Анатолий Кот: «Кино и театр – две разные формы существования истины»

Сегодня гостем Информационного портала «Паноптикон» стал «специалист по злодеям», российский и белорусский актер кино и театра Анатолий Кот.

В кино актер приобрел популярность благодаря роли князя Владимира Друцкого в исторической ленте «Анастасия Слуцкая» (2003), которая была высоко оценена на различных кинофестивалях, за нее у Анатолия Кота много престижных наград. В России и Украине актер стал известен благодаря роли подполковника Шкалина в сериале «Солдаты», фильмам «Хозяйка тайги. Сезон охоты», «Морские дьяволы. Смерч 2», «Маргоша».

После съемок в роли генерала в фильме «Жыве Беларусь!» Анатолий Кот попал в список запрещенных в Беларуси актеров.

Также актер известен, как первый муж Юлии Высоцкой, впрочем, он не любит говорить на эту тему.

«Народный формат» на «Бригантине» был всегда

- Вы давний друг «Бригантины». Как вам новый, народный формат кинофеста, когда звезды большого кино выступают в маленьких городах, селах, и даже совсем маленьких поселках?

- Впервые я приехал на «Бригантину» 10 лет назад, в 2003 году, уже своеобразный юбилей. А вы, наверное, первый раз?

- Да.

- Тогда я вам скажу: эта идея дорогого стоит, но, уверяю вас, народный формат «Бригантины» совсем не нововведение, так было всегда.  

А для актеров самое главное – встречи со зрителями, и именно в этом прелесть «Бригантины». И не важно, где они проходят: в маленьких поселках или в солидных столичных клубах.

- Неужели  при таком насыщенном графике, вы 10 лет находите «окно» только для того, чтобы пообщаться со зрителями из украинской глубинки?

- Не только. 10 лет назад благодаря «Бригантине» я познакомился с прекрасными людьми, которые живут на этой земле. Теперь они стали для меня друзьями, а друзьям сложно отказать, поэтому я ищу «окна» в своем графике, подстраиваю все так, чтобы выкроить хотя бы пару дней и повидаться с ними.

К тому же я знал, что в этом году здесь будут мои коллеги из Белоруссии, например, Галина Богушевская, с которой мы много работали вместе, но в обычной жизни встречаться часто не получается, а здесь на фестивале возможно все. Для меня такие встречи – это кайф, это радость.

«У меня хорошо получаются злодеи»

- Какой фильм с вашим участием украинский зритель увидит в ближайшее время?

- Есть такая компания «Пирамида», сейчас она снимает 16-серийный телефильм, рабочее название которого «Курсанты». Это история, события которой разворачиваются в 1941 году, когда начинается война. Главные герои – молодые ребята, которые хотели поступать в училище. Картина об их первой любви, о первых днях войны, о том, как они сохраняли человеческие отношения в сложнейших условиях, как погибали. И что особенно приятно, у моего героя там, наконец-то, положительный образ. Я играю там военного политрука артиллерийского училища.

- Вас, видимо, огорчает, что в кино вам, в основном, предлагают негативные образы?

- Ничего не поделаешь, я родился с таким характерным лицом. Мне часто задают этот вопрос, и я придумал на него ответ-кальку: значит, у меня это хорошо получается! А если получается, почему нет?

- Известность вам принес телесериал «Солдаты». Кажется, снимают уже 17-й сезон. У вас не было желания обратиться к сценаристам, чтобы вашего героя если не убили, то погрузили бы в кому и отправили бы куда-то на долгое время?

- Нет, такого желания не было. Этот фильм принес мне популярность, его любит зритель, глупо плевать в колодец.

На самом деле съемки этого сезона закончились еще два года назад, и только теперь его показали на Украине, а в России, по-моему, еще даже не показывали. Но я абсолютно не знаю это финал или будет продолжение, это надо спрашивать не у меня, а у продюсеров.

Я уже давно не огорчаюсь, когда мне предлагают роли злодеев. Главное, что мне предлагают работу по профессии, а не разгружать вагоны и не ямы копать. Съемки в сериалах в том числе – это моя работа, и я счастлив, что она у меня есть. А то, что иногда у актера есть возможность выбирать роль или сценарий, а иногда нет – это уже другой вопрос. К сожалению, чаще всего выбирать не приходится.

«Я ни с кем не спал ради ролей»

- Успешные актеры признаются: чтобы постоянно сниматься, нужно «быть в обойме», но попасть в эту обойму очень сложно, а если ты, грубо говоря «лимита», это вообще архисложно. А ведь вы не то, что не из Москвы или Питера, вы даже не из России. Как вам удалось попасть «в обойму»?

- У Бога надо спрашивать, наверное, везет. Но, конечно, в нашей профессии огромное значение имеет случайность и везение. И все это помимо того, что ты умеешь делать хорошо, допустим, даже очень хорошо. Но у кого-то сегодня так сложились звезды, что ему предложили именно ту роль, которую он смог сыграть, сыграл хорошо, фильм заметили, стали приглашать, а кого-то – нет. Все это он, Случай!

- Благодаря кому лично вы состоялись, как успешный актер?

- Маме с папой!

- А если не лукавить?

- Послушайте, если вы намекаете на путь через постель, то я мальчик, мне труднее таким образом добиваться целей.

- Я совсем не это имела в виду, думала, вы назовете имя какого-то известного или не известного режиссера, продюсера, сценариста, актера, педагога, но раз вы сами настаиваете, вы правда думаете, что барышням в этом смысле легче?

- Еще сложнее!!! Хотя, смотря у кого какие принципы. Лично я ни с кем не спал ради ролей. Никто никогда мне не помогал. Я просто уперто шел на очередной кастинг, где-то прошел, где-то нет. Пока везет.

- К сожалению, молодая поросль сегодня уверена, что путь на вершину не только актерской профессии, а вообще вверх, сейчас лежит только через кровать, и, возможно, ваш пример поможет кому-то уверовать, что это не так?

- Наверняка такой путь есть, это не секрет, но я просто приходил на кастинги, честно проходил пробы, никто за меня не хлопотал. Постель – путь тупиковый, ну похлопотали за тебя, но если ты изначально бездарен – в кадре же все видно.

«В детстве я мечтал стать космонавтом»

- В вашей биографии, выложенной в интернете, написано, что в детстве вы были тихим троечником. А кем мечтали стать?

- Космонавтом, как, наверное, все дети в то время, а еще клоуном.

- Да, с клоуном точно не сложилось, не ваше амплуа.

- С космонавтом, тоже, знаете ли, не очень получилось.

- В юности вы работали на радио, причем успешно, сейчас, я так понимаю, времени на это нет?

- Увы, но я много озвучиваю, например, документалки и фильмы для Первого канала, мультфильмы, иногда на дубляж иностранных фильмов приглашают. Недавно Хичкока озвучивали. Телеканал «Россия-Культура» делал блок «Все фильмы Хочкока», и я удостоился чести, дублировал там пару фильмов. Это немного, очень отдаленно, похоже на радио, но с ним у меня все: это было давно, в 90-е, это было в Минске, и радио – это отдельная, очень хорошая страничка моей жизни.

- В СМИ прошла информация, что после фильма «Жыве Беларусь» вы на родине стали персоной нон грата и даже попали в список запрещенных в Беларуси актеров. Эта опала мешает вам приезжать домой?

- Было такое, в список попал. Из-за этого фильма мне даже отказали в съемках в государственной картине. Но домой к родным я пока езжу, слава богу, без проблем. Фильм в интернете есть, ничего там особо криминального или страшного нет, просто он о другой точке зрения на жизнь в Беларуси, это отличный от официального взгляд на определенные события и все.

«Мне проще не жрать, чем заниматься спортом»

- Есть сведения, что ради роли вам приходилось толстеть на 20 кг, потом худеть на столько же. Что тяжелее давалось? И на какие еще жертвы приходилось идти ради ролей в кино?

- Конечно, тяжелее худеть. Две недели ел одну запаренную гречку, без соли и масла, просто на воде. Ненавижу ее теперь! Но оно того стоило. Соответствие внешним данным роли – одна из составляющих моей профессии, и если того потребует роль – пойду на такие жертвы снова и даже на более радикальные.

На подвиг похудения меня толкнул режиссер Олег Фесенко. Дело было в прошлом году в Киеве, телекомпания «Стармедиа» снимала сериал «Бомба». Это фильм о создании первой атомной бомбы в Советском союзе, восемь серий, сейчас как раз заканчивается озвучка, скоро он выйдет, а тогда режиссер в приказном порядке сказал: «Похудеть!».

На тот момент я только закончил съемки в картине «День учителя», ради роли в которой целенаправленно позволял себе жрать все подряд. Вот и расплата – пришлось срочно худеть. На серьезные регулярные занятия спортом, к сожалению, времени у меня нет, иногда хожу в бассейн. Но я ленивый, мне проще не жрать. Досуг? Да, иногда он у меня есть: рыбалка, нарды…

«Кот коту не помешает»

- Говорят актеры очень ветреные люди, что с ними напрасно пытаться создать долговременные отношения, эта характеристика про вас?

- Хочется верить, что нет, и пока так и есть, и я делаю все, чтобы и дальше так было. Семья у меня есть, я очень дорожу ею, но обсуждать эту тему не буду.

- Многие актеры суеверны, а вы?

- Да, какие-то забобоны есть. Если падает сценарий – сразу сажусь сверху, если черный кот перебегает дорогу, я плюю через левое плечо и говорю: «Кот коту не помешает», не рассказываю о работе, которая не сделана или планируется. Хорошо, что я не все суеверия знаю, иначе ритуалов и запретов было бы больше.

- У вас очень глубокий, хорошо поставленный, многослойный голос. Это природный дар или есть педагог, которому вы этим обязаны?

- Конечно, в этом есть заслуга педагогов. На театральном факультете через дисциплину «Сценическая речь» проходят все, но и от природы у меня тоже хорошие речевые данные. Пришлось много заниматься, чтобы выработать литературный русский и белорусский, чтобы без акцента свободно работать на двух языках сразу. Этот опыт очень пригодился мне в Германии. Я там работал актером в театре, играл на немецком, у меня был дикий акцент, было сложно, но я упорно работал над собой.

В Германии мне очень нравилось, но я понимал, что для реализации всех моих амбиций и устремлений надо уезжать. Мне хотелось сниматься, а играть только бандитов из Восточного блока мне было не интересно. Чтобы расширить спектр своих возможностей я приехал в Россию и нашел то, что искал.

«Родителям удалось вырастить из нас Людей»

- У вас творческая семья?

- Два старших брата у меня кадровые военные, они уже на пенсии. Младшая сестра тоже актриса, работает в Минске в кукольном театре, а старшая сестра иконописец. Родители мои с творчеством никак не связаны, так что анекдоты на тему: было у отца три сына, все военные, а один артист – это про нашу семью.

Поначалу родственники к моему выбору профессии относились не серьезно. Их можно понять, в советское время военный – это было солидно, это статус и уважение, а актер – это как-то непонятно.

Но я очень благодарен родителям за то, что они оказались настолько мудры: не только не вмешались в мой выбор, а еще и способствовали его продвижению, дали мне возможность заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Это при том, что не очень-то одобряли.

Поначалу, в 90-е, это было не просто. Все развалилось, ничего не снималось, зарплата моя в театре составляла 20 долларов. Приходилось выживать, а родители только помогали, хотя могли бы упрекать, но не того воспитания люди, за что огромное им спасибо.

У меня замечательные родители. Вы не представляете, что такое поднять пятерых детей, всем дать образование, всех поставить на ноги. Это я, как отец, только сейчас до конца понимаю. При этом им удалось вырастить из нас всех людей с такими базовыми принципами, которые позволяют всем нам жить по совести.

«Гениально сыграть телефонный справочник»

- Если отбросить вопрос заработка, где бы вы с большим удовольствием работали: в кино или в театре?

- Мне лично кажется, и я никому не навязываю свое мнение, но уверен, что актера без театра быть не может, и это парадокс, потому что, в принципе, это два разных вида искусства, я бы сказал, что это две разные формы существования истины в одной профессии.

Не открою Америку, если скажу, что кино из актеров выжимает сливки, которые нарабатываются в театре, причем, только в театре. Только в театре актер растет, расширяется, наполняется смыслом.

- Чьи пьесы вас более всего вдохновляют на работу в театре?

- Испоганить можно все, поэтому в современном театре главный – это все же режиссер, а не драматург, увы. Именно от того, как он решит пьесу, зависит успех спектакля, успех актерского состава, успех каждого актера в отдельности.

Если у режиссера есть талант, можно, как говорил Станиславский: «Гениально сыграть телефонную книгу». Конечно, я ценю благодатный классический и современный драматургический материал, но знаю, как легко его можно испортить.

- Семья для вас источник вдохновения или поле, которое вы неустанно возделываете?

- Это перетекающие сосуды. Мне кажется не гармонично, если превалирует что-то одно. Мне хочется, чтобы та гармония, которая есть у нас сейчас, оставалась с нами как можно дольше. Этого тяжело добиться, но никто не обещал, что будет легко.

Илона Наныкина
Добавлено: 24-06-2013, 12:35
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх