Дежурный по экологии

В Запорожье нет человека, который был бы равнодушен к проблемам экологии. У нас с этим, сами знаете, сложно. Однако, в последнее время, оказывается, в этом направлении наметились самые радужные перспективы, о них нам и поведал председатель постоянной комиссии по вопросам экологии и природопользования Запорожского областного совета – Олег Михайлович Сквирский.

- Олег Михайлович, я живу на Павло-Кичкасе, и там всегда было плохо с экологией, но последние полгода происходит что-то страшное – воняет непрерывно. Более того, благополучные жители Бородинского, раньше считавшие заводской смог не своей проблемой, теперь жалуются, что достает и до них. Горожане связывают это со сменой собственника на «Запорожстали», мол, это новые хозяева не соблюдают самые малые природоохранные мероприятия, так ли это?

- «Запорожсталь» объемы производств и выбросов не увеличила. На сегодняшний день стоит алюминиевый комбинат, который давал очень серьезные выбросы плавиковой кислоты, сернистый ангидрид, окислы азота. Ферросплавный тоже пока стоит, хотя мы на общественных слушаниях слушали отчет: в марте месяце он должен начать работу, т.е. объемы выбросов промплощадки после Нового года уменьшились.

Сегодня заводы уменьшили объемы производства, но как бы они не уменьшались, пропорционально максимальный объем выбросов, как пылевидных, так и газовых, присутствует постоянно и больше всего их дает «Запорожсталь». Так было и так остается. Коренных изменений нет. Но вредные выбросы дают и другие заводы, хотя и значительно меньшие по сравнению с другими производствами, и не только они. Павло-Кичкас – это же не только «Запорожсталь», там целый комплекс вредных производств.

Надо сказать, что руководство завода «Запорожсталь» в последнее время  предприняло много действий по охране окружающей среды. Не очень сильно вдаваясь в технические детали, скажу: на «Запорожстали» нужно технологически закрыть, может быть оснастить новыми газоочистными установками, или поставить новые технологические агрегаты, производства – аглофабрику, где шесть агломашин, и мартеновский цех. На заводе есть много производств, в том числе доменное, тоже вредное, но именно эти два производства – аглофабрика и мартены, формируют негативный экологических фон города.

Скоро пыли почти не будет

- Что сегодня делается, чтобы перекрыть эти два самых главных источника выбросов?

- В 2013 году, в марте месяце, комиссия по экологии должна быть на заводе, и первая очередь газоочистки на аглофабрике должна быть пущена. Первая машина модернизирована, установлена, практически закончен монтаж газоочистки – это большое, технологически сложное и уникальное строительство. Наша комиссия за прошлый год была на «Запорожстали» три раза, и облсоветом подписан трехсторонний договор между заводом, облсоветом и министерством. В договоре очень подробно расписано когда, в какие сроки, они должны все это сделать.

Если первая газоочистка по аглофабрике даст хорошие результаты, то в течение 2-3 лет, максимум, до 2016 года, все шесть агломашин будут оснащены газоочистками. А это значит, что выбросы пыли уменьшатся, минимум, на 90%, а газа – на 50%.

На самом деле, на аглофабрике всегда было два самых загрязняющих момента: один – место, где разгружалась руда. Там с 2008 года работает газоочистка на миллион кубов и выбросов там уже нет. Вернее, они есть, но всего 40 миллиграмм на куб, это мелоч, которую даже на глаз не видно. Второй, как я уже говорил – агломашины. Было бы очень хорошим выходом вынести агломашины за город, но есть и другие технические возможности, которые сейчас активно внедряются.

Печи мартеновского цеха сегодня работают без очистных сооружений и это плохо. В планах завода, и в нашем тройственном договоре, есть пункт: закрытие старого мартеновского цеха и постройка современного технологического агрегата – кислородно-конверторного цеха, который позволит на порядок уменьшить выбросы.

Есть вопросы – в санстанцию или в мэрию!

- Я верю тому, что вы говорите, но мой нос, аллергии и астмы моих соседей по району, вопрошают: что же так смердит? Вредное производство значительно уменьшилось, а сизый дым каждый вечер лежит на районе, что это?!

- Отвечать на это вопрос должна санстанция, потому что у нее для этого есть передвижные и стационарные станции. На их официальном сайте все это должно отмечаться. Мало того, областной совет купил им передвижную установку, которой нет ни в одном областном центре Украины – реагирующую на шлейфы! Это, когда с расстояния, например, в 10 км, специалисты увидели шлейф, скажем с тепловой электростанции, а приборы с такого расстояния определяют количественный и качественный состав выброса, точно определяют, откуда он. Они и должны сказать всю правду о ситуации в Заводском районе.

- Несколько лет назад в городе был телефон «горячей линии», куда мог позвонить любой запорожец и сообщить о нарушении экологии, будь то смог или вонь от заводов и заканчивая несанкционированным сбросом мусора. Сейчас есть что-то подобное?

- На сайте областной государственной администрации есть экологическая составляющая, в том числе и по заводам. Заглядывайте, делайте выводы.

- И на сайт можно написать письмо, где изложить свое возмущение тем, что заводы не дают мне нормально жить? Какова вероятность того, что на мое письмо кто-то отреагирует?

- Что касается Запорожья, то на все вопросы по городу должна реагировать мэрия. У нас есть управление экологии города, которое возглавляет Глеб Анатольевич Золотарев. В таких вопиющих случаях, я думаю можно и даже нужно, звонить лично ему. В мэрии есть дежурные, которые записывают все жалобы по звонкам. Утром они кладутся на стол Дмитрия Свиркина или другого заместителя мэра. На следующий день все эти ситуации, в обязательном порядке, разбираются на оперативках. Но только звонки не решат проблемы с экологией в городе.

Схема очистки города

- А что, на ваш взгляд, решит основные экологические проблемы Запорожья?

- Я уже многократно говорил об этом, скажу и сейчас: в других городах это уже разработано, пора и нам внедрять схему санитарной очистки города. Есть закон об очистке городе, и разрабатывается схема очистки, которая принимается на сессии горсовета. Например, есть улица, абсолютно любая, не важно с какими домами – частными или многоэтажками, и по этой улице четко расписывается: каков за неделю объем мусора, сколько раз в неделю он вывозится, какая для этого нужна машина, сколько и какие баки для утилизации. Мусор должен четко разделяться: стекло, бумага, органический мусор, мало того, дворники или квартальные, будут очень заинтересованы в таком разделении мусора. Фирма, которая в состоянии все это осуществить, есть, можно подъехать и посмотреть, как люди работают.

- Вы имеете в виду фирму «Граник»?

- Да, и у них квартальные заинтересованы в расфасовке мусора, потому что они этот мусор продают. Фирма разработала так называемую Белую книгу, я ее прочитал и поехал все сам посмотрел. Везде чистые площадки, стоит от 4-х до 6-ти баков, приезжает «Мерседес», квартальная сразу продала им расфасованный мусор. Получила деньги, внесла это все в специальный журнал. У нее везде чистота и порядок.

- Почему у «Граника» получается, а у «Ремондиса» нет? Из моего двора баки «Ремондиса» исчезли.

- Хотя у меня несколько другая сфера интересов, и это вопрос, скорее, к мэрии, но поскольку я эколог, то, ради интереса, разбирал все эти тонкости, мне самому стало интересно, что происходит.

Мэрия заключила с «Ремондисом» договор, что когда за мусором приезжает машина, то она собирает только мусор в специальных пакетах «Ремондиса», но этих пакетов просто так не купишь. Я по телевидению выступал, говорил об этой проблеме. Я лично поехал на «Ремондис» и попытался купить эти пакеты – не дают, говорят: сегодня больших нет, есть только маленькие. Я не понимаю, что пакетов нельзя сделать?

А ларчик просто открывался, у меня есть соседка, она спрашивает: вам пакетов у «Ремондиса» купить? Я сказал, конечно, купить! Оказывается у «Ремондиса» они по 4,25, но их нет, а на поселке, где они всегда есть – по 6 гривен. Меня часто спрашивают соседи – обычные люди: Олег Михайлович, вы же депутат, почему пакетов нет? А я не знаю, что им сказать.

Зато я знаю, что, с точки зрения внедрения в жизнь схемы санитарной очистки города, с точки зрения чистоты и Белой книги, которую разработал «Граник», их опыт можно было бы перенять. «Граник» с удовольствием принимают в других областях, у них передовые, немецкие «Мерседесы», классные урны и наработки.  Пока эта фирма работает за пределами Запорожской области.

Такие разные заводы

- В горсовете, еще в прошлом году, компетентные люди мне говорили, что «Запорожсталь» позже всех откликается на любые экологические меры, потому что собственникам это не выгодно. Выгоднее платить штрафы, а вы говорите, столько всего сделано.

- Ситуация сейчас меняется. Я вам скажу, что скоро собственники сами уйдут от мартенов и аглофабрик. Сегодня на рынке металлов очень сложная ситуация и все борются за как можно более низкую себестоимость продукции. Сколько будет стоить выплавка тонны стали в мартеновской печи или в кислородно-конверторной? Разница в два раза! Собственник вынужден будет перейти к современным технологиям, иначе его металл не будет рентабелен на рынке

Я, как эколог, работаю на разных предприятиях машиностроительного и экологического комплексов по всей Украине. С удовольствием вижу, как владельцы предприятий в других областях и городах сами, без давления извне, переходят к более экологически мягким технологиям. У нас в области тоже есть такие примеры.

Должен сказать, что заводы бывают разные. Рядом с «Запорожсталью» работает завод «Днепроспецсталь», где давно и активно происходит техническая модернизация, построены газоочистные сооружения, которые стоят десятки миллионов евро и в 2012 году они введены в эксплуатацию. В январе запустились новые технологии производства молибдена, для чего еще в том же 2012 году полностью поменяли индукционные печи. Это отличный пример!

Два разных завода по соседству, с таким разным подходом к экологии. Если раньше экологически неблагоприятный 3-й цех ДСС был у всех на слуху, то теперь все о нем забыли. Даже визуально больше не видно так называемых «лисьих хвостов» над заводом. Все сделали безукоризненно! Т.е., там собственник понимает: дальше по старинке он нормально работать не сможет.

Рано или поздно придут экологические законы, они есть и сейчас, но осуществить их очень сложно. На каждом заводе есть юридическая служба, которая через наши суды может оспорить все, что угодно.

Когда такая ситуация возникла, мы судились с «Запорожсталью» три года, суд, между прочим, только закончился. Прежние собственники для того, чтобы что-то не делать, сначала подали на штрафные санкции, по которым не заплатили ни копейки! А потом подали в суд на саму программу облсовета, мол, она не имеет права быть такой, какая она есть. И только на днях закончилось судебное заседание, где мы пришли к мировому соглашению.

Теперь у нас есть трехсторонний договор, они каждый квартал отчитываются по выполненной работе и о том, что планируется делать в природоохранной сфере. Письма приходят сюда, прямо в этот кабинет, я могу вам их показать. Т.е., наши отношения перешли на новый, более продуктивный этап.

То же самое и с «Днепроспецсталью», они тоже отчитываются нам о своих экологических мероприятиях. Ферросплавный завод сделал над 4-м цехом газоочистку больше, чем сам цех. Собственники прекрасно все понимают, только некоторые медленно.

Право на труд

- Несмотря на экологический плюс, мне всегда очень жаль, когда в городе закрываются заводы и предприятия: тысячи людей остаются без зарплат. Что с ЗАлКом? Он закрылся окончательно и бесповоротно? Или есть надежда на восстановление производства?

- Запорожский алюминиевый комбинат за последние 40 лет не сделал ни одной модернизации, как были у них  старые советские машины, так они и остались. Зато собственники приходили в облсовет и говорили: «Нам нужна дешевая электроэнергия, чтобы наш алюминий был конкурентоспособным».

Я им говорил тогда: ребята, вы хоть что-то новое в технологии сделайте, в городе 50% газовых выбросов ваши. Причем та самая, страшная плавиковая кислота, о которой я вам уже говорил, но они ничего не сделали. Ничего! Собственников ЗАлКа нельзя сравнивать с собственниками «Днепроспецстали», с собственниками Коксохимического завода и даже Ферросплавного.

И знаете, хотя мне жаль, что люди лишились работы, но конкретно по Алюминиевому заводу, скажу честно, мне не жаль, что он закрылся, я даже, отчасти, рад. Там при производстве вырабатывались чистейшие канцерогены, оттуда людей после нескольких лет работы надо было сразу везти в онкодиспансер.

Половина города дышала это плавиковой кислотой, вы раньше видели наши окна и стекла? Сейчас этого нет, потому что Алюминиевый не работает. А надо было, всего-то, машины производства вторичного алюминия не то чтобы уж сильно модернизировать, но хотя бы сделать их закрытыми, чтобы иметь возможность отправить на очистку вредные газы. Они же просто вылетали в окно, травили рабочих и полгорода.

Меня никогда бы не радовала перспектива закрытия завода, где собственники, хотя бы отчасти, уделяют внимание экологической составляющей, и такие заводы у нас есть.

На Коксохиме владельцы получили 650 000 тысяч евро бонуса по сокращению выбросов газа, согласно Киотского протокола. Что они сделали? Газ от коксовых батарей пустили назад на производство, поставили голландские печи дожига, и отапливают мастерские. Те ванны с бензолом, которые я наблюдал 10-15 лет назад, исчезли, сейчас в них растут индонезийские цветы. Я сам был в этом цеху и испытал шок, когда увидел поля цветов, которые растут и цветут на такой бензольной почве. Очень рекомендую всем поехать и посмотреть, уникальное и прекрасное зрелище.

Коксохимический завод сегодня флагман всех коксохимических производств в Украине по работе с экологией. Они просто молодцы! На фоне людей, которые не хотят и прячутся за тем, что, мол, если вы сегодня будете давить нас экологией, мы выведем вам сюда, под окна облсовета, людей на забастовки, всю ночную смену! И что вы с ними делать будете?

Это нам всем говорили реальные люди, которые работали на одном из наших заводов. Это был чистейший шантаж, но теперь эти люди уже не работают на этом заводе. Пришла новая молодая команда, которая все понимает, которая встречалась с руководством обладминистрации и областного совета, и эти люди подтвердили, что все мероприятия, записанные в нашем трехстороннем договоре и в программе, они выполнят до последнего пункта. А экологическую программу мы примем в марте месяце на ближайшей сессии.

Приходите на сессию в марте месяце, я вам дам утвержденную программу, в которой прописаны все мероприятия по всем десяти заводам, конкретно, со сроками и объемами, и даже с источниками финансирования. Рабочая группа во главе с облгосадминистрацией, управлением экологии, депутатами облсовета и институтами на сессии разработали ее в течение 2012 года, и совсем скоро она будет официально принята.

Не хочешь – заставим!

- Олег Михайлович, скажите мне честно: вы верите, что наш загрязненный на многие годы вперед город, может реально стать туристически привлекательным объектом?

- Конечно! Наша экология будет теперь только улучшаться. Более того, я вам, как профессиональный эколог, могу сказать, что это произойдет, максимум, через 10 лет. По-другому просто не может произойти. Если собственник завода по своему желанию не станет делать что-то для улучшения экологии, то его жизнь заставит.

Вы посмотрите на Европу, там все заводы работают, но там внедрены современные технологии, которые даже не предполагают вредных выбросов. У нас же древнейшие технологии, от которых страдают все! Мы дышим и травимся, собственники не могут продать продукцию по цене, которая позволит им конкурировать с западным производителем.

- Невостребованные заводы все равно, рано или поздно, закроются, вредные производства станут менее вредными, но сколько лет запорожцам ждать реального улучшения экологии, это же дело не одного года?

- Конечно, неконкурентоспособные заводы и производства, рано или поздно закроются и это правильно. Лично я думаю, что, например, производство чугуна на «Запорожстали», который уже не нужен в таком объеме, будет закрыто. Ведь покупка «Запорожстали» для владельцев, это объединение нескольких металлургических комплексов – донецких и прочих, уверен, они это тоже понимают.

Уверен, до 2020 года все наши экологические проблемы разрешатся. Уже сегодня, практически все наши производства, кроме выбросов по Балке средней, природе не вредят, все циклы закольцованы. В Днепр уже почти ничего не сливается.

На Коксохиме оборотный цикл, на Титано-магниевом комбинате тоже. А ведь еще два года назад даже часть канализационных стоков город сбрасывал в Днепр. Теперь этого больше нет! Предприятия, городские и областные власти все сделали, чтобы этот момент наступил, выделили деньги на центральные очистные сооружения №1 и 2, все стоки сейчас очищаются. Работа проведена и ведется огромная. Очень хочется, чтобы запорожцы больше об этом знали.

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 13-02-2013, 13:50
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх