Лозовая три года спустя: чиновники думали об эвакуации Харькова

Об одной из самых страшных страниц в жизни Харьковской области и спустя три года мало что известно, пишет Сегодня. Мы едва не повторили «подвиг» Новобогдановки и только чудо спасло от человеческих жертв во время взрывов артскладов на территории 61-й воинской части в Лозовой. Наказание за три дня взрывов никто из военных так и не понес, а экс-чиновники начинают откровенничать о ЧП в интернете.

ВОЕННЫЕ НЕ МОГЛИ РАЗОБРАТЬСЯ. Первые взрывы прозвучали 27 августа, первые официальные сообщения гласили: «ситуация находится под контролем». Тогда жители Лозовой подумали, что война началась или землетрясение. С самого начала знали, что происходит, но не могли оценить масштабов даже руководители области.

Экс-губернатор Арсен Аваков, который в те дни проводил свой отпуск в Норвегии, только спустя 3 года поделился впечатлениями о прерванном отпуске на форуме своего сайта. «В течение первых трех часов военные никак не могли дать ответ о наличии на складах боеприпасов высокой мощности, средств массового поражения... Никто ничего определенного сказать не мог... или не хотел. А тут позвонил генерал Мухатаев (тогда он руководил СБУ области). В трубке что-то грохнуло... — Ого! — говорит Мухатаев — впереди такой взрыв, и облако как от ядерного взрыва... и молчит. — А там разве ж были ядерные припасы — спрашиваю я — а внутри все холодеет... — Да вроде нет — неуверенно докладывает Мухатаев», — рассказал в своем блоге Аваков.

В то время, как стянутые со всей округи подразделения милиции, пожарных и военных начали эвакуировать жителей близлежащих хуторов, в высоких кабинетах разбирались — есть ли на арсенале ракеты дальнего действия. «Через полчаса пришла информация о ракетах Л. Если это было бы правдой, то теоретически пришлось бы эвакуировать даже Харьков. Диаметр разлета и поражения был бы слишком велик. Самая страшная угроза миновала. Ракеты Л. хранились в состоянии отсоединенных боеголовок от ракетоносителя… То есть взрыв был бы мощным, коли б добрался б огонь до подземного бункера, где они хранились, но радиус разлета был бы минимальным... Это потом я уже понял, что военные не столько таились от нас секретами, сколько просто не могли достоверно разобраться быстро о реальной ситуации на арсенале», — написал уже не будучи во власти Аваков.

Не знали ничего о количестве и перечне боеприпасов и сами военные: вся документация сгорела вместе со штабом в/ч А0822, зато им было точно известно, что пламенем объято 390 га арсенала, где хранились без малого 100 тыс. тонн списанных боеприпасов, среди которых тактические ракеты «Луна-М», артснаряды для танков и БМП, противотанковые УРы, ракеты переносных зенитных комплексов и боеприпасы для реактивной артиллерии.

Уже на третий день взрывов, когда стало ясно, что худшее действительно позади, Аваков вместе с генералом Министерства обороны для успокоения людей пошли на территорию, первично осмотренную саперами. Их прогулку показали по ТВ, но после этого зону отчуждения закрыли. «Когда мы прекратили осмотр и выгнали в шею журналистов, когда увидели реальную картину и когда оператор «Интера» в поисках удачного кадра отскочил из расчищенной зоны, взгромоздившись на несколько неразорвавшихся минометных снарядов... Он этого не видел — пятился с камерой — и присел, поймав удачный кадр. Как его тогда я матюкал. Тогда мы закрыли зону и установили коридор отчуждения — ровно через сутки на месте этой нашей прогулки начали снова свистеть осколки и снаряды. И так было еще дней десять».

Почему загорелись трава и мусор на арсенале, спустя три года так и не известно. Военный апелляционный суд ВМСУ в 2009-м амнистировал командира части Алексея Полякова и главного инженера Александра Заику.
Добавлено: 29-08-2011, 09:09
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх