Евгений Паперный: «Свое кино есть только у сверхдержав»

Евгений Васильевич Паперный – актер театра и кино, давно полюбившийся зрителям России и Украины за гениальное озвучивание замечательных советских мультфильмов. Он подарил свой голос Валету из «Алисы в стране чуде» и «Алисы в Зазеркалье», доктору Ливси из «Острова сокровищ», Лому – помощнику капитана в «Капитане Врунгеле», где озвучил еще три персонажа, впрочем, как и в «Айболите» и многих других старых добрых мультиках.

В последнее время играет не много, в основном эпизодические роли, но зато в культовых сериалах, например, «Мухтар», «Доярка из Хацапетовки», «Сваты», «Костоправ». Но зато сейчас работает в антрепризных театрах, участвует в телешоу «Золотой гусь» и других.

Заслуженный артист Украинской ССР, Народный артист Украины.

Был мужем актрисы Ольги Сумской, от этого брака у них дочь Антонина Паперная.

- Который раз вы участвуете в кинофестивале «Бригантина»?

- Если не ошибаюсь, это уже десятый. Почему бы не приехать к Азовскому морю? Кто-то любит море Черное, а мне нравится здесь. К тому же программа фестиваля интересная – каждый день встречи с прекрасными талантливыми людьми. Приезжают все новые и новые участники из России, Беларуси, Украины, Казахстана… Собралась такая компания – это же целая неделя отдушины, просто сказка. Очень хорошие условия, плюс не только работа, но и отдых. Хочешь в бассейн? Пожалуйста! Хочешь в море? Нет проблем!

«Паперный играет роль продюсера»

- Вы везде появляетесь с четырьмя прекрасными барышнями, кто они?

- Это вокальный коллектив «Стожары», который я создал пять лет назад. Репертуар девушки выбирают сами, моя задача оплатить запись, костюмы и возить девушек на выступления.

Как нашли друг друга? Главная среди девушек Наташа Коваль, она, так сказать, бригадир. Мы с ней снимались в многосерийном украинском фильме «За пороги», кстати, про вашу Хортицу. В этом кино я играю генерала милиции по фамилии Заломай, и работаю на коррупцию.

История начинается с того, что ваши городские олигархи начинают делить Хортицу под себя. Когда правда дошла до народа, поднялась буря гнева, о чем сообщили в правительство и дележ остановили. На основе этих событий Дмитрий Веретенников написал роман «За пороги», по нему написал сценарий, а уже по сценарию снят 10-серийный фильм. В фильме перекликается история острова и нынешнее время – казаки и современники. В том ключе, что предки все это взрастили и прославили на века, а пришли новые властители, которые ничего не делая, хотят поделить то, что им не принадлежит – в этом главная мысль фильма.

А Наташа играла главную героиню – возлюбленную лесничего, того, который охранял заповедник. И мы с ним сражались за остров – он со стороны справедливости, а я со стороны олигархии. Но не только за остров, но и за главную героиню. В итоге, олигарх берет ее себе в жены. Там даже есть эпизод, когда я героиню силой, в наручниках, привожу ему в особняк. В фильме мы с Наташей жуткие враги, а в жизни получилось иначе. На съемках раззнакомились, подружились, дружба стала крепкой, а как иначе? Наташа очень красивый человек.

До «Стожар» она работала в коллективе «Славия», там тоже было четыре девушки, но «Славия» развалилась, и она предложила мне сделать свой коллектив. Я согласился. К тому же она сказала, что у нее есть хорошие молодые девчонки – от 21 до 25 лет. Наташе – самой старшей – 28 лет. Сказала, что есть данные, харизма, репертуар, но нет денег. Я посмотрел и сказал: «Я плачу».

- У вас уже есть гастроли?

- Пока нет, но сейчас я собираюсь всерьез этим заняться. Пока мы, в основном, работаем на корпоративах, юбилеях, свадьбах.

- Почему так тяжело идет завоевание украинского музыкального олимпа?

- Хотя у меня, в придачу к актерскому, есть и музыкальное образование, и я знаю, что и как надо делать, и в данном конкретном случае взял на себя  роль продюсера, но на самом деле я – артист и хорошо понимаю это. К тому же необходимо свободное время, чтобы заниматься конкретно этим проектом, а у меня своя работа – театр, телевидение, кино. Я просто не успеваю.

Именно поэтому, пока мы не ставим задачу снимать клипы, участвовать в популярных ротациях, но сейчас я стою на позициях, что потихоньку найду время и займусь этим делом всерьез.

«На съемках украинцам достаются ошметки»

- Мы раньше довольно часто видели вас на экране, сейчас, увы, не так часто. В чем причина? Работы стало меньше или просто фильмы и передачи с вами не доходят до украинского зрителя?

- Работы, однозначно, стало меньше и я не знаю, чем это объяснить. Возможно, роль играет возрастной ценз, или срабатывает то, что у нас нет нашего национального кинематографа. Раньше студия «Довженко» снимала до 10 фильмов в год. А сейчас? Все съемочные площадки в основном оккупированы Россией, а кто платит, тот и заказывает музыку. Они снимают кино здесь у нас, но приглашают своих артистов, а нам остаются ошметки – второстепенные, третьестепенные роли и эпизоды, но это так, чтобы лишнее не тащить из дома, и попусту не тратиться.

Взять тот же сериал «Мухтар»: основные герои – москвичи, и только в эпизодах украинцы. Обидно.

«В моей актерской жизни сейчас застой»

- А вы не пробовали не ждать предложений здесь, а как большинство украинских актеров делает – проходить кастинги в Москве?

- Я человек гордый. Даже в советские времена, когда много кино снималось и коллеги ходили по киностудиям, мол, здрасьте, ну что? Вы меня помните? Я никогда не ходил, не мог, гордость не давала. Ждал, чтобы сами позвали. Тогда звали, а сейчас зовут редко, хотя в московской  картотеке артистов кино я заявлен и иногда снимаюсь. Только что вернулся, снялся в большом эпизоде – играл мафиози в фильме «Мышеловка». Говорят, будет продолжение.

Но откровенно скажу, в моей актерской жизни сейчас застой. У меня закончились все антрепризы. Было пять спектаклей у Романа Виктюка, где я играл с Адой Роговцевой. Меня даже позвали в свою антрепризу актеры театра им. Ивана Франка – Бенюк и Хостикоев. Я работал у них в двух спектаклях, это при том, что я русскоязычный, но вызубрил роли на украинском. Журналисты после премьеры сказали: «Паперный лучше украинцев разговаривает на украинском». Но это все отыгралось, а нового пока ничего нет. Жаль. Но я жду предложений.

«Дочь в «Щуку» прослушивал «Мессинг»

- Ваша дочь тоже решила стать актрисой. Вы рады этому или нет?

- Там целая история. После школы она прошла пробы в Москве, ее взяли в фильм,  прослушали в Щукинском училище – и тоже взяли! Но бабушки-дедушки накрутили ребенка, мол, развратный город, наркомания, проституция, бандитизм, отпускать туда ребенка нельзя. Она вернулась в Киев, четыре года проучилась в Печерской Лавре в Академии руководящих кадров культуры, это то учебное заведение, где готовят функционеров и министров культуры. Они там проходят хорошую школу, учат достойно, все хорошо было, но вдруг она заявляет: «Я хочу ехать в «Щуку!»

Я сказал: «Хорошо, но на  этот раз без меня!». Потому что в первый раз я ее лично повез, причем привез к своему сокурснику, который набирал актерский курс. А слушал ее сам Владимир Этуш – мой педагог и бывший ректор, ее слушал Князев – нынешний ректор. Князева вы могли видеть в роли Вольфа Мессинга в одноименном сериале, и Поглазов, мой бывший однокурсник, который и набирал курс. Три человека! Каких человека! Пока они ее слушали, я пошел в кафе, прихожу, они сидят, перед ними бланк и написано: №1, фамилия Паперная  – зачислена. Они говорят, мы послушали, уверены, что она пройдет все туры, и это нужно для формальности, но уже зачислена, потому что молодец. И представляете, ничего не вышло?! Это был 2008 год. А два года назад поехала сама.

- А что же дедушки-бабушки?

- Дедушка умер, а от бабушки отбилась. Приехала – 800 человек на место, но поступила, сама, я сказал, что теперь я – пас. Но не отговаривал, зачем? Ей тогда был 21 год, она взрослая баба, сама соображать должна.

«Не берите детей за кулисы»

- А старшая дочь почему не захотела идти по вашим стопам?

- Я ее от театра отвадил сразу. Как? Не брал в театр! Почему дети артистов тоже становятся артистами? Потому что они с детства крутятся за кулисами, в гримерках… Если не хотите детям актерской судьбы – этого нельзя делать! Я старшей сказал: «Театр – табу!».

В результате, она закончила экономический факультет Института народного хозяйства, в совершенстве знает английский язык. Работает с иностранными фирмами в сфере технического перевода и компьютерных технологий – и в шоколаде. Купила в Киеве две квартиры в элитном районе Липки и на Печерской. Развелась. Зачем ей муж, она сама все может? Воспитывает дочь 10 лет, а ей самой уже 40. Когда она родилась, я был студентом. Ранний папа, мне тогда было 19 лет. Надеюсь, внучка тоже не пойдет по моим стопам – не дай бог. Тяжелый крест.

- Время внучке уделяете?

- Очень редко, на День рожденья, 8 марта, мамин День рожденья, День ребенка, только по праздникам. Но у меня же еще есть внуки. В третьем браке у меня есть пасынок, который мне как сын. Ему уже 30 лет и 20 лет он со мной и у него двое детей – дочь и сын. Живем мы рядом, они у нас часто бывают, как минимум раз в неделю, так что детским вниманием я не обделен.

«Актеры по блату»

- Складывается впечатление, что в Украине молодые таланты из области кино и театра никому не нужны. Что бы вы могли им посоветовать, чтобы они могли реализоваться в профессии?

- Когда я после института пришел в театр, у нас было принято наставничество, хотя оно тогда оно было принято во многих сферах, в том числе и на производстве. На худсовете хорошим актерам с опытом работы распределили молодых артистов. Выходят они после этого худсовета, а мне Александр Герасимович говорит: «Женька, я тебя выбрал». «Почему меня?», - спрашиваю, а он мне: «Талантам надо помогать, бездарность сама прорвется». Так оно сегодня и вышло – бездарность прорывается любыми путями.

Почему лимитчики в Киеве опережают киевлян по всем параметрам? Потому что киевляне сытые, а этим, что из села приехали,  чтобы здесь состояться очень много что нужно. Они зубами вгрызаются, чтобы остаться в Киеве. А те, кто с детства в солидоле, им ничем не поможешь. И все же добрые люди помогают. Но, как им объяснить, что не надо? Разве можно на актерский факультет брать по блату?

- Так ведь берут!

- Еще как! И если бы только в актеры. Сейчас обучение платное, родители платят. Я всегда спрашиваю: ну вот платите вы и что?! Дальше-то что? Я сам выпустил курс у Поплавского и зарекся, сказал: все! Хватит! Набирают на дикторов и ведущих 40 человек! Спрашиваю: «Куда их потом? Где они работать будут? Это же 40 человек!? И так каждый год!».

Мне отвечают: «Пусть едут в свои регионы». Ага! Сейчас они поедут из столицы домой! «Так ты их сокращай», - говорят мне. А зачем мне это надо? Вы бабло за учебу от них получили, по карманам рассовали, а Женя сокращай? Вот вам, следите за рукой.

«Гении украинского кино говорят моим голосом»

- Вы гениально озвучили множество мультфильмов, сейчас что-то такое делаете?

- Нету сейчас в Украине мультиков, и я не в первый раз сокрушаюсь по этому поводу в интервью. Денег на это нет, студия распалась-развалилась. На это большое дело дают какие-то крохи.

Раньше был Советский союз, заказы делало Госкино. К нам в Киев приезжали из Москвы. Помню, как я с Зиновием Гердтом озвучивал «Приключения капитана Врунгеля», а с Джигарханяном и Фарадой «Остров сокровищ», а «Доктор Айболит»? Как было здорово! Все они сюда приезжали, и мы были на первом месте!

В Светском союзе Научпоп (студия научно-популярных фильмов в Киеве), всегда конкурировала с Союзмультфильмом в Москве. Это были два врага-конкурента, но мы давали им такого фору! Причем, как по мультипликации, так и по фильмам. А сейчас заходишь – разруха. Ходишь по коридорам, все покрыто плесенью.

Иногда предлагают озвучить американские мультфильмы, но я же русскоязычный человек. Когда все было на русском, я из мультателье не вылезал, это был мой второй дом. В театре репетиция с 11 до 14:30, а в 15:00 я уже на студии – до шести вечера, а в полседьмого – на спектакле. И так каждый день. Причем на Научпопе мультфильмы, а на «Довженко» дубляж – дублировал украинских актеров, даже выдающихся. Госкино требовало чистых голосов, без украинского говора. Переозвучивал Гаврилюка, Ступку, Костя Петровича Степанкова, Миколайчука, Брандукова – во многих фильмах они говорят моим голосом.

В «Золотом гусе» даже шутка есть: Производственное совещание провели? А теперь Быстряков голосом Паперного спросит, когда зарплата?

«Расскажите анекдот»

- Анекдоты сами придумываете, кто-то вам на передачу пишет или берете готовые?

- Как можно столько анекдотов придумать? Мы их сами ищем! Два дня съемок, на которых пишется четыре программы на целый месяц. Мы за эти съемки рассказываем минимум 200 анекдотов, каждый. У меня те, которые я на ближайшей записи расскажу, уже лежат отпечатанные.

Анекдоты ищем везде: по друзьям, по гостям, в интернете, в газетах, журналах, брошюрах, журнале «Крокодил». По народу не ходим, мы же не ходоки.

Представляю себе эту картину: ходят такие акыны по квартирам и просят: «Расскажите анекдот?». Да, в конце многих журналов и газет сейчас печатают анекдоты. Мне уже жена помогает. Например, листает «Теленеделю», страничку с анекдотами вырезает и мне, а я отмечаю понравившееся, потом она набирает их мне в компьютере и загоняет в электронную книгу. За 16 лет существования передачи «Золотой гусь», каждый из нас рассказал десятки тысяч анекдотов. Представьте, если только я за одну программу рассказываю 200, а нас восемь человек, то уже 1000 анекдотов получается, но в эфир пойдет только четверть – все самое интересное.

- С кем из режиссеров, не важно, российских, украинских, мечтаете поработать?

- У нас есть такой Олег Бима, он много меня снимал на Укртелефильме. Есть Вова Онищенко, который сейчас снимает «Мухтара», с ними обоими с удовольствием бы поработал. Я бы с удовольствием снялся у Мащенко, но его уже нет. Поколение хороших украинских режиссеров уходит. А раз нет кино, то новые не рождаются, а ведь кино есть только у сверхдержав, жаль, что это уже не про нас.

Илона Наныкина
Добавлено: 6-07-2013, 01:49
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх