Валерий Эделев: «Нужно идти дальше»

Совсем недавно запорожцы стали свидетелями объединения «Сильной Украины» с Партией Регионов. Но, наверное, ни для кого не будет секретом, что не все бывшие сильноукраинцы влились в стройные ряды регионалов. Чтобы не порождать домыслов и мифов по этому поводу, на вопросы «Паноптикона» согласился ответить экс-руководитель фракции «Сильная Украина», депутат Запорожского городского совета, ныне член Партии регионов - Валерий Гаврилович Эделев.

- Большая часть ваших коллег примкнула к Партии регионов, другая часть - категорически против. Почему не все сильноукраинцы захотели вливаться к регионалам?

- У меня по этому поводу есть четкая позиция, которую я неоднократно озвучивал. Сидеть в оппозиции именно сейчас - это большая роскошь. За точку отсчета возьмем президентскую кампанию 2010 года. Экономика Украины была в полном развале, и настал момент, когда от слов нужно было переходить к делу. Поэтому когда Сергей Леонидович Тигипко принял решение идти во власть для проведения экономических реформ, большинство будущих однопартийцев его поняли и поддержали.

Решение идти во власть было трудным, мы прекрасно понимали, что это может привести к свертыванию политического проекта, который назывался «Сильная Украина». Т.е. та работа, которую мы делали на протяжении трех лет: построили партию, собрали людей, способных думать по-новому, разработали программу и идеологию, и вся она, практически, была сведена к нулю. Но оставаться в оппозиции мы больше не могли себе позволить.

Когда на съезде Сергей Леонидович объявил, что у него есть договоренность с Партией регионов об объединении двух политических сил, и они готовы лучших людей из «Сильной Украины» принять в свои ряды, дать им возможность реализовать все идеи, направленные на проведение экономических реформ - большая часть нашей политической силы согласилась, со скрипом, но согласилась, понимая, что это логично, разумно и что другого выхода нет.

- Я общалась с бывшими членами «Сильной Украины», которые не стали регионалами - все они считают, что Тигипко набрал баллы и занял третье место в президентской гонке 20010 года именно потому, что он противопоставил себя лидеру Партии регионов. Все прекрасно понимают, что тогда за Тигипко пошла интеллигенция. За Януковичем и Тимошенко интеллигенция особо идти не хотела, Тигипко воспользовался, пообещал, воспламенил, заставил поверить в себя, а теперь, получается, обманул доверие избирателей?

- Вот здесь я с вами не соглашусь. Никогда ни в одном из своих выступлений во время президентской кампании Тигипко не выступал против кого-либо. Он говорил о конкретных делах, которые необходимо сделать для развития Украины, о необходимости проведения реформ. Избиратели ему поверили, что он способен это сделать. Я считаю, что народ проголосовал за Тигипко тогда, когда понял, что он является третьей силой.

- На третье место в минувшей президентской гонке претендовал Арсений Яценюк или даже на второе!

- Претендовать-то он претендовал, но поверили больше Тигипко!

- Все знают, что прорыв Тигипко на третье место в 2010 году стал для многих сюрпризом. Аналитики заговорили о том, что начни Тигипко чуть раньше свою президентскую гонку, результаты могли бы быть еще более впечатляющими.

- Согласен, но история не имеет сослагательного наклонения. Произошло то, что произошло. Третья сила не победила, за Тигипко, например, в Запорожье проголосовало всего 23% избирателей. Получилось, что люди массово не проголосовали за третью силу, они дали ей определенный карт-бланш, но на первое место не поставили!

А дальше у руководителей партии «Сильная Украина» был выбор – либо идти в оппозицию, указывать на недостатки и этим ограничиться, либо пойти во власть и доказать: все, что мы провозглашали, можно сделать.

Тот социальный блок, который возглавил Тигипко, сегодня уже дает результаты. Если сначала все говорили: то, что предлагает Тигипко – это плохо, то теперь большая часть населения видит реальные сдвиги в социальной политике государства и уже не так агрессивна.

- Пенсионная реформа, реформа, касающаяся льготной категории граждан, материнства и детства, которые взял на себя труд и смелость возглавить господин Тигипко, может быть и правильные, но пока еще точно не популярные. И мне очень интересно, о каких позитивных сдвигах вы сейчас говорите? Может речь идет о перспективах?

- С реформами вообще всегда сложно, а у нас, почему-то, в особенности. Все говорят, что они очень нужны, но когда реформы начинают реально касаться основной массы населения, то это перестает нравиться. Но кому-то приходится принимать непопулярные меры, брать на себя ответственность.

На сегодняшний день сделано уже достаточно много. Прежде всего, ограничены максимальные пенсии, принято решение о том, что доходы физических лиц, которые превышают 15 минимальных заработных плат, будут облагаться налогом по ставке 17%. Думаю, что не за горами принятие решения о внедрении налога на богатство, «закрытие» оффшорных зон, трансфертное ценообразование. Все это позволит привлечь дополнительные поступления для решения социальных вопросов.

- Некоторые эксперты высказывают мнение, что господина Тигипко используют, как пушечное мясо. Кто-то мудрый в окружении Президента решил не устранять такого толкового конкурента, а пристроить к делу, заведомо непопулярному, но необходимому. Говорят, что он нужен, как хороший таран, а, сделав дело, его спишут. Не переживаете за такую перспективу для своего лидера?

- То, что сейчас происходит в стране, конечно, требует определенных жертв. Тигипко сегодня, однозначно, принес в жертву свой рейтинг, свою партию, но везде, где бы я с ним не общался, он твердил, что делает это ради того, чтобы провести в стране реформы, которые ей крайне необходимы. Не проведя социальных реформ, наша страна канет в Лету. Вы понимаете, что на кону вопрос: быть или не быть стране по имени Украина? Тут, мне кажется, уже не до личной популярности.

Президент все это понимает, но ведь тоже не отступает, хотя и его рейтинг реально упал. И Азаров тоже ни вправо, ни влево, а только вперед, за реформы. Так что, Тигипко не один тащит этот воз, и он, пусть медленно, но едет. Мне кажется, все здравомыслящие люди должны понимать сегодня, что важнее.

- Все 20 лет, пока Украина строит независимость, реформы забалтывались. Народ просто устал верить в чистые помыслы людей, стоящих у власти. Почему народ должен поверить Тигипко, что он искренне печется о благе украинцев, а не, как остальные, набивает карманы? Как говорится, чем докажите?

- Никто сегодня не поверит любому лидеру на слово. Слово - товар в наше время вообще не популярный, только реальным делам поверят. Тигипко говорит, что через 2-3 года результаты будут налицо, а пока остается терпеть, ждать и верить в благоразумие электората. Сергей Леонидович ждет своего звездного часа в 2015 году, когда Президент отчитается за свое президентство, мол, взял я страну в таком состоянии, а возвращаю вот в таком. И тогда народ реально увидит, кто и что сделал. Если результаты будут позитивными, народ будет соответствующе голосовать дальше.

- Какого результата вы ожидаете от грядущих парламентских выборов, ведь, по вашим же словам, итог работы нынешней власти будет очевиден только к 2015 году, т.е. пока народу голосовать за вас резона нет. Все представители других политических сил утверждают, что регионалы пойдут на любые нарушения, лишь бы удержать ускользающую из рук власть. На выборах украинцев ждут большие маневры?

- В избирательном процессе я профессионально участвую с 1998 года и имею большой опыт участия в политических кампаниях. Я бывал и в оппозиции, например, как руководитель избирательной кампании Александра Поляка. Был во власти, когда Поляк стал мэром. Это я к тому, что побывал по разную сторону баррикад и точно знаю, что всегда и везде проигравшие кричат о нарушениях, имевших место на выборах. И даже не про Украину речь, посмотрите на страны Европы с развитой демократией, после выборов оппозиция всегда жалуется.

- Уверена, наша оппозиция тоже не промолчит, я не об этом: у вас есть уверенность, что парламентские выборы останутся за вами? Потому что сейчас реформы не идут, потому что чиновники и депутаты саботируют, еще что-то мешает, а если враждебный парламент добавится, то я вообще не знаю. Все будет, как у Тимошенко: «было создано параллельное правительство, был параллельный премьер-министр, все мои начинания саботировались, мне не давали работать и т.д.».

- Тимошенко - это яркий пример оппозиционера-популиста. Она всегда находит виновных в том, что у нее что-то не получилось. Хотя и у нее, и у Ющенко, у всей оранжевой команды была реальная возможность начать проведение реформ на пять лет раньше, но они не смогли, или не захотели. А теперь опять просят народ: пустите нас назад во власть, и на этот раз у нас все получится.

А то, что выборы в Верховный совет будут очень сложными, это все понимают. Эффекта от социальных реформ общество еще не получило, они же только включаются. Правильно позиционировать избирателей в такой сложной обстановке - очень большое искусство для нынешней власти. Избиратели должны четко понимать, за что и за кого они голосуют.

Наш избиратель напоминает мне капризную женщину, которая голосует сердцем, а не разумом. На кухне мы все говорим о том, что и здесь плохо, и тут не так, как хотелось бы, но приходим на избирательный участок и голосуем за того, кто нам, видите ли, понравился. В 2012 году я очень хочу, чтобы избиратели включили разум и поняли: они несут такую же ответственность за судьбу страны, как и политики, которых они избрали.

- Для того, чтобы это понимать, у электората должна быть внутренняя культура, а ее все меньше. Уровень образования падает. Как, по-Вашему, в таких условиях можно воспитать нормального избирателя?

- Мы ради того и живем, чтобы изменить что-то в лучшую сторону. Давайте я приведу вам пример: 2000 год, избирательная кампания, целый ряд претендентов на пост городского головы. Тогда в Запорожье исполняющим обязанности мэра был господин Селин. У Селина было много замов, которые тоже пошли на выборы, и Поляк пошел. Тогда многие говорили: все, что он обещает, чистой воды популизм – исполнить это нельзя. Тем не менее, выборы тогда Поляк выиграл. А сколько настоящих дел успел сделать?

Я всегда говорил, что эффективность Поляка была на порядок выше, чем всех остальных. Практически все свои предвыборные обещания он выполнил. Скажу вам честно, я был руководителем его избирательной кампании, но были моменты, когда даже я не верил, что он сдержит слово. Но прошло совсем немного времени, как появился обновленный проспект, подсветка, троллейбус на Пески, да разве только это?

- Через какое время после избрания Поляк начал выполнять свои предвыборные обещания?

- Первый результат был на 36-й день. Я это очень хорошо помню: в тот день мы меняли стальные канаты на мосту Преображенского и начали чистить Днепрогэс. После этого начали убирать падающие деревья с проспекта, потом ремонтировать фасады старых зданий…

Помню, был тогда интересный случай с Юрием Артеменко, тогда он был редактором газеты «Миг». У него офис прямо на площади Пушкина, и вот он приглашает меня на «Прямую линию» в «Миг». А он постоянно говорил Поляку: «Александр Владимирович, надо на Дамбе убрать широкую полосу и сделать рабатку». Помните, там был неблагоприятный участок, там проезжую часть часто перебегали пешеходы и случались фатальные случаи. И он постоянно капал мэру на мозги. В один из дней я иду в редакцию и первый вопрос, который он мне на «Прямой линии» задает, такой: «В конце концов, когда же будет рабатка?!». А я ему: «Ты когда в последний раз в окно смотрел?». Он мне: «Утром». И я отвечаю: «Посмотри еще раз». Он посмотрел и ахнул. Рабатку в тот день начали делать.

- Так и я об этом! Если человек собирается воплощать в жизнь свою предвыборную болтовню, то он либо начинает делать это сразу, либо не начинает вообще. Партия, с которой вы намедни слились, два года имеет всю полноту власти и что? Жить все сложнее и сложнее. Может для вас это не так очевидно, как для так называемого среднего класса, вы-то, наверное, повыше будете.

- Хочу сразу сказать, что я совсем не выше чем средний уровень. Это чистая правда, могу пригласить вас в гости, чтобы вы увидели, как мы с семьей живем. Ничего лишнего, уверяю вас.

Но, несмотря на это, я не разделяю желания большинства украинцев из богатых сделать бедных, мне бы хотелось наоборот: из бедных сделать богатых.

У меня есть железное правило: «Работающий человек должен жить хорошо». Он просто не может жить бедно. Человек, у которого есть работа, должен иметь высокие социальные стандарты: хорошую квартиру, возможность дать качественное образование своим детям, он должен иметь возможность раз в год уехать на курорт и так далее.

- Да кто же против? И, тем не менее, у правящей партии два года ушло на раскачку. Почему?

- Потому что, начиная с 1990 года по 2010, власти только говорили. Сегодня власть начала делать реальные дела. Возможно, даже наверняка, у властей есть ошибки, но пусть они совершают их и учатся, главное, что они работают в нужном направлении. Эта политическая трескотня и взывания, всем уже хуже горькой редьки на-до-е-ли!!!

- Ваше отношение к многочисленным мажорским скандалам, к громким уголовным делам, когда депутатов-фигурантов нельзя привлечь к суду, что бы они не вытворяли, к предвыборным заявлениям, что депутатская неприкосновенность будет снята?

- Однозначно, я на стороне обычных людей. Я такой же обычный человек, как и все остальные. Мне не нравится, когда мажоры на шикарных машинах, купленных папами, сбивают людей и не несут за это никакой ответственности. Глупо отрицать, здесь есть перегибы, желание оградить своих детей от ответственности за содеянное. Это плохие примеры для подрастающего поколения. Все должны понимать, что есть закон, и, как говорили римляне, «закон суров, но это закон».

- Что будет дальше с «Сильной Украиной» в Запорожье? Половина партии останется примкнувшей к Партии регионов, а другая что будет делать? Пойдет в оппозицию, выберет нового лидера, переименуется и перекрасится или вообще распадется?

- Партии «Сильная Украина» больше не существует, было принято решение о ее ликвидации. Эта тема закрыта! Тигипко на съезде очень внятно сказал, что всем членам партии «Сильная Украина» он рекомендует вступить в Партию регионов. Станут ли они регионалами, членами других партий или останутся беспартийными, но в любом случае это решение остается глубоко личным делом каждого бывшего «сильноукраинца».

- Все понимают, что вы сливаетесь с Партией регионов не просто так. Разумно ждать от этого слияния дивидендов. Я так понимаю, это какие-то портфели, должности, округа и так далее. Наши читатели хотят знать, какие именно? Ведь приходить и становиться рядовыми членами Партии регионов вам, вероятно, не интересно.

- Если человек пошел в политику, он ставит перед собой какие-то цели и пытается их достичь. Инструментом здесь является партия. Политика вещь практичная.

Переговоры о дивидендах были, скажу больше, они продолжаются, хотя «Сильной Украины» уже нет. Но, если вы внимательно прочтете мое заявление, которое я написал сразу после предложения Тигипко о слиянии, то узнаете, что тогда на партийном бюро мы четко сказали: наша основная задача - слияние политическое, и мы снимаем все кадровые вопросы.

Но, тем не менее, в Киеве существовала договоренность о том, что Тигипко, как вице-премьер по социальному блоку, делает вертикаль, где хотел бы видеть всех руководителей областных партийных организаций «Сильной Украины» в качестве заместителей губернаторов по социальным вопросам. И Партия регионов, понимая, что сегодня вся ответственность по социальной политике лежит именно на Тигипко, пошла на это. Поэтому сейчас в ряде областей замы губернаторов являются выходцами из «Сильной Украины». Более того, бывший сильноукраинец Петрашко возглавил государственную службу занятости.

Продолжение следует.

Илона Наныкина
Добавлено: 10-04-2012, 13:58
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх