Что принесет томос в Почаевскую лавру?

Пока Украина ожидает вручение томоса, а тернопольская полиция расследует несколько уголовных дел, связанных со злоупотреблениями вокруг Свято-Успенской Почаевской лавры, за монастырскими стенами живут по-старому.

В святыне проводит службы Украинская православная церковь Московского патриархата и проживают более две сотни монахов. Уже 15 декабря в Киеве пройдет собор, который формально должен создать будущую единую Украинскую поместную православную церковь. В УПЦ (МП) до сих пор не дали оснований думать, что поддержат такое решение. Однако и такой вариант, конечно, возможен.

Тем временем, на Тернопольщине в связи с томосом обострились конфликты вокруг Почаевской лавры, которая получила неоднозначную славу форпоста «русского мира» на западе Украины. Кроме вопроса, будут ли изменения в святыни, вновь заговорили, законно ли использует памятку Московский патриархат.

Собкор ИA ZIK попыталась выяснить это, а также – какие настроения царят в монастыре и среди жителей города.

За крепкими монастырскими стенами

Свято-Успенская Почаевская лавра. 

Почаевская лавра сегодня является вторым по размерам святыней Московского патриархата в Украине. В то же время ряд зданий, которые занимает религиозная организация, является памятником архитектуры национального значения. Святыня окружена каменными стенами и возвышается на холме над всеми окрестностями. Многие из тех, кто рос рядом, с детства привыкли видеть на небе золотистые блики ее куполов.

Почаев, фактически, живет с лавры. На ней завязана местная инфраструктура – кафе, магазины, гостиницы и другой бизнес, который зарабатывает на паломниках и туристах. Перед самыми стенами также ведется бойкая торговля. Зарабатывают и нищие, которые каждый день десятки лет подряд приходят под монастырские ворота.

Как живет накануне томоса лавра? На первый взгляд все, как и раньше. За порядком на территории следят мужчины в камуфляжной униформе. Местная власть не берется сказать, сколько в лавре есть охранников, но, говорят, в последнее время больше их не стало.

Среди обязанностей охраны – следить и за внешним видом гостей. Туристам, которые едут не молиться, а осмотреть достопримечательность, попасть внутрь непросто. Без должной одежды никого не впускают, особенно выслеживают женщин. Сразу перед входом размещена большая табличка с объявлением, которое направляет на пункт выдачи юбок и платков.

За кого не молятся московские монахи

Не изменились в лавре и внутренние каноны. К примеру, в течение веков и вплоть до 2013 года самым высоким и самым крупным на территории лавры был Успенский собор, построенный еще во времена, когда монастырь принадлежал греко-католикам. Об этом периоде в лавре, однако, предпочитают не вспоминать, а за верующих, которые принадлежат к любой другой вере или конфессии, кроме УПЦ (МП), до сих пор отказываются даже молиться.

«Нельзя подавать записки за: некрещеных (в канонической православной церкви), не православных (римо-католиков, греко-католиков и тому подобное), раскольников (последователей УПЦ КП, УАПЦ и т. п), чародеев, самоубийц», – говорится в одном из объявлений.

У многих людей такая позиция вызывает недовольство. Как и то, что за молитвы в лавре даже со «своих» берут деньги. В помещении, где принимают списки для служения, вывешен прейскурант. Молитва за здоровье, за одно имя, в течение месяца стоит 30 гривень, а «оптом» на год со скидкой – 300 гривень. Хотя внизу листа маленькими буквами указано, что «бедным и неимущим» деньги давать не обязательно.

В магазине при входе торгуют книгами, образами, иконами и другими церковными товарами. Крестики, например, стоят от нескольких десятков до 7-8 тысяч гривень.


Торговля у входа в Почаевскую лавру. 

Есть на территории и отель. Стоимость двухместного номера с душем – около 260 гривень, с душем на этаже – на сотню дешевле. В помещении отеля обустроена трапезная. Среди монастырских лепешек и блинов можно увидеть даже суши («Калифорния» с лососем – 68 гривень) и вегетарианский сыр «Тофу».

По словам женщин, выдающих еду, готовят послушники. Но сфотографировать еду не удается – женщина в платке делает замечание на русском:

«Девушка, у нас не фотографируют».

Фотографировать в лавре позволяют только на улице. Так же запрещают делать фотографии церковной аптеки, где продают самодельные мази, травы и настойки с примечанием «Божья лечебница».


Без помех можно было фотографировать в пустом Преображенском соборе. Именно он теперь самый большой в лавре. Его начали строить при президентстве Виктора Януковича. В Почаеве рассказывают, что новый храм специально планировали более помпезным, чем Успенский, построенный в греко-католиками. После бегства Януковича работы замедлились, но даже недостроенный собор впечатляет.


Недостроенный Преображенский собор на территории Почаевской лавры. 

Почему форпост «русского мира»?

Вообще на территории лавры очень красиво. Сверху открывается невероятный вид, где окрестные села – зимой в шапках снега – как на ладони.


Вид на окрестные села с территории Почаевской лавры.

За что же святыня обрела славу форпоста «русского мира»? Активисты традиционно упрекают почаевскую «братию» в том, что деньги от прихожан и паломников пополняют бюджет Московской патриархии. Обвиняют церковь в том, что она распространяет антиукраинскую литературу, в частности, относительно военного конфликта на востоке Украины. Ныне в лавре не сдерживаются и в комментариях по поводу томоса.

«На нашу святыню обрушилось зло. Большие потоки грязной информации льются, не переставая. И мы знаем, что виноваты в этом не люди, а виноват в этом дьявол. Дьявол находит себе орудие, через кого он может причинить зло», – говорит во время службы в воскресенье священник для более сотни прихожан.

По 2 гривни продают русскоязычную газету «Мир» с примечанием «православно-патриотическая». В выходных данных указано, что издание напечатано в Запорожье тиражом 18 050 экземпляров.

«Мы писали, что нынешнее давление украинской власти на православную церковь многие аналитики сравнивают с действиями большевиков-безбожников», – отмечают в центральном материале номера.

На стенах вывешено обращение нынешнего наместника Почаевской лавры митрополита Владимира по поводу «угрозы и томоса». В нем прихожан призывают быть готовыми защитить лавру»:

«Просим вашей поддержки, в первую очередь молитвенную, моральную и если нужно будет физическое присутствие».

«Защитить» просит в обращении и «братия лавры». «Действия властных структур свидетельствуют о том, что все связано с заказом определенных политических сил и попыткой создания единой поместной церкви, а фактически уничтожается каноническая православная церковь и Апостольская вера в Украине», – так теперь разъясняют прихожанам.




Подобная риторика и на сайте лавры, где пишут, что власть «коммунистическими методами» превращает ее в музей.

Чья лавра и кто кого провоцирует?

Депутат Почаевского городского совета Тарас Паляница, в свою очередь, разговоры о возможности «захвата» называет безосновательными. По словам депутата, до Революции достоинства московская церковь чувствовала себя настоящим хозяином не только на территории памятника, но и в городе. Военный конфликт на востоке страны, говорит он, заставил украинцев задуматься также и о том, под чьими наставлениями молиться Богу.


Территория Почаевской лавры. 

«Никто не говорил, что лавру будут отбирать, захватывать, – говорит он. – Ее нечего захватывать. Она наша. И юридически, и по факту. Просто люди, которые там живут, привыкли считать ее своей собственностью. Сейчас распространяют ложные мысли, что из лавры хотят сделать музей и будут захватывать. Обязанности духовенства – молиться. Но люди занимаются заработком денег, потому что религиозные организации не платят налогов. Делят сферы влияния. Занимаются политикой. А потом говорят, что государство вмешивается в их работу.

Недавно депутаты от ВО «Свобода» даже заявили о попытке подкупа монахами Московского патриархата для выделения земли, которой, утверждают, лавра пользуется незаконно. Они обнародовали видео, на котором якобы один из монахов предлагал взятку за «правильное» голосование. Как объясняет Тарас Паляница, речь идет о 2,5 га земли так называемой нижней лавры, за пределами стен.

«Еще с 2015 года между местной властью и Почаевской лаврой продолжается конфликт, поскольку лавра обращается с просьбой передать им в постоянное пользование три земельных участка на территории города, – говорит депутат. – Трижды городской совет на сессиях в этом отказывал. Почаевская лавра обратилась в суд, и в конце Львовский апелляционный суд обязал еще раз рассмотреть вопрос на сессии. Мы рассмотрели, но не передали. Это земля горожан. Когда-то на этих участках были расположены «хрущевки». Людей переселили, и каким-то образом эти сооружения, остался там только фундамент, стали братскими корпусами лавры. По данному факту возбуждено производство.

Злоупотребление расследует полиция

В тернопольской полиции подтвердили, что расследуют это дело, назначены экспертизы. Еще одно уголовное дело возбуждено в связи с громким скандалом вокруг святыни, который тянется со времен Виктора Януковича, когда лавру попытались изъять из Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника и передать УПЦ (МП).

После Майдана Тернопольский областной совет не раз обращался к руководству государства с формулировкой «вернуть лавру народу». Однако, как оказалось, процедура изъятия так и не была до конца реализована.

Заговорили об этом теперь, когда стало известно, что лишь недавно государственный регистратор коммунального предприятия «Струсивське» Тернопольской области в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество записал на УПЦ МП до 1 января 2052 года шесть сооружений заповедника Успенский и Троицкий собор, монастырские келии, архиерейские дома, колокольню, надвратный корпус.

После значительного резонанса правительство решение регистратора отменил, а на Тернопольщине полиция начала расследование по факту возможных злоупотреблений во время передачи недвижимости.

Возможно ли поочередное богослужение?


Свято-Успенская Почаевская лавра. 

Несмотря на скандалы с регистрацией, Свято-Успенской Почаевской лаврой Московский патриархат пользуется совершенно законно, говорит заместитель директора Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника, юрист Игорь Деревинский.

«У них на данный момент действующий, никем не отмененный, есть договор о безвозмездном праве пользования, – говорит он. – Договор они заключали на основании «Закона о свободе совести и религиозных организациях».

Юрист не исключает, что все может измениться после того, как появится независимая украинская православная церковь. Она также может заявить о своих правах на пользование Почаевской лаврой, если УПЦ (МП) не поддержит объединительный процесс.

«По закону предусмотрена возможность использования имущества таких комплексов, как лавра, двумя религиозными общинами одновременно, – объясняет Игорь Деревинский.

Бороться в рамках закона

Мнения жителей Почаева, большинство из которых традиционно посещает богослужения в лавре, по томосу очень разные.

«Власть меняется, может быть хорошая и плохая, а святыня есть святыня», – дипломатично замечает предприниматель, который торгует под памятником.

В то же время в окрестных селах, где не так сильно влияние церкви Московского патриархата, люди еще несколько лет назад, после Революции достоинства, начали переходить в храмы УПЦ КП.

В Почаеве, по словам Тараса Паляницы, патриотически настроенные депутаты будут отстаивать и дальше украинскую лавру, однако – в рамках закона.

«Наше видение – что здания, сооружения Почаевской лавры дожны были бы перейти к поместной церкви, – говорит он. – Я знаю, что в лавре и сейчас есть много сознательных людей, в частности, и среднего, и низшего звена монахов, которые готовы это поддержать. Но они не сделают этого без указания высшего духовенства».

На окраине Почаеве есть небольшая церковь УПЦ Киевского патриархата. Пока это единственный в городе храм другой конфессии. Настоятель отец Роман очень осторожно высказывается о дальнейшей ситуации в городе и судьбе лавры.

«На все воля Божья, – говорит священник. – Мы можем рассуждать о многом, но кто бы мог подумать еще совсем недавно, о предоставлении нам автокефалии будет идти речь на государственном уровне, и что этого будет хотеть вселенская патриархия, как сейчас происходит. Многие из нас этому бы не поверил. Мы надеемся, что этот томос принесет мир и спокойствие».

В понедельник, 10 декабря, в Почаеве происходит выездная сессия Тернопольского областного совета. Будут ли рассматривать там опять право пользования сооружениями Лаврского комплекса, пока не известно.

Антонина Брик, 

По материалам:  ZIK 
Добавлено: 11-12-2018, 08:44
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх