Александр Кузьмин: «Все в этом мире определяется деяниями, а не словами»

- У вас скоро юбилей: два года, как вы возглавляете Ленинскую райадминистрацию. Как собираетесь праздновать? Шампанское, суши, девушки одетые Дедами Морозами или все будет скромно?

- (Смеется) А это мысль! Да, я был назначен на должность 28 декабря 2010 года, на последней в году сессии горсовета. Но человек я не суеверный, как-то особо отмечать не буду. Просто соберемся коллективом, поздравим друг друга одновременно и с маленьким юбилеем, и с Новым годом. Ничего экстраординарного пока не планируем, но в свете вашего предложения…

- Как давно вы почувствовали, что стали уже настоящим чиновником, а не остались гуманитарием-филологом при власти?

- Знаете, у меня очень большой стаж работы на город. В органах самоуправления я работаю 26 лет. Сразу после работы учителем я пришел в отдел образования Коммунарского района, а это 15 августа 1987 года!

И хотя никогда не планировал стать чиновником, ни о чем не жалею, это очень хорошая школа.

Мне всегда везло с учителями и наставниками. Меня на работу брала Федонюк Татьяна Анатольевна, она работала председателем исполкома в Коммунарском районе. Тогда у меня на руках было два документа: я как раз закончил курсы директоров, и был почти решен вопрос о моем назначении директором школы № 10. Но в этот же день, после обеда, мне звонит Татьяна Анатольевна и говорит: «Я тебя забираю в отдел образования инспектором школ». Я согласился. Наверное, судьба.

- Долго колебались?

- Почти нет. И знаете почему? В то время у меня была сложнейшая ситуация – не было своего жилья. Сначала мы с семьей жили у моих родителей, потом шесть лет – у родителей жены, за что им очень благодарен. Прекрасные люди. Не поверите, за шесть лет мы ни разу не просто даже не поссорились, у нас не возникло ни одной конфликтной ситуации, ни с тестем, ни с тещей.

Молодость, время желаний. Помню, мне тогда машину очень хотелось, но жена студентка, а я учитель. Чтобы заработать на машину работал на полторы ставки, и по совместительству преподавал в ВУЗе. Но я ее купил! Моей первой машиной стал семилетний «Запорожец», который мне продал инвалид.

А еще я очень хотел защититься и реализовать себя в науке. Уверяю вас, если бы у меня тогда было жилье, то никогда бы я из науки не ушел, тем более во власть. А какие у меня были чудесные научные руководители! Всем бы таких.

Какая тема научной работы? Интереснейшая! «Лексико-семантические особенности публицистического стиля на материалах политических памфлетов газеты «Правда».

Был сделан весь костяк научной работы, полностью готово начало, но грянул 1985 год, Михаил Сергеевич Горбачев, Перестройка, и тема газеты «Правда» и политических памфлетов стала не актуальна. Потом умер мой научный руководитель в Днепропетровске, профессор Туркин, в общем, пошло-поехало.  

А я живу у тестя с тещей, хорошо живу, но мне-то уже под 30 лет, конца этому не видно, а дочке уже четыре года, и чтобы из нашей комнаты попасть в туалет, нужно пройти через комнату родителей жены. А тут такое предложение!

В исполкоме, в райисполкоме, в те времена всегда была своя очередь на жилье, и в течение 2-5 лет можно было вполне реально рассчитывать на государственное жилье. И, я вам честно скажу, я повелся на квартиру и только на нее. Закончил все свои преподавательские дела и в 1987 году начал работать инспектором школ.

В 1989 году пришла возможность взять кооператив. Я сразу к отцу, мол, так и так, материальные проблемы. Полная стоимость трехкомнатной квартиры тогда была 12 тысяч 340 рублей, а первый взнос составлял 3 400 и отец мне эти деньги дал. А потом получилось вообще замечательно: скачек инфляции, деньги обвалились, и я всего за две зарплаты полностью оплачиваю кооператив!

И дом хороший, и район, и с соседями очень повезло, если мы уезжаем, то, раньше у нас был кот, рыбки, попугаи – все присмотрено и накормлено, наши ключи запасные всегда у них. Замечательные люди. И они такие замечательные всегда были и остаются уже больше 20 лет.

Александр Сергеевич, хотя и не Пушкин

- Замечательно, что вы, перейдя на госслужбу, решили свои жилищные проблемы, но получается, что хорошие директора и педагоги-мужчины даже советской школе были не по карману, не говоря уже о дне сегодняшнем. Вам не обидно за нашу школу? Ведь, если бы вам пообещали квартиру от школы…

- Нет-нет, я не строил иллюзий относительно своего директорства в школе – всегда хотел уйти в науку, хотя преподавать русский язык и литературу очень любил. Когда в школе вел уроки, ко мне на уроки старые учителя ходили, смотреть, как я читаю.

Я сам учился в школе №4 и пришел туда же работать после института. Школа, кстати, замечательная, такой и сейчас осталась. А тогда завуч, Любовь Васильевна, приводила ко мне на уроки молодых учителей и стажеров. К урокам я тщательно готовился, поверьте, они были очень хорошие, но я четко понимал, что хочу преподавать в ВУЗе.

- Не идет ли ваше расширенное гуманитарное мышление вразрез с работой управленца?

- Нет, все идет параллельно, потому что еще в университете я приучен мыслить системно. Всегда любил работать в библиотеке, часто работал в библиотеке им. Горького на четвертом этаже, отключался и получал удовольствие. Сколько словарей было у меня дома! Как-то так вышло, что у меня в семье все филологи и сестра, и жена, и я, а потом мы все вместе еще и юрфак закончили.

- С таким именем и отчеством, мне кажется, любовь к русскому слову у вас в крови.

- Возможно, магия имени и играет здесь определенную роль. Хотя, физику и химию в школе я тоже любил, но только на уровне опытов, особенно с подкладыванием бертолетовых шариков под резиновые коврики. Да, что вы улыбаетесь, я тоже хулиганил, но немного, как все нормальные мальчишки. Но на счет поговорить и пофилософствовать, конкуренции русской филологии составить не могла никакая другая дисциплина.

У нас на районе…

- Всем главам районных администраций я задаю традиционный вопрос: в чем особенность именно их района по сравнению с другими районами Запорожья?

- Начнем с того, что это – Правый берег, ДнепроГЭС, ЗТЗ и Облэнерго. Больше никакой промышленности у нас в районе нет – абсолютно энергетический район, плюс, прекрасный природный ландшафт.

До назначения я бывал в Ленинском районе раз десять и то проездом в Днепропетровск, и несколько раз на открытии каких-то мероприятий – то спартакиада на Великом лугу, то еще что-то. Короче, район я не знал вообще.

Если Коммунарский, который я знал досконально, славился сильнейшей плеядой директоров: Степан Иванович Кравчун – практически легенда, а еще Иванченко, Куратченко, Петровский. Сильные директора еще у Бирюка в Заводском районе, но здесь директора оказались не хуже! Взять хотя бы Игоря Всеволодовича Клейнера – генерального директора ЗТЗ. Как с ними приятно работать!

Почему я затронул тему директоров? Да потому что без них в любом районе ничего не сделаешь. Клейнер решает в моем районе множество проблем, от самых мелких до глобальных: от выпуска районной газеты, до как организовать какое-то мероприятие, например, у монумента Скорбящая мать. Это же совсем не так просто, как кажется. Нужны озвучка, цветы, обустройство и много еще чего… Всегда все без вопросов.

Или крупный вопрос – недавний первый снегопад. В районе работала 31 единица техники и 245 человек. Так вот ЗТЗ вывели свою технику, чтобы убрать улицу Кремлевскую, параллельно с нашей техникой. Кому от этого хорошо? Всем!

Под крышей дома своего

- У вас, насколько мне известно, нет всеобщей для Запорожья, проблемы ветхого жилья. Район-то у вас относительно молодой. Или я ошибаюсь?

- Представьте, есть и в Ленинском районе такая проблема. Вспомните фильм «Весна на Заречной улице», там видна вся постройка по улице Винтера и Кремлевской, внизу, если зайти слева, возле ДнепроГЭСа и возле нашего коммунального рынка – все это постройки довоенные. Это промплощадка для строительства ДнепроГЭСа.

А в Коммунарском районе есть улица Баррикадная, которая идет вдоль речки, она 1700-какого-то года. Это первое поселение Запорожья.

- Надо же, я думала первые поселения у нас это Крарийская, ныне  Кичкасская переправа и Калантыровка.

- Нет! Речка Кабица, где сейчас стоят Пески, там же были плавни, закитня и древнейшие поселения. Откройте книгу «История городов и сел Запорожской области», там все есть.

Скажу больше: когда на Баррикадной ломали старые хаты под какое-то строительство, то представьте, нашли дома, построенные из сплетенной лозы, когда специальным образом сплетенную лозу обмазывают глиной и строят дом, а ведь историки говорят, что это еще сарматские строительные традиции!

А в Ленинском районе строили дома дли специалистов ДнепроГЭСа, начиная с 1927 по 1932 год. Так что ветхого жилья у нас тоже хватает. Есть дома, где вместо железобетонных плит и перекрытий лежат деревянные балки, лаги, дранка… Осипенковский район – да, он относительно новый, но домам здесь тоже по 30-40 лет. Не уверен, что им походит слово «новые». Я вот сейчас прикинул, а ведь я тоже живу в доме с 1990 года, а все еще считаю его новым, а ему уже 22 года!

- Все руководители районов, с которыми я успела пообщаться, говорили мне, что до кризиса у них был план и программа по замене ветхого жилья, отселение, строительство на этих местах новых построек. А сейчас, мол, все затормозилось. У вас та же проблема?

- У нас в районе нет жилья, которое срочно требует отселения. Были такие дома: когда переезжаете ДнепроГЭС, справа, но их перекупили бизнесмены или просто не бедные люди и все там перестроили.

Если ехать в сторону улицы XXI партсъезда на Великий луг, там тоже везде новая частная застройка. По улице Кремлевской стоят пятиэтажки, которые были построены одновременно с ЗТЗ. У нас есть проблемы с жилым фондом, но пока речь только о реставрации, ремонте большей или меньшей сложности, но никак не с отселением.

Район хороший, здесь живет 150 тысяч человек. Я очень доволен своим районом, хотя шел в абсолютную неопределенность, ничего не знал, мало что понимал. Но сейчас мне очень нравится.

Главное – это команда!

- А когда начало нравиться, если не секрет?

- Не сразу, почти год я входил. Тяжело было, новые люди, новые задачи, новая направленность работы. Я же всю жизнь занимался гуманитарными вопросами, зато теперь уже знаю, где какая крыша течет, где надо трубы менять, а где у меня подъезд неблагополучный. Я теперь такой хозяйственник, что сам удивляюсь! (смеется).

А до этого семь лет проработал с Евгением Григорьевичем Карташовым, и мне нравилось наше с ним сотрудничество, я люблю организовывать мероприятия, особенно спортивные. Мы с Виктором Степаненко – председателем горспорткомитета, разработали и внедрили, чего никогда раньше не было, спартакиаду между госслужащими. Всегда Вячеслав Богуслаев нам в этом помогал, давал свой катер и на три дня предоставлял базу отдыха «Меридиан», на острове Седластый в Коневском. Платили мы за все это символические три копейки.

Выезжали до 200 человек, ехали с семьями и детьми, соревновались в пяти видах спорта. Были все руководители города. Больше нигде на Украине такого нет, а мы провели десять таких спартакиад. Было очень здорово, проводилась все это на постоянной основе, но вот в этом году первый раз за 10 лет спартакиада наша не состоялась. Надеюсь, в следующем она будет.

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 27-12-2012, 15:18
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх