Украина через 5-6 лет реально сможет показать свою силу – глава украинского бюро ЕБРР

В прошлом году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил рекордные инвестиции на проекты в Украине. Несмотря на то, что резкая девальвация вызвала проблемы с обслуживанием кредитов у 5% клиентов банка, ЕБРР "отступать" не намерен. В интервью НВ директор представительства банка в Украине Шевки Аджунер объяснил, почему верит в эту страну и что ей предстоит сделать на пути к новой жизни.  

- Последний год был для Украины очень трудным в экономическом плане. Премьер Арсений Яценюк заявил, что в 2015 году стоит задача стабилизировать экономику, а в 2016-м - уже выйти в рост. Каковы прогнозы ЕБРР? Это возможно?

- Меры, которые сейчас следует предпринять, должны укрепить уверенность инвесторов и населения в экономике. Если эти меры будут успешны, то они помогут преодолеть экономическое падение в 2015 году и увидеть рост в 2016-м. Конечно, все прогнозы базируются на планируемых действиях, и еще предстоит увидеть их результат. Но, думаю, нет причин думать, что это не реалистично.

- Из-за резкой девальвации гривны в Украине не стихают разговоры о дефолте. Власти признают: если не удастся договориться о реструктуризации внешних долгов, Украина не получит второй транш МВФ и последствия будут плачевными. Возможен ли в Украине дефолт, если решить вопрос реструктуризации не удастся?

- Я говорил с министром финансов [Натальей Яресько]. По ее словам, есть понимание того, какие объемы внешнего финансирования нужно привлечь Украине. Экономику нужно перевести на прочную финансовую основу не только в краткосрочной перспективе, но и в среднесрочной, и в долгосрочной. В этом контексте очень важно, чтобы реструктуризация долгов прошла успешно.

- Но переговоры обещают быть непростыми. Россия уже заявила, что вообще не намерена реструктуризировать долги Украины.

- У многих критиков разные позиции по вопросу реструктуризации. Позиция России - это вопрос, с которым предстоит разбираться украинскому правительству. Для меня было бы неправильно комментировать, что и кому делать в этом случае. Но, конечно, в интересах всего международного сообщества увидеть стабильную и прочную финансовую систему в Украине.

- На протяжении следующих четырех лет Украина должна получить финансовую помощь в общей сумме $40 млрд. Яресько уже заявила, что этой суммы для перезапуска украинской экономики недостаточно. Вы согласны с ней?

- Заявление министра понятно. Сумма, которая упоминалась, это деньги, необходимые для выживания и стабилизации экономики. Но, думаю, что деятельность вашего правительства направлена также на обеспечение максимально быстрого роста экономики. А для этого, разумеется, нужны  дополнительные инвестиции.

Конечно, вы можете привлекать инвестиции разными способами, но, прежде всего, нужно улучшить бизнес-климат, обеспечить верховенство права и одинаковые условия для всех игроков на рынке. Хотелось бы отметить конкурентные преимущества Украины: относительно низкая себестоимость производимой продукции, высокие технические возможности предприятий, квалифицированная рабочая сила, логистические, географические позиции, сельскохозяйственный бизнес. Все это будет играть роль в вопросе привлекательности Украины для инвесторов.

- В прошлом году ЕБРР рекордно увеличил инвестиции в Украину в сравнении с 2013 годом – до 1,2 млрд евро. Какие планы на этот год?

- Не думаю, что будет мудро и правильно объявлять точную цифру. Работа ЕБРР – отвечать на запросы инвесторов. Мы работаем над реализацией проектов в разнообразных секторах – АПК, транспорт, инфраструктура, энергетика. Это наполняет меня уверенностью, что мы не будем снижать темпы инвестиций, которые были достигнуты в прошлые годы.

- Украинский бизнес переживает не лучшие времена. Много ли компаний испытывают трудности с обслуживанием кредитов ЕБРР?

- Наши клиенты - это часть украинской экономики. Поэтому они тоже столкнулись с финансовыми трудностями, связанными с девальвацией и другими факторами. В отличие от многих других финансовых институций, ЕБРР рассматривает клиентов как партнеров, и мы не боимся быть гибкими и конструктивными, когда нужно помогать нашим клиентам в сложное время. Мы обсуждаем сложности с обслуживанием кредитов с некоторыми нашими клиентами. Надо сказать, что таких случаев немного. На данный момент общий портфель реализуемых в Украине проектов составляет около 5,2 млрд евро, и всего 5%  наших клиентов сталкиваются с проблемами по обслуживанию своих кредитов.

- Некоторое время назад вы признали, что увеличение инвестиций в Украину напрямую связано со сменой власти. Прошел год после смены власти. Не испытываете ли вы разочарования? Нет ли ощущения, что новая власть больше говорит о реформах, чем реально их проводит?

- Меры, предпринятые украинскими властями направлены на то, чтобы восстановить уверенность инвесторов в бизнес-климате. Естественно, это не та цель, которая может быть достигнута просто, и друзьям Украины следует продолжить поддержку правительственных реформ в Украине и выделение технической помощи, чтобы поддерживать экономику Украины на пути к росту.

- Несмотря на все усилия, крупные инвесторы в Украину пока не заходят. Это связано с войной на востоке?

- Геополитика, конечно, играет роль, но только отчасти. Важно осуществлять реформы. Люди должны увидеть предсказуемый бизнес-климат, инвесторы должны ясно понимать степень рисков для своих вложений. Риски, которые нельзя просчитать, бывают, когда нет стабильности в вопросе регуляции или законодательства. Конечно, геополитическая нестабильность пока будет сохраняться, но, если она приостановится, и ситуация будет постепенно успокаиваться, я думаю, инвесторы вернуться в Украину.

- ЕБРР выказал недовольство в связи со снижением "зеленых тарифов", мотивируя это тем, что компании, которым банк предоставлял кредиты, в новых условиях не смогут эти кредиты обслуживать. Но причина снижения тарифов была в том, что монополистами в этой области были компании Клюева и Ахметова, и фактически государство дотировало этот бизнес. Вы видите здесь какой-то компромисс?

- Это очень сложный вопрос. "Зеленые тарифы" - это не только часть энергетической безопасности. Это также создание атмосферы уверенности для внутренних и иностранных инвесторов. В прошлом некоторые бизнес-группы смогли получить  преференции, в том числе и тарифные, поэтому этот вопрос должен рассматриваться более тщательно. Подлинные инвесторы не должны пострадать.

- Власти анонсировали масштабную приватизацию в ближайшие годы. Из-за войны и кризиса продавать предприятия, вероятно, придется по заниженным ценам. Целесообразно ли это делать сейчас или лучше подождать?

- Я отвечу, как бизнесмен: если вы думаете, что условия на рынке неблагоприятные, вы можете подождать, если вы можете себе это позволить. Решение о приватизации должно принять правительство исходя из своих нужд. Нужно найти баланс между ликвидностью объектов и их реальной ценностью на текущий момент.

- В последнее время также поднимается вопрос реприватизации предприятий, которые были проданы слишком дешево или с нарушениями. Эксперты опасаются, что это может отпугнуть иностранных инвесторов из-за неуважения к частной собственности.

- Слишком дешево – это относительный термин. Слишком дешево для кого-то одного может быть хорошей ценой для кого-то другого, но вы не можете использовать это как довод. Это довольно несостоятельный аргумент.

Украине нужно сделать так, чтобы эта группа людей – называйте их олигархи или как угодно – была поставлена в те же условия, что и все остальные. Эти люди должны понять, что даже если им удалось в прошлом приватизировать предприятия за цену ниже рыночной, эти предприятия должны работать таким образом, чтобы они приносили пользу стране и ее гражданам, а не только выгоду конкретным частным лицам. В таком случае актуальность вопроса реприватизации будет постепенно спадать.

- В Украине часто говорят о необходимости наследовать опыт реформ Польши, Сингапура или Прибалтики. Какой пример вы считаете наиболее правильным для страны?

- У всех этих стран есть своя экономическая модель, и для Украины это хорошие примеры. Если бы вы использовали хорошие идеи из разных стран, адаптировав их к реалиям вашей страны, - это было бы лучше всего. Избрать как пример для подражания только одну страну, будь то Польша или Сингапур, - не очень хорошая идея.

Вообще, Украина должна улучшить конкурентоспособность своей промышленности и экономики. Недостаточно предлагать только конкурентную цену за свои товары - вы должны быть конкурентными в вопросе качества и технологичности ваших продуктов, а также в плане доверия со стороны ваших потребителей. Относительно низкая себестоимость продукции, а значит и цена, уже обеспечена текущей девальвацией. Но многое еще должно быть сделано в вопросе качества и технологий.

Нужно ехать за границу и говорить с инвесторами в этих странах, доносить до них, что Украина может предложить им. Это нужно начать уже сейчас. Это огромные возможности для Украины.

- Президент Петр Порошенко считает, что через десять лет Украина будет готова вступить в ЕС. А вы где видите Украину через десять лет?

- Когда я приезжал в некоторые страны этого региона 15 лет назад, порой мне было страшно ездить в такси. Сейчас это современные, европейские государства. 10 лет это огромный срок для страны с таким потенциалом, как у Украины. Если правильная политика будет продолжена, и не будет дальнейшего осложнения ситуации на востоке, то Украина через 5-6 лет сможет реально показать свою силу и встать на путь роста. 

По материалам: Новое Время
Добавлено: 7-04-2015, 13:01
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх