УКРАИНСКИЙ ОБЗОР НЕДЕЛИ: назначение Турчинова и бюджет на 2015 год

На минувшей неделе Совет национальной безопасности и обороны приобрел наконец-то своего руководителя. Главной интригой кадрового назначения был вопрос о том, пустит ли на свою территорию Президент Украины человека из лагеря Премьера. Ни для кого не секрет, что на эту должность давно положил глаз А. Турчинов, которому стало очень тесно в парламенте.

Совсем недавно он был одним из ключевых руководителей государства, а теперь – превратился, пусть и не в рядового, но просто парламентария, которых несколько сотен, и в лучшем случае, мог влиять только на позицию своей, пусть и не последней, фракции в Верховной Раде.

Еще одна интрига заключалась в том, что СНБО может быть либо простым консультативным органом, штампующим необходимые Президенту решения, либо стать едва ли не ключевым игроком на политической карте Украины. Ведь в его компетенцию, особенно с учетом предполагаемых поправок, будет относиться координация всех силовых структур. На сегодня, единственной реальной силой в стране являются добровольческие отряды, контролируемые отнюдь не государством. И именно их боится власть. Но распустить их не может.

Во-первых, без них развалится вся военная мощь на Донбассе, во-вторых, они просто не подчинятся, поскольку почувствовали свою силу и влияние, и получают немалые деньги. Их существование, в свою очередь, защищает их спонсоров, олигархов, которые все больше и больше превращаются в удельных князьков, руководствующихся средневековым девизом герцога Рогана: «Королем быть не могу, принцем – не желаю». Нет нужды говорить о том, что такая ситуация отнюдь не укрепляет, а наоборот, разваливает Украину. Но, она выгодна тем, кто любит половить рыбку в мутной воде.

Наверное, в ближайшее время, вряд ли станет известным, по доброй ли воле Президент Порошенко подписал указ о назначении Турчинова секретарем СНБО, или его к этому вынудили обстоятельства, но факт остается фактом – экс-спикер парламента возглавил ключевую структуру в нынешней власти.

Политологи по-разному откликнулись на это решение. Кто-то увидел в этом протянутую руку Президента своим политическим союзникам, которые куда больше напоминают конкурентов, кто-то считает, что Порошенко был вынужден пойти на этот шаг под огромным давлением Вашингтона, который заинтересован в эскалации конфликта на Донбассе. А в Белом Доме подозревают Президента в том, что он, ради спасения экономики Украины, будет уделять гораздо больше внимания экономике и социальной политике внутри страны, нежели боевым действиям, в результате чего, у Запада будет оставаться меньше оснований прессинговать Россию новыми санкциями. В США сделали ставку на воинственных ястребов украинской политики Яценюка и Турчинова, которые готовы подчинить экономику Украины военным нуждам, что и есть приоритетом американской политики в Украине с целью давления на Россию.

Но есть и третья точка зрения. Украинская власть прекрасно видит сложившуюся ситуацию внутри страны, и понимает, что до широкомасштабных протестных акций по всей стране – рукой подать. Никакой альтернативы новому витку обнищания людей нет. Большинство из них не готовы мириться с тяготами жизни ради мифического светлого европейского будущего, которое наступит неизвестно когда. А потому все активнее и охотнее участвуют в протестных акциях, несмотря на то, что их сразу же записывают во врагов Украины и агентов Путина.

Пока это можно делать ввиду небольшого количества подобных мероприятий, но когда весной потеплеет, и люди потянутся из домов, властям будет трудно записать полстраны в агенты ФСБ, и встанет вопрос, а что с ними делать? Как разгонять вчерашних союзников по Майдану, которые, рискуя жизнями, свергали диктатуру Януковича? Если они не боялись тогда, то тем более не испугаются сейчас, имея за плечами победный опыт. Только ситуация сейчас намного хуже. Год назад у простых людей практически не было оружия. Сегодня по всей стране его больше, чем грязи в слякотную погоду. Многим оно вообще заменяет игрушки, что нередко приводит к трагическим последствиям.

Нет сомнений и в том, что в случае углубления хаоса, на первые роли выйдут наемные войска олигархов, сиречь, добровольческие отряды. И вот тут-то действующей власти придется очень плохо. У нее не останется гражданских союзников, армия подготовлена гораздо хуже, чем отряды, а милиция точно не будет вмешиваться в ситуацию. Кто будет защищать Банковую и Кабмин?

Турчинов всегда считался отличным менеджером, испытывал слабость к силовым структурам, ведь не зря возглавлял СБУ в бытность у власти Ю. Тимошенко, а потом, на посту первого зама, курировал силовой блок. Вот ему и поставлена задача реформировать армию, чтобы она могла противостоять добровольческим отрядам. Впрочем, такая реформа будет пригодной и для четвертой точки зрения политологов – Украина решила повторить хорватскую историю, когда те, проиграв в войне за часть своей территории, населенной сербами, взяли трехлетнюю паузу, и потом за несколько дней разбили ополченцев. К тому времени Сербия, ослабленная санкциями, и блокированная американцами, не могла помогать своим собратьям из сербского меньшинства в Хорватии. Ни для кого не секрет, что и в Киеве, и в Вашингтоне есть сторонники такого развития событий.

Турчинов от слов сразу перешел к делу, и анонсировал полугодичную мобилизацию, которая будет состоять из трех этапов, и растянется до конца лета следующего года. Кроме того, будет возобновлен призыв, который охватит граждан Украины в возрасте от 20 до 27 лет. Анонсировано и увеличение военного бюджета на 86 млрд. грн. Вопрос сегодня в другом: перевод страны на военные рельсы, отсутствие желания искать варианты мирного урегулирования с Россией, окончательно убьет экономику Украины, и ее будущее зависит от того, что успеет власть создать боеспособную армию, которая усмирит народные бунты внутри страны, или сможет противостоять на Востоке, или нет. Тогда, в отсутствии, какой-либо конструкции, государство рухнет как карточный домик, развалившись на удельные княжества олигархов, способных удерживать ситуацию с помощью своих военных дружин на той или иной территории.

Сложность ситуации в Украине усугубляется еще и тем, что Запад все больше и больше устает от нашей страны. Ничем хорошим не закончился визит в Киев еврокомиссара по вопросам европейской политики соседства и переговоров по вопросам расширения Йоханнеса Хана, заявившего, что Украина получит деньги только тогда, когда Европа увидит результаты хоть каких-нибудь реформ. Премьер Арсений Яценюк, выйдя пообщаться с прессой, не смог скрыть некоторой раздраженности. На слова Премьера «деньги нужны Украине еще вчера», Хан ответил, что "вчера" их не будет, и сегодня тоже. А будут лишь после того, как Украина проведет реформы. Также политики разошлись в том, какой статус должна иметь конференция для выделения помощи Украине. Яценюк вспомнил, что она должна быть не только инвестиционной, но и донорской - то есть такой, которая направлена на предоставление безвозвратной помощи. Хан добавил, что название "донорская конференция" нужно забыть, потому что сейчас речь идет именно об инвестициях.

Еще более откровенными были глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и посол ЕС в Украине Томбински. Первый заявил о том, что у Евросоюза не осталось бюджетных возможностей для поддержки Украины, а второй - что Украине не стоит сейчас подавать заявку на членство в Евросоюзе, поскольку сейчас нет условий для ее поддержки странами-участницами ЕС. Дело дошло до того, что Президенту Украины Порошенко вместо Брюсселя пришлось лететь в Варшаву, потому что неназванные в СМИ высокопоставленные чиновники ЕС заявили, что не хотят углублять противоречия с Россией накануне Минских переговоров.

На минувшей неделе в Украине стартовал бюджетный процесс. Ну, как стартовал? Конечно, чиновники Министерства финансов уже давно вели кропотливую работу по составлению цифр. Проблема в том, что сегодня в Украине сверстать сей государственный документ невозможно в принципе. Никто не знает, какие предприятия будут работать в следующем году, выдержит ли бизнес очередной удар по нему, подготовленный правительством, в каком объеме граждане будут платить за в разы увеличенные услуги ЖКХ на фоне замороженных социальных выплат, сколько денег дадут нам западные партнеры, и дадут ли их вообще, какой курс доллара будет завтра, потому что в Украине он зависит не столько от экономики, сколько от доверия к власти и массы вещей, которые должны быть учтены в бюджете, но сегодняшнее правительство не имеет на них никакого влияния. Очевидно, что какой-то бюджет будет принят, но руководствоваться им, скорее всего, не будут. А страна будет жить по факту тех условий, которые сложатся в следующем году.

Сей факт прекрасно понимают и депутаты, и правительство, которые в итоге документ согласуют, предварительно на нем попиарившись. А поводов будет более, чем достаточно, ибо что ни статья – то удар по простым людям. Вот, на экранах телеканалов депутаты всех фракций выступят народными защитниками, разоблачая антинародные действия, а потом, втихаря, узаконят то, против чего выступали на словах. Увы, но таковы законы украинской политики. Но, пока, первый блин получился комом. Бюджет отправили на доработку в Кабмин.

Говорят, мало денег было предусмотрено на оборону, и против этого возразил новоназначенный секретарь СНБО. Что касается анонсированной децентрализации, то ее не предусматривают в бюджете. Денег в регионы на осуществление полномочий – никто не дает, нормативы фискальной системы, которые могли бы подкрепить местное самоуправление – никто не предусматривает. Зато, на места Центр сбрасывает содержание тысячи учреждений, в частности – техникумы, ведомственные больницы, спортивные товарищества, перекладывая на плечи местных органов власти только проблемы.

После очередной революции в Киеве, много говорилось об усилении роли общественности в управлении государством. Очевидно, чтобы воплотить этот лозунг в жизнь, Кабинет Министров Украины своим Постановлением распустил Общественные советы, созданные при Министерствах и облгосадминистрациях. Этот шаг вызвал много вопросов. Чиновники заявили о том, что это сделано для очищения власти. Общественники парировали тем, что Общественные советы никоим образом не подпадают под Закон о люстрации, потому что не выполняли никаких распорядительных функций. Более того, в декабре в этих советах истекает срок полномочий, и сейчас идут перевыборы советов. Следовательно, по мнению руководителей общественных организаций, данный шаг вызван тем, чтобы власть могла сформировать подконтрольные советы, если они останутся в принципе. То есть, власть новая, а желания у нее остались старые – не общественность должна контролировать власть, а власть – общество. Так, спокойнее.

Достаточно резонансным на прошлой неделе вышло противостояние двух олигархов Коломойского и Ахметова. Добровольческие отряды, подконтрольные днепропетровскому губернатору, перекрыли все 11 дорог в оккупированные города Донбасса, не пропустив гуманитарный груз Фонда Ахметова. Сначала говорили о том, что это везется поддержка боевикам, потом попытались показать, что в грузе алкоголь и сигареты. Когда эти попытки провалились, акции птенцов Коломойского раскритиковали в Вашингтоне и в американском посольстве, добровольцы выдвинули следующие требования – продовольствие в обмен на пленных украинских военных. Очевидно, что тут попахивает провокацией, ибо как раз в эти дни Президент Украины Порошенко прилагал немало усилий для того, чтобы реализовать программу обмена по принципу «всех на всех». Следовательно, акция против гуманитарного груза могла быть вызвана желанием сорвать этот процесс. Ну, а чтобы мало не казалось, в Кривом Роге был захвачен офис «Метинвеста». Кто стоял за этим событием, думается, объяснять не следует.
Добавлено: 22-12-2014, 10:55
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх