Украинский обзор недели: почти партизанское противостояние

Минувшая неделя не внесла ясности в политическое противостояние в Украине. Ожидаемая многими сессия Верховной Рады показала, что до разрешения конфликта – еще очень долгий путь.

Могло бы быть…

Сессию ожидали. Но это ожидание было волнующим. Усиленно распространялись слухи о том, что будет введено чрезвычайное или военное положение. Мол, и подписи депутатов собираются, и военных наклоняют и т.п. В то же время, только сессия могла отменить скандальные законопроекты, или пойти еще дальше в выполнении требований Майдана – переформатировать большинство, сделать шаги к возврату парламентско-президентской республики.

Работа над ошибками

Власть пошла на уступки. Впрочем, скорее, это было исправление ошибок. Антидемократические законы не надо было принимать в это время. Никакой практической пользы они принести не могли. Когда идет война, абсолютно без разницы, сколько тебе дадут за правонарушение. Ведь тебя могут прибить и не по закону…

Во-вторых, Азаров подал в отставку. Если бы это было сделано в декабре, это разрядило обстановку. Но мы уже не раз говорили о том, что умение идти на компромиссы отнюдь не в чести.

Компромиссы

Оппозиция же вообще ни на какие компромиссы не пошла. И не потому что не хотела, а потому что собственных радикалов боится больше, чем властей. Надо признать очевидное: без боевых отрядов штурмовиков тройка лидеров из себя ничего не представляет.

Стороны не смогли договориться только по вопросу амнистии для участников беспорядков. Оппозиция настаивала на том, что освободить надо всех без условий, а акцию надо продолжать так, как она идет. Власть настаивала на том, что амнистия будет только при условии, что беспорядки будут закончены, здания освобождены, и акция вернется в мирное русло.

Не договорились. По простой причине. Оппозиция не контролирует своих радикалов. Ну, не может Кличко, Яценюк и Тягнибок прийти к руководству «Правого сектора» и сказать: уходите из занятых зданий, не надо бросать бутылки с зажигательной смесью в милицию и т.п. Взять на себя бремя власти, это завтра давать команду милиции бить своих вчерашних друзей. Все это неизбежно приведет к падению рейтинга кандидатов от оппозиции.

Заграничный ай-йа-йа-й

Прежде, чем идти на принципиальные договоренности с властью, оппозиции надо навести порядок в собственном доме. Этим они и занимаются. Так, из Вашингтона и Брюсселя уже неоднократно давали понять, что захват административных зданий, штурмы министерств и облгосадминистраций ничего общего с демократией не имеют. И если взятие под контроль региональных органов власти еще как-то можно объяснить желанием народа вернуть свое конституционное право, то захват министерств ничем объяснить нельзя. Это напоминает элементарный бандитизм, когда каждый берет то, что он хочет, и на что у него хватает силы. Поэтому и приходится «свободовцам», которые имеют хоть какие-нибудь боевые отряды, штурмом выбивать своих союзников из захваченных министерств. А что остается делать?

Понятно, что за редакцию закона об амнистии от власти оппозиционеры проголосовать не могли. Пикантность ситуации заключалась в том, что часть регионалов была готова проголосовать за редакцию от оппозиции. Это были люди олигархов, которым надоела украинская ситуация и постоянное давление западных лидеров.

Но тут решительность проявил сам Виктор Янукович. Он приехал в парламент, и убедил депутатов и их хозяев в том, что он еще в силе. Неизвестно, какие аргументы, кроме громкого голоса, Виктор Федорович положил на стол, но 232 голоса были обеспечены. Естественно, при помощи коммунистов, на которых без смеха и слез смотреть уже невозможно. Тактическую битву Янукович снова выиграл, уломав олигархов.

Грациозность слона

Оппозиция очень рассчитывает на помощь западных политиков. Там однозначно заняли сторону ее поддержки. Виктора Януковича пытается защищать только Россия, но, как обычно, делает это весьма неуклюже. И не потому что не хочет, а потому что сама давно уже превратилась в мировое пугало.

Впрочем, и украинские политики делают очень многое, чтобы выглядеть не лучшим образом. Взять хотя бы недавний визит министра иностранных дел Кожары в Мюнхен на конференцию по безопасности. Отвечая на вопрос об освободившемся активисте Булатове, Министр сделал самое глупое, что мог – начал врать, мол, отделался только царапиной. И это на фоне кадров, облетевших весь мир, где предстает изувеченный активист. Спрашивается, зачем отрицать очевидное?

Вместо того, чтобы повести дискуссию насчет того, что это вполне могла быть провокация оппозиции, а в это, кстати, вполне могли поверить, пусть и не все, но могли, Кожара начал говорить о том, что ничего не было. Больше всего на свете люди не любят, когда из них делают дураков. Именно это и пытался сделать украинский глава МИД со своими коллегами… Кто ж ему будет верить в более серьезных вопросах, когда он так прокалывается в мелочах?

Сами себе враги

Впрочем, весьма похоже, что конфликт все больше и больше выходит за рамки политического. На первый план выходит физическая сила. Ожидания оппозиционеров о том, что милиция перейдет на их сторону, не оправдались. И не только потому, что там им хорошо платят, или они очень любят Партию регионов. Проблема в другом – агрессивные действия оппозиционных радикалов разбудили в силовиках чувство ненависти. Если в начале конфликта было элементарное непонимание, то после двух месяцев боевого и психологического противостояния, сегодня ключевую роль играет чувство личной ненависти.

Очень тяжело сохранить холодную голову, когда в тебя швыряют бутылки с зажигающей смесью, режут ножами в контратаках, колют пиками. Когда в больницы попадают десятки и сотни твоих товарищей. Когда твоих родных, матерей, жен и детей, вовсю прессингуют в родных городах… Обратной дороги уже нет. Милиция не перейдет на сторону протестующих, и это надо понимать. Вины за собой милиционеры не чувствуют. Скорее наоборот — ощущают себя героями, которые противостоят «фашистам-бунтовщикам». Так же, впрочем, как и митингующие, которые воюют с режимом и «зверями» из «Беркута».

Новообразование

А чтобы укрепить свой силовой вектор, Партия регионов приняла на минувшей неделе два важных решения – увеличить численный состав силовых подразделений, и создать общественную организацию «Народный фронт». Оба этих мероприятия предназначены для легализации «титушек». Кроме того, создание «Народного фронта» - этакой слегка военизированной организации – служит адекватным ответом на создание дружин и отрядов самообороны уже созданных украинской оппозицией…

Те, кто увлекается историей, легко может увидеть массу общих черт с ситуацией 1917 года. Тут есть все – и народный бунт, и создание параллельных структур власти, и создание боевых дружин. Есть даже белые и желто-синие (вместо красных) опознавательные ленточки. Полтора века назад по Европе бродил призрак коммунизма. Сегодня мы можем говорить о том, что призрак раскола и открытой гражданской войны бродит по Украине. И тысячу раз прав первый Президент Украины Л.М. Кравчук, который, обращаясь к вождям оппозиции и к действующей власти, призвал их не дурить и отбросить собственные амбиции. Прислушаются ли?
Добавлено: 4-02-2014, 09:37
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх