Александр Кузьмин: «Успех всегда обеспечивают люди, а не цифры»

Корреспондент Информационного портала «Паноптикон» продолжает беседу с депутатом городского совета, представителем постоянной комиссии горсовета по гуманитарным вопросам, председателем Ленинской районной администрации Кузьминым Александром Сергеевичем.

(Продолжение. 1-я часть)

- До назначения в Ленинскую райадминистрацию, вы работали в Коммунарской. Как правило, если руководитель уходит на пенсию, то зачастую именно заместитель занимает его место. Почему вы не остались на прежнем месте?

- Нет, хронология событий была совсем другой! Тогда была сложная кадровая ситуация в городе и я из отдела образования перешел в Коммунарский исполком. А когда построили Пески, и там уже проживали 53 тысячи человек, Похвальский и Головко принимают решение о создании там филиала, и я ухожу туда заведующим. Было удобно, я там жил рядом. Нас в филиале было восемь человек, и мы занимались всем, начиная от дорог и торговли, заканчивая социалкой.

Знаете, подобрался великолепный коллектив, где каждый занимался своим делом. Тогда ко мне из комсомола пришел Виктор Хоцкий, с которым у вас на сайте недавно было интервью, и много других хороших людей, вместе мы прописали программы развития района, рекомендации, предложения, и много хорошего там делали.

А до этого, с 1994 по 1998 год, я был депутатом районного совета, а в 1998 избираюсь депутатом городского совета и Александр Степанович Головко, который знал меня по филиалу, предложил мне должность секретаря городского совета. Причем это произошло восьмого апреля, на мой День рожденья, мне исполнялось 39 лет.

Помню, сразу после избрания, Головко пригласил меня в кабинет к Константину Вайтанику и говорит: «Мы тебя поздравляем с избранием и Днем рождения!», и дарит бритвенный станок «Жилет», которые тогда только появились. Так что, ваш намек на то, что я мог кого-то подсидеть, не оправдался. Я никогда не шел и не пойду по трупам.

Иногда поражение – это победа

- Почему покинули столь престижную должность, и ушли из секретарей горсовета?

- В 2002 году были выборы, к власти пришел Александр Владимирович Поляк, я должен был секретарствовать вторым сроком, но на выборах проигрываю коммунисту.

- Если честно, проиграли тогда одиозной личности или политической силе?

- Скорее силе. Думаю, большую роль сыграл популизм. Были большие обещания насчет колбасы по 2.20, электорат был в основном, как, впрочем, и сейчас, пенсионного возраста, ностальгирующий по советскому раю.

- Сейчас новая волна высоких рейтингов КПУ, они на коне, прошли в парламент, и объяснить это только голосованием пенсионеров сложно. Почему молодежь голосует за «Свободу» мне понятно, а вот почему за КПУ – нет. Может у вас есть ответ?

- Сложный вопрос, но результаты выборов говорят, что пенсионеры до сих пор остаются у нас самой дисциплинированной и преданной Компартии силой. Уверен, что молодежь, люди моего или вашего возраста не голосовали бы за современных коммунистов. Но молодежь сегодня не желает проявлять политическую активность, наверное, не видит в этом смысла, а вот почему – я не знаю.

Политика – дело тонкое

- Почему вы все же пошли в политику? Ведь руководитель района – это все же больше управленец или, как сейчас говорят, менеджер. А вот депутат района, города и дальше, это уже, как ни крути, политика. Зачем это вам?

- Я когда руководил филиалом на Песках, то удавалось решать множество вопросов. Но скажу вам откровенно: пойти в политику была не моя мысль. Стать депутатом сначала районного, а потом и городского совета я решился с подачи моих коллег Павла Цыпмуша и Лены Ляшенко. Они меня уговорили  попробовать, говорят: всех руководителей на Песках ты уже знаешь, начало положено.

- То, что вы умеете ладить с людьми, знает весь городской политбомонд, но что-то же вас лично не устраивало, если вы решили сменить гуманитарный профиль на провластный, причем так кардинально. Вы лично что искали в политике? Решали моральные или материальные проблемы? Из романтизма? Хотели защитить, как многие сегодня, свой бизнес? Или есть другая причина?

- Своего бизнеса у меня нет, может быть даже к сожалению. Чрезмерного романтизма у меня никогда не было – мозг склонен к науке. Я сейчас думаю, что тогда во мне взыграли здоровые мужские амбиции, я всегда хотел от жизни много и знал, что справлюсь. Если преподавать, то надо стремиться в ВУЗ, защищать докторскую, т.е. расти непрерывно. Если уж идти во власть, то в серьезную структуру, где можно реально что-то решать и делать.

- Много общаясь с политиками разного уровня, нахожу, что у людей во власти есть два сложнейших искушения, во-первых, легко разочароваться в своих силах, особенно в нашей стране, но также легко заматереть и вообще перестать замечать простых людей.

- Я пока не разочарован, потому что решать вопросы мне удается, и в первую очередь, потому что мне везет на людей, так что я их очень даже замечаю. У меня сейчас четыре великолепных зама. Они все интересны, но один вообще уникальный человек – Слава Близнюк, он бывший шахтер из Донецкой области.

Там он от простого шахтера дошел до заместителя мэра и вел вопросы коммунального хозяйства, но начались проблемы со здоровьем и он с семей переехал в Запорожье. Слава – коммунальщик от бога, и моя задача ему не мешать. И так со всеми замами, я приехал от мэра, в начале дня поставил задачи, вечером подвел итоги, все! Люди мне попадаются в жизни, в основном, замечательные!

Кадры решают все!

- Вы сами подбираете кадры или умудряетесь найти общий язык с назначенными?

- Сам! Только сам, причем, когда я шел на эту должность, мы с мэром все подробно обговорили, и я поставил единственное условие: кадры я подбираю сам. Александр Ченсанович меня понял и поддержал. И эта методика себя постоянно оправдывает, все мои замы – люди абсолютно профессиональные, я очень доволен своей нынешней командой.

- Вы представитель Партии регионов, когда вступили и почему именно регионы?

- Регионал я всего два года, больше, кроме Компартии, как все в советские времена, ни в каком политическом движении участия не принимал. Симпатии к Регионам испытывал давно, потому что только у них было реальное движение вперед и четкая позиция, они не болтали, а делали.

Да хоть бы на примере моего района. Нужно поставить детские площадки? Кто помогает? Депутатский корпус регионалов, как областной, так и городской. И мы их уже поставили, не помню сколько. У нас в Ленинском районе отремонтировано больше всего дорог и по площади, и по деньгам. Причем, и внутрикварталка, и дороги центрального назначения.

Наверное, только у меня в районе сделаны все железнодорожные переезды, а их у нас четыре, и везде шлагбаумы работают, брусчатка насыпана, где новые рельсы положены, где новые основания. Кому спасибо? Игорю Клейнеру, директору ЗТЗ и регионалу. Это он в прошлом году дал на эти переезды один миллион гривен из бюджета ЗТЗ, т.е. они городскому бюджету не стоили ни копейки.

- Вам, видимо, везет не только с коллегами, но и с друзьями.

- Это просто доброжелательное отношение к людям, я никогда не перегибаю палку, никогда ни у кого ничего не требую, работаю с бюджетом прозрачно и честно, и району всего хватает. У нас в районе сейчас нет никаких глобальных проблем. Нам хватает и на тепло, и на все остальное. Даже в здании райадминистрации у меня есть человек, который отвечает за само здание.

Раньше было четыре дежурных, теперь их три, а одна вакансия ушла на смотрителя здания, который полностью занимается электро- и энергообеспечением, где что-то подкрутит, где гаечку поставит, свет, где надо, выключит. Мелочь? А экономия в здании по одной электроэнергии за год приличная. За счет этого мы на Новый год сможем устроить иллюминацию и поместимся в лимиты.

Конечно у нас, как везде, есть проблемы, там трубы потекли, здесь еще что-то, но это все можно решить. У меня здесь в районе живет мой друг Юрий Колесник – ректор медуниверситета, так он иногда мне звонит, по всяким вопросам, то лифт остановится, то еще что-то, и говорит: «Так Саша, приходи, толкать будешь». А что делать? Иду, толкаю (смеется), через час звоню, спрашиваю: «Лифт пошел?», - он говорит: «Пошел».

Красно-рыжий район

- Ваш район очень любит интеллигенция, не центр, не Пески, а именно Ленинский, как думаете, почему?

- Думаю, это синдром чистого района. Благодаря Днепру газы к нам не дотягивают, и, возможно, магия и особая притягательность Великого луга. Там сейчас живут людям, которые могут позволить сами себе построить дома, а мне это очень на руку, потому что не бедные люди, это совсем не то, что бедные, это другое мышление, и мне проще решать все вопросы – руководители всего города у меня под боком.

- Результат парламентских выборов оказался для вас предсказуемым или нервничали?

- Вы имеете в виду результаты по району? Сложно было что-то прогнозировать. Ленинский всегда был красно-рыжим. Депутаты Верховного совета от нашего района всегда были не регионалы: Юрий Артеменко, наш бывший губернатор Александр Васильевич Старух, Александра Кужель…
Здесь всегда была мощнейшая коммунистическая организация, которую возглавлял Иван Костенко, руководитель фракции в городе, до сих пор он здесь проживает и работает.

Первым регионалом, которого здесь избрали, стал Сергей Федорович Кальцев, причем, он прошел с большим отрывом, набрал 34% от общего количества. Да, еще у нас оказался неожиданно высокий показатель по явке избирателей, мы стали вторыми в городе по количеству проголосовавших. Но что-то прогнозировать в Ленинском районе очень сложно, электорат, как вы сами заметили, в основном, интеллигентный, думающий.

Успех приходит к тем, кто на него нацелен

- Не смотря на ваше позитивное настроение и объективно хорошие показатели Ленинского района, Украина в целом переживает серьезный кризис. Как думаете, когда спрыгнем и начнется ли вообще всеобщее улучшение?

- Знаете, не хочу касаться глобальных тем, не тот, извините, ранг, но с 2003 по 2010 год я вел вопросы соцзащиты в городе и был председателем комиссии по долгам по зарплате и погашению всех платежей в бюджет. Наверное, я кое-чему там научился, потому что у меня в районе уже полтора года нет долгов по зарплате, вообще! Это единственный такой район в городе и области.

И дело не в том, что я хочу похвастаться тем, какой я хороший руководитель, а в том, что у меня очень хорошие отношения с руководителями районных предприятий. С людьми надо уметь общаться, находить общий язык, разговаривать, любить людей. Только личностные отношения и умение договариваться, причем не в телефонном режиме, а лично, дают результат, и конечно, уверенность и нацеленность только на успех!

Ведь успех, в том числе и экономический, обусловливают люди, а не цифры или подписанные бумаги, на них и надо ориентироваться, и так во всем, и в вопросах Евроинтеграции, внешнего имиджа Украины, и в проблемах каждого района и каждого предприятия. Думаю, все дело в этом, в умении ладить с другими людьми.

- Но не может быть так, чтобы вам только хорошие люди попадались, так не бывает!

- Везде есть конфликтные люди. Мне не раз грубили и плевали в душу, в таких случаях я отворачиваюсь и ухожу в сторону навсегда. Да, я поздороваюсь при случае, сделаю вид, что ничего не помню, но к себе такого человека больше не подпущу ни в компанию, ни в душу.

Даже если некогда близкий мне человек нагадил в душу, я вычеркиваю его из своей жизни. Супруга позвонит, поздравит от меня с праздником, но в гости туда я уже не пойду, совру, что очень занят на работе или еще что-то. Я никогда не опущусь до какой-то мести, но общаться лично больше не буду никогда, мне это не нужно.

Как звали лошадь Вронского?

- Вы – идеалист, это так не похоже на чиновника, хотя, если вы чиновник-филолог-историк в одном лице, то я уже ничему не удивляюсь.

- Да, я всегда так и говорю о себе: я филолог-историк. Как вы узнали? У меня дома огромная библиотека. Тетка по линии отца, которая всю жизнь проработала завотделом в обкоме при Михаиле Николаевиче Всеволожском, оставила мне свою чудесную библиотеку. Я не знаю, сколько там томов, но как же я люблю читать! С детства, со студенчества.

У нас в университете преподавал Федор Митрофанович Борщевский, это была глыба, и он нам диктовал так: «Когда у вас зачет? Ах, через две недели? Запишите, что вам нужно прочитать к тому времени», а далее следовали 56 наименований книг. А на экзамене царили вопросы типа: какой номер был у паровоза, который задавил Анну Каренину или, как звали лошадь Вронского?

А Валентина Савельевна Ботнер? Как она меня гоняла! Причем преподавала и у меня, и у моей жены. Я никогда не забуду ее уроки древнерусской литературы: «Подле нее Андромаха стояла льющая слезы» и кличка у нее была Андромаха. Я ей недавно об этом сказал, она, оказывается, не знала. Все эти люди укрепили меня в моей любви к книге, за что я им очень благодарен.

«Мы изменились, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам»

- Вот вы такой образованный, весь стопроцентно гуманитарный, причем бывший преподаватель, может, вы знаете, почему наше образование так упало, что теперь нигде не ценится? Оно стало какое-то кукольное, что ли?

- Я даже по своим детям смотрю, проблема в том, что мы перестали читать. Старшая у нас больше читала, а младшая уткнулась в нетбук и живет там. Смотрю, как сейчас студенты учатся в университете: скачала, распечатала, вложила в файл, пошла, сдала экзамен. Но это же все не то! Попробовали бы мы у Борщевского не прочитать того, что он нам давал!

Я вспоминаю, сколько материалов мне пришлось просмотреть для своей кандидатской, это ужас, но мне это нравилось и я понимал: так надо и никак иначе. И не только я это понимал, наше поколение сплошь читающее было, мы читали везде и всегда, потому и образование у нас было настоящее.

Хотя, если честно, даже я сегодня мало читаю, в основном периодику, стыдно признаться, за последние 3-4 месяца ни одной книги в руки не взял. Не знаю от чего это, может темп жизни сильно убыстрился или информационная нагрузка нас придавила?

Проблема в том, что дети вообще не хотят читать, я у младшей своей книг в руках не видел, хотя, может она их в электронном виде читает, прямо в интернете? Но зато впряглась в юриспруденцию, ей нравится, проходит практику в Коммунарском суде. Специальную литературу вижу, читает, кодексы всякие, комментарии, а художественную литературу, даже не знаю. Может им не надо? Может у них мозги по-другому устроены?

Еще одна проблема образования, да и не только его – мало общаться люди стали. Раньше, с умным человек поговоришь, ума наберешься, а теперь есть скайп. Но много умных людей я там не видел.

- Эти проблемы глобальны для всех развитых стран, но их образование ценится, а наше – нет.

- Они там изначально меньше читали и общались не так душевно! Я в свое время, когда работал с Головко, много поездил, он не особо любил ездить, я вместо него кругом летал, всю Европу объездил. Немцы толстые, в очках с толстенными линзами и гамбургерами в руках, ленивые. Выходные у них: это диван дома, телевизор, пиво, сосиски. Мы раньше были не такие, постоянно какие-то вылазки, походы, праздники, пикники.

По молодости мы не вылезали из Каневского, у меня была еще ручная кинокамера «Аврора» и есть фильмы 30-летней давности, где мы с женой на лошадь залазим. Еще лет 10-15 назад мало кто дома сидел, а сейчас мы становимся такими, как они. Причем подражаем не самому хорошему, стали такими же замкнутыми и не только потому, что времени стало меньше, а работы больше, просто компьютер стал способен заменить нам настоящее общение и дружбу.

Я смотрю по себе, мне уже проще залезть в интернет и написать, чем позвонить друзьям или родственникам. Уже даже в магазин ходить не обязательно, заказал по интернету или телефону, все привезли. Скоро вообще выходить на улицу перестанем, работа будет в компьютере, семьи будем строить виртуальные. Я умом понимаю, что это не правильно, но ведь прогресс не остановишь и так везде в мире. Впереди неизвестность, но так даже интересней. Нужно верить в лучшее.

Лучшее блюдо в Новый год – это холодец!

- Мы с вами общаемся в самый канун Нового года, без поздравлений не обойтись. Что хотите пожелать горожанам в грядущем году?

- Работа работой, но семья и близкие – это самое главное в жизни любого человека. Желаю, чтобы у всех все было хорошо, чтобы родители не болели, чтобы у детей наших все складывалось, чтобы они радовали нас. У меня внучка есть, ей семь лет, такая девка растет чудесная! Она меня удивительно вдохновляет, называет Сашей. Сядет в машину и говорит: «Саша, гони!». Пусть у всех будет такое чудо.

А еще у всех из нас есть мечта, одна и самая главная. Дай бог, чтобы она всегда была при вас и светила впереди.

- Как отмечать Новый год будете? В ресторане, у друзей, на модном курорте или дома? Какие блюда ставят в вашей семье на новогодний стол?

- Не люблю я рестораны. Обычно, Новый год наша семья встречает у кумовей, у кума нашего День рождения 31 декабря, но в этом году они уезжают, и планы нам пришлось менять.

Соберемся с друзьями, 3-4 пары на поселке Чкалова у моей тещи в доме, уже поставили елку, приедут обе наши дочери, внучка, зять, все в семейном и дружеском кругу.

А из блюд обязательно традиционное оливье, которое я очень люблю, вот сельдь под шубой я не люблю, а оливье это да! Кролик тушеный будет, дань восточному календарю, пюре и холодец. Моя жена очень здорово готовит холодец, причем без свинины, я жирное не очень люблю, а с домашним петушком. Очень вкусно!

Очень хочу, чтобы у каждого запорожца была возможность накрыть хороший стол, сесть за него с любимой семьей, хорошо отметить и создать себе на весь год позитивный заряд. Тогда точно все мечты в новом году обязательно сбудутся.

Беседовала Илона Наныкина
Добавлено: 29-12-2012, 14:27
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх