Мнение.Создание "венгерского" района на Закарпатье: Поощрение сепаратизма или полиэтническая стратегия?

В Министерстве развития общин и территорий Украины запланировали создать отдельный район с центром в Берегово на Закарпатье, где большинство населения составляют венгры. Вызовет ли такое решение правительства цепную реакцию других сепаратизмов?

Об этом пишет Геннадий Друзенко на своей странице в Facebook.


Украинское село и "венгерский район"

Планы Минрегиона создать на Закарпатье "венгерский" район вызвали у некоторых украинских патриотов чуть ли не истерию. Мол, созданием Береговского района правительство собственноручно поощряет венгерский сепаратизм, вызывающий цепную реакцию другого сепаратизма: румынского, болгарского и тому подобное. Кроме откровенных национал-сумасшедших вроде депутата Тернопольского горсовета Тараса Билана, который призвал изготовить ядерные боеголовки и направить их в том числе на Будапешт, алярмить начали и украинские интеллектуалы вроде Андрея Любки.

Как человек, который не так давно вернулся из Штатов, где чуть ли не в каждом крупном городе есть свой Chinatown и Little Italy, а также попадаются Germantowns, Greek towns, Little Armenia, Polish Triangle и даже Ukrainian Village, не могу понять причины беспокойства наших горе-патриотов. Потому что есть только два способа построить политическое сообщество - политию на этнически неоднородной территории. Первый - это культурная ассимиляция "чужаков" (хорошо известная украинцам на примерах полонизации и более поздней русификации), где "свой" - это тот, кто говорит на твоем языке, ходит в твою церковь и чтит общий с тобой пантеон мифологизированных героев, и "чужой" - это тот, кто так не делает. Чтобы стать полноценным членом политии, "чужак" должен ассимилироваться - принять культурный код "титульной нации". Альтернативой политии, которую склеивает воедино этническая культура, есть государство с множественной культурной идентичностью, но единственными, формально нейтральными правилами игры, которая считает скорее достоинством, а не угрозой существование всех этих "чайнатаунов", "маленьких италий", "немецких городков" или "украинских деревень" в рамках единой инклюзивной культуры, которая гарантирует право хранить, лелеять и развивать свою традицию, религию и культуру каждому из этнических сообществ.

Мне странно слышать сетования на создание "венгерского района" от украинцев, которые часто мечтают всеми правдами-неправдами улететь в "Украинское село" в Чикаго, где можно жить годами, не зная английского, ходить по воскресеньям на службу в греко-католическую церковь или украинскую православную церковь, есть вареники и запивать их наливкой в ресторане "Тризуб" и посещать выставки украинских художников в Украинском национальном музее. Как однажды сформулировала моя дочь, когда во время моего "фулбрайта" мы были интегрированы в жизнь украинской общины Вашингтона: "Почему в Америке больше Украины, чем у нас?". По логике украинских "патриотов", американское правительство должно сделать все, чтобы украинцы не селились компактно в Нью-Йорке, Чикаго или Филадельфии, не хранили собственных традиций, как можно быстрее забывали свою украинскость и ассимилировались, пытаясь стать White Anglo-Saxon Protestant (WASP) – акроним, который до середины ХХ века обозначал "настоящего американца". Слава Богу, цвет кожи позволял…

Новости по теме: Пять главных проблем государства Украина

Украинцы хотели становиться американцами, ибо их манил открытый код американского общества. Возможность сделать украинскую культуру и украинскую традицию частью великой американской культуры, которая верит, что наличие в ней этнокультурных анклавов обогащает ее гораздо больше, чем грозит ей. И, конечно, украинцы становились американцами (оставаясь украинцами) потому, что Америка открывала перед ними просто невероятные возможности для самореализации. Если мы хотим, чтобы этнические венгры, проживающие на территории Украины, хотели становиться политическими украинцами, нужно предложить им перспективы самореализации, сравнимые с теми (или лучше тех), которые им предлагает Венгрия.

Чего греха таить, несколько очень убедительных преимуществ быть украинцами Украина уже невольно предлагает венгерской общине. Имея много друзей между закарпатскими венграми, я неоднократно их спрашивал, хотели бы они присоединиться к Венгрии. Ответ всегда был отрицательным. Во-первых, присоединение к исторической родине нивелирует все преимущества статуса иностранных венгров – сообщества, которому венгерское правительство уделяет очень много внимания и в которое инвестирует огромные ресурсы. Украинские венгры постоянно ощущают преимущества позитивной дискриминации относительно их собратьев, проживающих по другую сторону границы. Во-вторых, чего греха таить: на Закарпатье основной кормилец и работодатель – это граница. В приграничных районах значительная часть населения в тот или иной мере имеет выгоду из контрабанды. Исчезнет граница – исчезнет прибыльный бизнес.

Ну и последнее. Странно слышать вопли об "угрозе отделения от Украины" нескольких сотен тысяч этнических венгров из-за объединения их в один район в то время, когда миллионы этнических украинцев ежегодно сепарируются от Украины в поисках работы и лучшей доли. Единственная здоровая форма современного национализма – это конкурентоспособность. Точка.

Единственный способ превратить этнических венгров, румын, болгар и даже русских в политических украинцев – это не принуждать их учить в школе украинский язык и утвержденный МОНом исторический нарратив, а предложить им конкурентоспособную перспективу самореализации в этой стране. Быть украинцем должно стать выгодно и престижно. И тогда безразлично, в одном районе будут компактно проживать этнические венгры, болгары, румыны и т. п. или в десяти. Все равно они будут украинскими патриотами. Как жители "Украинского села" в Чикаго нередко становятся патриотами США еще до того, как хорошо освоят английский язык.

По материалам: ZIK
Добавлено: 11-06-2020, 16:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх