Лариса Неверова: «Театром нужно жить, а не работать в нем»

Сегодня гостем Информационного портала «Паноптикон» стала директор муниципального театра танца, балетмейстер, заслуженный работник культуры Лариса Неверова.

«Сколько себя помню – танцую!»

- Лариса Степановна, вы совсем недавно получили почетное звание «Заслуженный работник культуры». Как относитесь к награде, это аванс, признание былых заслуг или что-то еще?

 - Как любой человек, я хорошо отношусь к этому званию. Хочется верить, что это все же признание былых заслуг, хотя, если честно, я более творец, нежели руководитель. Но приятно, очень приятно.

- Простите за меркантильность, но это не просто звание и грамота? Есть еще хоть какие-то социальные бонусы, кроме морального удовлетворения?

- Да, конечно! Звание, что особенно радует, означает гарантированную прибавку к зарплате и к пенсии.

- Сколько лет вы руководите Муниципальным театром танца?

- Театром танца руковожу с 2007 года, а танцую с самого детства. Сколько себя помню – танцую!

Искусство – это постоянное преодоление

- Как вы оцениваете уровень своего театра? Он нормальный для провинции или хорош в принципе?

- Всегда есть, куда расти. И главное, мы хотим и будем расти. Искусство танца – это же постоянный рост, это постоянное преодоление и доказывание себе и всем вокруг, что мы способны на лучшее, на новое.

Я вижу, что с 2007 года муниципальный театр танца изменился, раньше были просто концерты, а сейчас у нас настоящие хореографические спектакли.

За эти годы у нас появилась своя публика, которая любит наши спектакли, регулярно ходит на них, способна оценить наше творчество. У нас есть организации, которые с нами постоянно сотрудничают. Кроме того, мы обслуживаем все городские мероприятия, что составляет довольно большой пласт работы.

Мифология танца

- Видела ваших «Скифов». Впечатлило. Особенно огромный этнический багаж, который проступал за всем танцевальным действом. Где вы успели наработать так много фольклорности?

- Это совместный труд большого коллектива и абсолютно авторская работа  талантливых, творческих людей: режиссера, заслуженного деятеля искусств Игоря  Бориса,  композитора  Дмитрия  Савенко  и молодых начинающих балетмейстеров. У нас даже костюмы авторские!

- А о своих заслугах вы скромно умалчиваете? Но ведь выразить в танце символику эпохи, пластику, патетику не так-то просто.

- Когда есть настолько хорошая музыка и настолько хорошая режиссура, можно создать любую хореографию. В этом спектакле мы показали разные направления – есть и контемп, и классика, и афро-джаз…  По задумке режиссёра, связующим звеном между мифом и реальностью были молодые вокалисты. Но, несмотря на сложность темы, нам удалось выдержать тематику именно мифа, сказки, из-за чего «Скифов» с удовольствием смотрят и взрослые, и дети.

Городские зрелища

- Как вы считаете, то, что вы именно муниципальный театр – это плюс или минус?

- Я уверена, что это большой плюс. Во-первых, это означает стабильную работу и стабильную зарплату всего коллектива, да и у города есть гарантия, что любой городской праздник состоится.

- Это понятно, а вот с творческой свободой муниципальная принадлежность никак не связана? Ведь наверняка есть какая-то рутинная обязаловка?

- Конечно, у нас есть постоянные городские мероприятия, о которых мы всегда знаем заранее – они проходят каждый год, у нас есть план и норма концертов. Все абсолютно стандартно, как у любого государственного театра.

Танец – самый универсальный язык на Земле

- Вы как-то в интервью обмолвились, что считаете Запорожье культурным городом с большими культурными традициями, и здесь я никак не могу с вами согласиться, особенно в контексте танца. Ведь, чтобы воспринимать балет, театр, оперу, нужно приобщаться к этому с детства, а в Запорожье подрастает не первое поколение детей, у которых даже потребности в этом нет. Где же вы берете свою многочисленную, по вашим словам, публику?

- Танец является самым универсальным и простым языком на свете! Даже если люди не говорят на одном языке, танец они всегда поймут. Танец, однозначно, более доступен, чем театр или опера, где понимание языка, или, как минимум темы, обязательно!

Конечно, публику надо взращивать. Ребенок должен с детства ходить с родителями на спектакли, участвовать в обсуждении, понимать, что это развивает, развлекает, совершенствует человека.

Мы это понимаем, поэтому сотрудничаем со школами Запорожья. К нам часто приходят целыми классами. Причем бывает такое, что на спектакле сидят все возрастные категории, и всем все нравится. Я связываю это и с тем, что у нас есть собственный духовой оркестр, это позволяет делать уникальные программы, интересные и пожилым, и зрелым, и совсем юным.  

Знатоки знают, как это важно и интересно. Правда, мало кто задумывается, насколько это дорогое удовольствие. Но это отдельная тема.

В нашем репертуаре есть спектакль «Бабий яр». Его смотрели и дети, и взрослые, сказать, что его просто поняли – мало, все выходили и плакали. Мы там использовали многие выразительные средства, в том числе и документальные кадры…

Все детские спектакли у нас проходят на «ура!»

- Мне всегда был непонятен феномен, как красивые, утонченные женщины берутся за такие больные темы: война, кровь, убийства, предательство. Что двигало вами при выборе темы постановки?

- Тема, да, согласна, не женственная, но скорее общечеловеческая, где пол уже не важен. Сделать «Бабий яр» я давно мечтала, еще когда заканчивала институт: моя дипломная работа была тоже на эту тему. Конечно, это было не совсем то, всего 12 минут, подготовленная аудитория, молодость. Но, было много прочитано на эту тему, собрано материала, накоплено опыта и тема жгла меня изнутри несколько лет.

Мне кажется, у нас получилось. Может быть не настолько профессионально, как бы мне этого хотелось. Если бы это зависело от меня одной, я бы более интересно оформила сцену, но, как всегда, средств было не много и пришлось втискиваться в смету. Первые костюмы к спектаклю вообще были на подборе. Потом театр немного заработал, и мы пошили костюмы.

Сейчас у нас тоже идут очень хорошие спектакли, особенно детские, которые проходят на «ура!». Больше всего дети любят наши «Цветик-семицветик», «Приключения Аладдина», и самую последнюю постановку «Русалочка» - она, без преувеличения, просто шикарная. Есть у нас и классика, например, «Лісова пісня». Прелесть этих спектаклей еще и в том, что они мобильны, их можно показать и на профессиональной сцене, и на школьной, что мы и делаем довольно часто.

Я считаю, что театр развивается, старается идти в ногу со временем. Я часто спрашиваю у детей, у молодежи, что они хотят видеть и воплотить на сцене, какие темы их волнуют, что бы их удивило…

Но, конечно, не забываем и об обязательных темах, всеобщих для страны. Например, сейчас уже готовим спектакль к 200-летию Тараса Григорьевича Шевченко.

Балет «Ленин в октябре» - это смешно

- Не представляю, как можно охватить такую тему за стандартные 1,5-2 часа сценического времени. Не боитесь скатиться в острую сатиру типа балета «Ленин в октябре» в лучших советских традициях?

- Да, тема сложная, как всегда бывает с иконами, особенно с национальными иконами. А балет «Ленин в октябре» - это было бы смешно! Но здесь мы пошли неординарным путем, было предложено очень много нестандартных решений, например, театрализировать «Сон», но мы ушли от этого.

Мало кто знает: Шевченко был известен и популярен среди современников, прежде всего, не как писатель или поэт, а как художник – модный портретист. В этом ключе и мы будем ставить спектакль. Зрители смогут оценить плоды наших трудов уже в марте месяце грядущего года.

Мулен руж на Ивана Купала

- Вы неоднократно высказывали желание сделать в Запорожье что-то наподобие парижского «Мулен руж», но возможно ли это у нас?

- Конечно, хотелось бы, но я понимаю, что пока это только мечты. В городе с каждым годом все больше и больше туристов. Думаю, наша Хортица, казаки, удивительная история со временем привлекут их еще больше. Хотелось бы туристов удивлять! Хочется здание с амфитеатром, наподобие греческого театра, чтобы ставить что-то похожее на греческие мистерии под открытым небом. Обидно, что так мало делается для еще большей туристической привлекательности Запорожья, ведь город-то у нас культурный!

Театр Магара уже несколько лет пробует себя в формате спектаклей под открытым небом, иногда успешно, но мне интересен несколько другой взгляд на такие действа. Мы тоже сейчас планируем спектакль под открытым небом в Вознесеновском парке на Ивана Купала. Но хочется не просто так, кого-то неудачно копируя, а с учетом современных реалий, с лазерным шоу, с хорошим звуком, светом, чтобы это было большое современное зрелище. Несмотря на то, что «фольклор» - тема хорошая, вечная и снова модная, современные тенденции открытых шоу нужно учитывать.

За репетиции на сцене нужно платить отдельно

- И вы уверены, что Запорожский муниципалитет «потянет» такую финансовую ношу?

- Это от очень многих факторов зависит. Понятно, что все упирается в финансы, но это не невозможно, мы даже смету составили. Я прекрасно понимаю, что кризис, как говорится, не до мистерий, но это не значит, что мы не должны мечтать и хотеть большего.

Так хочется своего помещения. Потому что кроме ежемесячной аренды, для того, чтобы сыграть на сцене, нужно платить отдельно.

Не скажу, что все прямо так уж дорого, нас очень выручают детские спектакли, и честно говоря, жаловаться нет причин, у нас все в норме! Но ведь всегда хочется большего.

Мы связываем большие надежды с новым собственником, потому что пока в нашем ДК меняются только имена собственников, а хозяина у дворца им. Кирова нет. Здание старое, коммуникации старые. Минувшей зимой дворец не отапливался, а у нас были детские Новогодние спектакли!

Намного выгоднее продать свой спектакль в любой  ДК, где нет своих коллективов. Но скажу честно, привыкаешь к своей сцене, адаптируешься к ней, к залу, к расположению зрителей, ко всему.  Дворец Кирова стал нам домом, да и идти нам некуда. А с дворцами культуры сейчас во всем городе сложности, заводы отказываются от них, в ДК Металлургов тоже слышала у коллективов проблемы. И это несмотря на указ Президента, чтобы все культурные и спортивные здания перепрофилировали под нужды детей, но…

Лично мне бы хотелось, чтобы наш ДК под свою опеку взял город – т.е. муниципалитет, потому что дворец Кирова – это уникальное архитектурное сооружение, это первый дворец культуры Запорожья, это наша живая история, это наша гордость. Нужно обязательно сохранить это здание, как культурный центр, обязательно!

Зарабатывать на гастролях не получается

- Насколько у вас ваши личные потребности в творчестве расходятся с тем, что сегодня хочет видеть на сцене зритель? Насколько вы лично можете самореализоваться в творчестве?

- В принципе, могу и на 100%, но есть масса сложностей. Маленький пример: поехали мы на гастроли в Бердянск, нас там хорошо принимали, у нас там есть своей зритель, многие наши ребята там учатся. Наш основной зритель в этом городе – студенты, и этот зритель приходил на наши спектакли и хорошо приходил! Но потом подсчитали – транспорт, проживание, командировочные – мы оказались в минусах. Нам часто предлагают гастроли, но увы. Овчинка выделки не стоит, а у нас такие дорогие костюмы.

Хотя я очень хорошо понимаю, что ездить надо. Нельзя сидеть на одном месте! И в горсовете это понимают. Без помощи города мы бы не смогли поехать на театральный фестиваль в Чернигов в 2011 году, муниципалитет оплатил большую часть транспортных расходов. Город вообще много нам помогает, тут я не могу жаловаться. Самое главное, мы чувствуем, что город в нас заинтересован, мы нужны ему. Отзывы у представителей горисполкома о нас всегда хорошие, но даже люди далекие от театра понимают, как нам без своего помещения тяжело.

Танец на льду и в бассейне

- У вас прямо навязчивая идея – построить в Запорожье театр танца!

- Совершенно верно, я мечтаю о Театре танца, хотя понимаю, что на данном этапе это невозможно, но очень надеюсь, что это произойдет не через сто лет и мои мечты станут реальностью.

Кстати, во время пребывания в Париже, я посетила «Мулен Руж» и «Лидо», которые являются одной из визитных карточек города. Я получила истинное наслаждение от происходившего на сцене; тут тебе и бассейн, и лед, тут тебе нестандартная бутафория… Мы в состоянии делать подобные шоу, но…

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

- Ваше звание, естественно, вызвало резонанс среди городской культурной прослойки, кто-то с радостью воспринял ваше награждение, но конечно не все. Услышала, что вы получили звание, только благодаря своему родству с бывшим мэром Запорожья Евгением Карташовым.

- Мы никогда не были родственниками с Евгением Григорьевичем, но дружим давно, это правда. Дружим с тех пор, когда его дочь начала танцевать у меня в коллективе. Можно, конечно подумать, что он мог протежировать меня с награждением, но, надеюсь, я заслужила это звание.

Закулисные театральные игрища

- Также слышал мнение, что Татьяна Астафьева – хореограф театра Магара, которой тоже давно обещают звание, намного больше вас его заслуживает, но… Вас не обижает это сравнение?

- Насколько мне известно, Астафьева раньше меня получила звание «Заслуженная артистка», может еще одно планируется? Наверное, речь идет уже о звании «Народная артистка», но это точно не ко мне.

Мне вообще смешны намеки на конкуренцию между нами, потому что когда-то Таня тоже начинала у меня танцевать.

Самое главное - работать для души

- Любой руководитель считает свой коллектив самым лучшим, но как вы считаете: в нашем городе много профессиональных и действительно хороших танцевальных коллективов?

- Хорошие коллективы есть! Очень много у нас прекрасных танцоров, взять балет цирка, тот же балет в Магара. Конечно, многое зависит от каждой конкретной программы, но хорошо, что суть балета в театрах меняется. Взять тот же Магара. Если раньше балет там был исключительно подтанцовкой, то теперь танец все чаще становится ведущей темой в спектакле.

Два года назад мы делали в театре им. Магара спектакль «Таинство творения»  с режиссёром И. Борисом и композитором Д. Савенко, я была приглашенным балетмейстером. В спектакле очень сложная акробатика, но артисты балета справились с заданием хорошо,  можно сказать отлично справились.

- А у вас в Театре танца, какие зарплаты?

- Чистыми получается, наверное, как у всех бюджетников 1600 гривен, что, конечно, очень мало, особенно для мужчин. Но я спокойно отношусь к тому, что мои подчиненные подрабатывают. Понимаю, что надо как-то выживать. К тому же у меня в коллективе есть ребята, которые снимают квартиры. Плюс ко всему я же постоянно заставляю молодежь учиться, а это платно, сложно им, стараюсь помогать.

- Вы в удивительной физической форме. Есть какие-то секреты?

- Надо все время двигаться, по возможности находиться среди молодежи и не обращать внимания на болячки, травмы и плохое настроение. Есть слово «надо» - оно самое главное, но только тогда, когда работаешь для души. Вот и весь секрет.

- Про премьеру в марте спектакля о Т.Г. Шевченко вы мне уже сказали, а более ближние новинки будут?

- У нас очень много идей, жаль времени мало. Сейчас готовимся ко Дню города, к Новому году делаем «Дюймовочку», у нас под этот спектакль есть замечательная солистка. Плюс, постоянно меня радует наш композитор Дмитрий Савенко, он пишет новую музыку, под которую хочется танцевать.

Здесь главный постулат: «Театром нужно жить, а не работать в нем», тогда все получится. У нас собрался потрясающий коллектив, все мы фанаты танца, фанаты театра, единомышленники, дай нам бог воплотить в жизнь все наши мечты.

Беседовала Илона Ныныкина
Добавлено: 30-08-2013, 01:20
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх