручивает ее достаточно стандартно, как говорят в народе, «па-багатому», а это не всегда хорошо. Как не всегда клипы по телевидению гарантируют певцу продажи дисков и популярность.

Бывают случаи, когда лучше не показываться в СМИ, так популярность больше. По крайней мере, для лидера оппозиции или инноватора, каким позиционирует себя Королевская, попса противопоказана. Это, как если бы музыкант рассказывал, что он играет пост-рок, а его раскручивали бы, как Филиппа Киркорова, это нонсенс, это неадекват. В конечном счете, такой певец не попадет ни в одну из категорий.

В таких случаях говорят, как герой Джеймса Белуши из фильма «Танец ангелов», когда он смотрит по телевизору финал по американскому футболу и говорит: «За такие деньги, можно хоть раз в год попасть по мячу».

Но прикол в том, что Королевская в новой политической силе, фактически, возглавляет две линии. Есть партия, бывшая ОСДП, сейчас – «Вперед Украина», а есть общественное движение «Вперед», с которого все начиналось. Они хотят рекрутировать, как они говорят, «реальных общественных лидеров». Т.е. тех влиятельных людей, которых слушают другие люди, но которым, по каким-то причинам, как шутят в подобных случаях в интернете, «религия не позволяет» участвовать в каком бы то ни было партийном движении. Симпатики, испытывающие идеосинкрозию* ко всевозможным партиям по тем или иным причинам. У кого-то это память о КПСС, у кого-то разочарование от реального партийного строительства в Украине, но такие люди есть, и их хотелось бы привлечь в политику. И, честно говоря, это хорошая идея.

- Знаю, что вы долго консультировали представителей «Батьківщини», и должны быть в курсе закулисья: что не устроило саму Королевскую? Ее усиленно пиарили, проталкивали, как альтернативу Тимошенко и, вдруг, бац! Отдельная партия, крутой имидж, слизанный с Тигипко, чем ей «Батьківщина» не подошла? Может бренд «Батьківщина» себя исчерпал?

- Нет, бренд себя не исчерпал, и, судя по данным социологии, бренд достаточно живой, популярный и перспективный. Не хочется употреблять фразы типа «доля рынка», мы все же не про компьютеры и мобильные телефоны говорим, а про партию, хотя логика точно такая же, но кого-то это может шокировать.

- У читателей «Паноптикона» крепкая голова и шокировать их не так просто.

- Это, однозначно, признак хорошего душевного здоровья. Поздравляю.

Для успешного существования бренда «Батьківщина» есть объективная причина. Это показала еще минувшая президентская кампания, когда Тигипко «выстрелил» с нуля, т.е. его удалось раскрутить на третье место! Наивно думать, что это все благодаря рекламному ролику. Это произошло потому, что в обществе высоки инновационные ожидания. Хочется инновационных лидеров! Хочется, чтобы кто-то сказал, и, главное, воплотил, куда мы дальше движемся, т.е. четко сказал о нашем с вами будущем.

Спрос на эту инновационную идею тогда был настолько велик, что избиратели готовы были поверить: Тигипко – инновационный лидер. Хотя, это совершенно в духе Тертулиана: «Верую, ибо абсурдно». Такие идеи носятся в воздухе, ведь у нас уже выросло не советское поколение, которое хочет чего-то качественно другого, а эта ниша свободна, лидеры «Батьківщини» все это понимают и изучают.

- Почему же сами представители «Батьківщини» не пользуются этими наработками?

- «Батьківщина» - это мегапроект, мегадвижение национального масштаба, и как всякое большое движение, оно не может быть достаточно гибким. Нельзя требовать от слона подвижности гепарда, даже при очень большом желании. Слон хорош одним, гепард – совсем другим.

В «Батьківщине» была задействована масса представителей крупного бизнеса, олигархов, что хорошо «во дни побед». Сегодня они дистанцировались. Возможно, они продолжают поддерживать партию тайно, но в этом же никто не признается, потому что это просто опасно. Потом разбежался средний бизнес. Причем, я считаю, что если есть, что спасать, безответственно осуждать этих людей. У них семьи, дети и т.д. Потом ринулись мелкие бизнесмены. Осталось какое-то количество бескорыстных симпатиков, они будут всегда, потому что Юлия Владимировна была и остается украинским эквивалентом Нельсона Манделы, символом национального освободительного движения, и чем дальше все это заходит, тем сильнее проявляется. Без нее, как без символа, оппозиции уже как бы и не существует.

Ведь именно в «Батьківщине» возникло нормальное желание привлечь новых лидеров, людей, которые хотят что-то менять и которые знают, какой именно они хотят видеть страну, в которой живут. Людей, которые понимают одну простую истину: депутаты – это, в первую очередь, разработчики законов, а не, по советской традиции, некие Николаи Угодники, которые за вас побеспокоятся, у которых можно что-то попросить, которые «поедут и что-то выбьют для нашего города».

По нашей народной версии, депутат – это некий территориально-общинный лоббист, но никто не хочет задумываться, что ресурс не безразмерный, что даже если депутат что-то выбьет, то за счет какого-то другого города. Выбили мы деньги на мосты, но значит в другом месте где-то чего-то не хватит или подорожает что-то такое, что не должно было подорожать. И тут ругай или не ругай нашу коррупцию, но на то есть объективные причины.

Парламентариями должны быть люди, которые четко представляют себе, какие законы они хотели бы видеть, какие законы нам нужны, для того, чтобы мы все их с удовольствием соблюдали и детей учили их соблюдать. А не наоборот учили, как сейчас, чтобы не соблюдать, но выкрутиться. А вообще-то, во всем мире люди соблюдают законы, которые сами когда-то придумали и записали, так жить проще. Теорию общественного договора Жан-Жака Руссо никто не отменял, она реальна, как закон всемирного тяготения. Все равно люди соблюдают те законы, к которым чувствуют генетическую причастность.

Почему мы все соблюдаем традиционное бандитское право, в просторечьи «понятия»? Потому что каждое поколение в подростковом или, как говорят психоаналитики, в пубертатном возрасте, когда мы отдаляемся от родителей и «тремся» в отдельных коллективах, мы как бы заново переоткрываем все эти неписанные законы. Это, например, такое: «Даренные вещи назад не забирают» или «Дал слово – держи».

Когда человек учится водить машину и рядом сидит инструктор и все объясняет, то по окончании (речь не идет о тех, кто купил права), у человека возникает ощущение причастности, словно он сам участвовал в разработке правил дорожного движения. Он знает, почему надо соблюдать правила.

Это и есть сопричастность. Так же и с законами, каждое новое поколение их как бы заново открывает, поэтому все их по умолчанию соблюдают. Это наблюдается во всем цивилизованном мире, причем, как в исламской цивилизации, так и в западной: везде в мире, где можно сказать, что здесь есть устойчивая цивилизация.

Ведь нельзя же все время жить по принципу: «Если ты украл у соседа, то это хорошо, но если сосед у тебя - это плохо». Такой принцип утомителен, это путь к паранойе, а паранойя тоже вещь утомительная. Лучше не допускать этого, а подписать общественный договор, который мы все будем с удовольствием соблюдать. И тот лидер, который покажет, что он это понимает, и что это необходимо делать, тот и станет настоящим лидером нации. Это то, в чем сегодня объективно нуждается Украина.

- Как вы считаете, у Натальи Королевской есть шанс выступить таким долгожданным инноватором?

- При всей симпатии, она умная женщина и должна извлечь уроки из того, что происходит, но, как можно пиарить или продвигать что-то инновационное пост-советскими или даже советскими методами?!

- Недели две назад на площади Фестивальной меня изловили девочки с папками, и я стала «участником социологического опроса от партии «Вперед Украина»». Знаете, такой продуманный, в меру агрессивный наезд, хорошо работают!

- Это стандартная тактика, работают не симпатики, а нанятое рекламное агентство, это называется формирующий опрос. Это не соцопрос, а политтехнология, когда человеку задают ряд вопросов, которые, если вдуматься, риторические. Например, вы бы поддержали Королевскую, если бы знали, что она добивается снятия Азарова? А Азарова, наверное, даже в его семье уже мечтают, чтобы сняли.

В психологии существует такое правило – принцип трех «да». Если три раза подряд ты сказал «да», то на четвертый ты говоришь его автоматически, потому что у тебя возникает состояние измененного сознания. Про это сто раз писали, этому учат на тренингах уже лет 20, но это до сих пор работает, потому что здесь четко соблюдаются законы природы. Агентов научили, и они радостно это делают. Если ЭТО считать инновацией…

Инновацией было бы, если бы Королевская в интернете, в своем твиттере или фейсбуке, комментировала болванки законопроектов и показала бы себя, как разработчик законов. Вот это было бы инновационно.

В этом контексте я вспоминаю кампанию Александра Сина, который, при всей неоднозначности его фигуры в городской власти, но из песни слов не выкинешь, первым из всех кандидатов в мэры провел интернет-конференцию он-лайн. Причем три раза за всю кампанию, что очень хорошо. Это целая веха политической мысли в Запорожье!

- Но партия Королевской, все же, активно работает в интернете, а это уже не мало!

- Можно, конечно сказать, что движение Королевской присутствует в интернете, ведь ВКонтакте разместили информацию о том, сколько людей вышло из «Батьківщини». Наверное, они отчитываются выше о том, как плодотворно работают в интернете. Это, по-вашему, инновация?!

А ведь есть такие вещи, благодаря которым мы бы почувствовали, что человек понимает что-то новое, что он на другой ступени развития, на высшей, что он живет в новом мире.

Конечно, было время – купил айфон, все, ты инноватор! Научился на нем смс-ки отправлять, то уже выделяешься из толпы народных депутатов. Но жизнь не стоит на месте, этого уже мало, для того чтобы иметь статус инноватора.

Я не утверждаю, что у Королевской нет никаких шансов, «Зеленые» же выстрелили в 1999 году, но это, как говорят шахматисты «при точной игре». Будет точная игра, будет результат. Пока то, что мы видим, это, как сказал поэт: «Параллельный мир оказался до боли знакомым».

- Как быть с потерей большинством украинцев интереса к выборам? Многие мои знакомые заявляют, что вообще не пойдут голосовать.

- Социология ясно демонстрирует, что сегодня большинство людей, которые будут голосовать против всех или вообще не пойдут голосовать, не понимают сути происходящего. Те, кто утверждают, что они не ходят на выборы, что все это им надоело, подразумевают одно – им скучно! Т.е. давно не было чего-то нового.

В переходных и нестабильных обществах политикой люди интересуются значительно больше, чем в откровенно слаборазвитых или откровенно успешных, таких, как, например, Швеция. У шведов одна проблема, им уже разрешили голосовать заранее, по интернету, как угодно! Но каждый раз у властей есть опасения, что будет слишком низкая явка и они не наберут положенные 49%. Потому что у них все стабильно уже много лет. Например, кого интересует смена совета директоров на MTV? Или на студии Парамаут? Наверное, это интересно только тем, кто там работает. Для шведов их парламент, примерно то же самое: снимали кино и будут снимать, с нами или без нас, от их участия или не участия в выборах в их мире ничего не изменится.

В слаборазвитых обществах иногда возникают всплески, вследствие конкуренции каких-то кланов, не более. Но в таком обществе, как наше, политика интересует всех! И когда говорят, что не интересуются – лукавят, просто в глубине души вздыхают: «Опять все то же самое, ничего нового. А где интрига?»

* Идиосинкрази́я (от греч. ίδιος — своеобразный, особый, необычайный и σύνκρασις - смешение) - болезненная реакция, возникающая у некоторых людей в ответ на определённые неспецифические (в отличие от аллергии) раздражители.

Продолжение следует

Илона Наныкина
Добавлено: 26-04-2012, 13:17
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх