Что стало известно о деле МН17 за неделю судебных слушаний?

8 июня в Нидерландах возобновился судебный процесс по делу о крушении Boeing-777 Малайзийских авиалиний в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Предварительное слушание, которое должно было продлиться неделю, начиная с 23 марта, было рекордно коротким из-за коронавирусного карантина — меньше часа. Теперь судебный комплекс Скипхол «адаптировался» к ситуации: заседание — с соблюдением социального дистанцирования, судьи — за стеклянными перегородками, в зал пускают только нескольких журналистов.

Во многом нынешнее заседание похоже на первое в марте: из четырех обвиняемых на суде вновь был представлен только один — россиянин Олег Пулатов. Его на заседании представляли двое нидерландских адвокатов. Впрочем, защита заявила, что он опять не успел ознакомиться с делом, поэтому получит слово, когда возобновятся слушания — 22 июня. Поэтому в основном выступала сторона обвинения — говорили о новых доказательств по делу и обо всех проанализированых следствием версиях.

Еще до начала нового этапа слушаний стали известны несколько важных деталей.

Во-первых, группа расследователей Bellingcat выяснила, кого в ранее обнародованных показаниях Объединенная следственная группа (JIT) имела в виду под именем «Владимир Иванович». Речь шла об одном из ключевых фигурантов дела о катастрофе Boeing. Им оказался заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ, генерал-полковник Андрей Бурлака. Он отвечал за перемещение через границу тяжелых вооружений — в частности, зенитного ракетного комплекса «Бук», из которого сбили самолет.

Кроме того, совместное расследование Bellingcat, The Insider и Der Spiegel определило еще одного вероятного причастного к атаке на Boeing — полковника ФСБ Игоря Егорова, который находился на Донбассе в 2014 году под позывным «Эльбрус». Туда он был направлен для координации штаба в Луганске, который создали для контроля и пресечения внутренних конфликтов боевиков.

Во-вторых, Русская служба BBC выяснила, что украинца Леонида Харченко, одного из ключевых фигурантов дела МН17, арестовала в Донецке власть «ДНР» Это произошло в марте 2020 года, буквально через два дня после начала суда по делу MH17 в Нидерландах. Арест связан с другим уголовным делом, которое не имеет отношения к МН17. 8 мая арест Харченко продлили еще на два месяца и теперь он находится в следственном изоляторе так называемого «министерства юстиции ДНР».

В-третьих, впервые за долгое время бывший главарь боевиков «ДНР» Игорь Гиркин прокомментировал свою причастность к катастрофе рейса МН17. В интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону, которое нидерландский суд решил приобщить к материалам дела, Гиркин заявил, что падение самолета было тяжелым ударом для него и как для человека, и как для командира.

«Я понимал, что поскольку боевые действия на Донбассе происходили в значительной степени и с моим участием, я тоже несу косвенную ответственность за эту смерть. Кто бы ни был виноват, все равно обвинят нас, это будет обязательно использовано против нас». Правда, Гиркин заявил, что «ополчение Боинг не сбивало», и к этому причастна украинская сторона.

Кроме того, в апреле ушел с должности главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке, который занимался расследованием. В Украине суд освободил от уголовной ответственности бывшего боевика «ДНР», который охранял обломки малайзийского самолета.


Адвокаты одного из четырех подозреваемых, россиянина Олега Пулатова, Сабина тен Дуссхате (слева) и Баудевейн ван Эйк во время судебного заседания по делу MH17 в судебном комплексе Схипхол, Нидерланды, 8 июня 2020 года

Все-таки «Бук»

Сторона обвинения в выступлении на судебных слушаниях 8-11 июня объяснила механизм проверки всех возможных версий падения самолета, пока следствие не остановилось на окончательной: Boeing сбили ракетой, выпущенной из комплекса «Бук», завезенного с территории Российской Федерации, и запускали ее именно из-под Снежного Донецкой области — территории, контролируемой пророссийские боевики.

Другие версии (взрыв на борту МН17, падение в результате атаки военного самолета, атака на самолет не из «Бука» или из «Бука», но не с территории Украины) отпали в разное время благодаря анализу характера повреждений, исследованию местности и полевым испытаниям различных типов оружия.

Как выяснили эксперты нидерландского криминалистического института, на обломках самолета было много дыр с рваными краями, похожих на «кратеры». Металл иногда был вогнут внутрь, а иногда наружу. Такие же повреждения эксперты получили во время испытаний на полигонах, которые провели в Украине и Финляндии, когда алюминиевые конструкции взрывали ракетами «Бук».

Еще одно совпадение: в обломках самолета и телах членов экипажа Boeing обнаружили такие же металлические элементы, которые встречаются в боеголовке «Бук» типа 9N314M. Ее в основном устанавливают на ракету 9М38М1.

Кроме того, именно с наружной стороны кабины заметна сажа от взрыва ракеты, тогда как внутри ее не было вообще. Да и звук взрыва, зафиксировали бортовые самописцы и три микрофона в кабине пилотов, это, по мнению следствия, говорит о том, что он был вызван именно внешним воздействием. Локацию, откуда выпустили ракету — Снежное — выяснили очередные расчеты нидерландских и бельгийских экспертов.


Следователи Объединенной следственной группы (JIT) во время брифинга показали обломки ракеты, выпущенной из комплекса «Бук», Бунник, Нидерланды, 24 мая 2018 года

Что еще нового?

Во время судебных слушаний в июне стало известно о новом свидетеле. Об этом 10 июня рассказал представитель прокуратуры Тейс Бергер. Пока этот свидетель проходит по делу как X48. Его хотят допросить еще раз. Место, которое свидетель указывает как точку запуска ракеты, совпадает с изображением на спутниковых снимках.

«Этот свидетель заявляет, что 17 июля 2014 года во второй половине дня он находился у блокпоста самопровозглашенной „ДНР“ на дороге из Снежного в Саур-Могилу и видел, как ехал „Бук“. Через несколько минут он услышал и увидел, что запустили ракету. X48 видел, как загорелось поле и знал, где была запущена ракета. Он утверждает, что после запуска ракеты „Бук“ выехал на дорогу, а также то, что там были четыре солдата в одинаковой форме. Униформа была цвета хаки, они были в танковых шлемах. Эти солдаты выглядели не так, как те, которые стояли на блок-посту», — рассказал прокурор.

Как отмечает Радио Свобода, в процессе следствия допросили и тех, чья причастность к делу была скорее «мифологической», но это было важно для проверки версий произошедшего, которые выдвигает РФ. Так, следствие допросило даже «диспетчера Карлоса» — испанца, который распространял информацию об украинских истребителях, которые якобы были в небе неподалеку от Boeing в то же самое время. В 2018-м выяснилось, что «Карлос» был «фейковым» диспетчером, и ничего общего с историей МН17 самом деле не имеет.

Кроме допроса свидетелей, следователи воспользовались огромным количеством самых разнообразных источников информации: от записей телефонных разговоров и видео, опубликованных в соцсетях, до данных, полученным со спутников и радаров. Следствие поддерживает версию JIT и Bellingcat о том, что «Бук», из которого попали в МН17, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил РФ и приехал на Донбасс из Курска: благодаря полученной информации, фото и видеофиксации следователи реконструировали весь маршрут ракетного комплекса от Курска до Снежного.


Прокуроры во время слушания по делу о катастрофе боинга рейса МН17 в судебном комплексе Схипхол, Нидерланды, 8 июня 2020 года

Что не так с радарами?

Несколько снимков со спутника, на некоторых из которых видно колонну грузовиков, которые доставляют «Бук» в Снежное, следователи приобрели у Google. Также с запросом о данных со спутников обратились к США еще в 2014-м, однако Вашингтон, подтвердив, что обладает снимками, прислал только их описание и сопутствующую техническую информацию. Сами снимки, где виден момент запуска «Бука», США предоставить отказались, потому что это, по все видимости, данные с секретных военных спутников.

Нидерланды просили и Министерство обороны России прислать им оригиналы спутниковых снимков украинских военных баз под Донецком, откуда, по сообщению ведомства, отправился «Бук». Но в РФ заявили, что оригиналы не сохранились.

В 2014-м Минобороны РФ сообщало что около Boeing зафиксировали украинские истребители. По запросу нидерландского следствия Россия так и не предоставила этому подтверждения. Но затем данные с российских радаров в Усть-Донецке все же нашлись, однако на них одновременно с Boeing видны только два пассажирских самолета и беспилотник «Орлан-10» на российско-украинской границе, но не военные самолеты. Украина же передала следствию данные только с гражданских радаров, потому что все военные по разным причинам не работали.


Спасатели ищут тела пассажиров на месте крушения самолета Малазийских авиалиний рейса MH17, Донецкая область, 19 июля 2014 года

Кого и как будут судить дальше

В деле все те же четверо обвиняемых, хотя ни один из них не появился в зале суда. Это трое россиян: бывший «министр обороны так называемой "ДНР"» Игорь Гиркин-Стрелков; его подчиненный, генерал-майор российской армии Сергей Дубинский, который возглавлял разведку боевиков; а также подчиненный Дубинского, Олег Пулатов, который, вероятно, был причастен к охране установки «Бук» на месте запуска. Четвертый обвиняемый — украинец Леонид Харченко, который вместе с Пулатовым мог сопровождать «Бук» к Снежному.

Представлен на суде только Пулатов, точнее, присутствовали двое его нидерландских защитников, которые смогут выступить 22 июня, как только возобновятся заседания. Вероятно, они будут просить о дополнительном расследовании или обжаловать то, что их подзащитный попадает под юрисдикцию нидерландского суда. Это было бы возможным, если бы Россия признавала присутствие своих войск в Донбассе или международный конфликт происходил бы без нарушения норм гуманитарного права. Ведь тогда было бы целесообразно говорить, что Нидерланды не могут судить кого-то за участие в военных действиях, происходящих на территории другого государства.

Одна из адвокатов подсудимого — Сабине тен Дуссхате, во время слушаний заявила, что на взаимодействие с ее подзащитным повлияли коронавирус, карантин и прекращение авиасообщения — соответственно, с Пулатовым не было возможности встретиться и пообщаться лично. Также адвокаты отметили, что еще не успели изучить все материалы дела, которые составляют около 36 тысяч страниц.


Объединенная следственная группа (JIT) назвала имена четырех подозреваемых в катастрофе рейса МН17, прокуратура Нидерландов предъявила им обвинения и объявила в международный розыск, Ньювегейн, Нидерланды, 19 июня 2019 года

По материалам: Громадське
Добавлено: 15-06-2020, 14:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх