«Во втором-третьем квартале малый и средний бизнес будут более активно закрываться», - В.Гриценко

Рассказы о 300-400 торговых патентах, сдаваемых в день, преувеличены, но число предпринимателей все равно сокращается. Куда подевались батискафы, какой должна быть идеальная разрешительная система,

и что делает запорожская власть для среднего и малого бизнеса, «Паноптикону» рассказал заместитель городского головы Виталий Гриценко.

- Давайте начнем наше общение с итогов 2010 года. В 2010 году завершилась программа развития предпринимательства. Каковы ее итоги?

Я хотел  бы остановиться не только на подведении итогов, но и в целом на развитии предпринимательства в нашем городе. По большому счету, данная программа является лакмусовой  бумагой, которая показывает уровень взаимодействия власти  и бизнеса в Запорожье. Программа нацелена, в первую очередь, на то, чтобы поддержать местного товаропроизводителя, во-вторых, наладить  партнерские взаимоотношения именно с производителями, которые занимаются производством тех или иных видов товаров, и, в третьих,  теми, кто занимается реализацией. Программа принимается на определенный срок  -  у нас уже принята программа на 2011-2012 гг. Она нацелена на поддержку именно среднего и малого бизнеса. Я абсолютно уверен, что здесь мне предприниматели указали бы: недостаточно выделяется средств на оказание такой помощи. Я с этим соглашусь, потому как те суммы, которые выделяются, не есть достаточными для того, чтобы заинтересовать в полной мере наш малый и средний бизнес.

В то же время, есть примеры, когда  в конкурсах принимают участие молодые представители бизнеса, которые представляют очень интересные проекты. Есть интересные  темы, но они представлены пока на уровне, скажем так, студентов и нуждаются в доработке. Или же это проекты, в которых, как мне кажется, больше желаемого, нежели действительного. Но в целом эти инициативы поддерживаются на городском уровне.

Исходя из вышесказанного, я читаю, что данная программа должна существовать не только в городе, но и в государстве. Но для этого необходим достаточный финансовый ресурс, чтобы больше привлекать малый и средний бизнес, давать им, возможно льготные кредиты на продвижение бизнеса – и тогда мы сможем увидеть эффективность работы данной программы.

  - Заложены ли во вновь принятой программе какие-то отличия от предыдущего варианта- новые цифры, акценты, концептуальные направления?

 - В принципе, это достаточно традиционная программа, то есть чего-либо нового концептуально или революционного мы в ней не найдем. Когда мы готовим данную программу, мы проводим встречи с бизнесом, чтобы они давали какие-то новые предложения, которые мы смоли бы внести в данную программу. Но на сегодняшний момент мы имеем ту программу, которая составлена, в том числе, и при поддержке представителей малого и среднего бизнеса.

 - Данная программа не предусматривает каких-либо образовательных программ?

 - Предусматривает. По результатам 2010 года у нас была выделена сумма порядка 10 тыс. грн. на проведение семинаров. Представителям бизнеса рассказывались основные моменты, которые вытекают из вновь принятых законов и постановлений. Финансов, конечно же, недостаточно, чтобы проводить эти семинары чаще, но я хочу подчеркнуть, что, например, функции по разъяснению Налогового кодекса возложены на Государственную налоговую администрацию.

 - Данная программа по развитию включает в себя какие-то изменения на уровне институций, в той же разрешительной системе, в каких-либо других нормативных актах, регламентирующих ведение бизнеса?

Те моменты, которые предусматривают изменения в решениях сессии горсовета, исполкома, так или иначе, согласовываются с представителями бизнеса. А программа нацелена на более практические вопросы.

 - Может ли в рамках админреформы состояться существенное сокращение работников той части разрешительной системы, которая находится в подчинении городской власти?

Я не сомневаюсь, что наша разрешительная система не изменится в худшую сторону, а штат там не будет сокращен, и я не исключаю возможности, что численность работников, которые будут непосредственно заниматься приемом и выдачей документов, еще и увеличится. Сегодня стоит задача минимизировать число документов, количество подписей, которые собирает предприниматель, и там, де это находится в сфере компетенции городского совета, минимизировать финансовые затраты. Задача стоит, и я не сомневаюсь, что она будет выполнена.


 
Если бы 300-400 человек сдавали свои патенты, то у нас на сегодня бизнеса уже  бы не было

 - Сейчас вся страна «знакомится» с новым Налоговым Кодексом, вызвавшим множество нареканий и конфликтов. Что будет делать городская власть для защиты интересов малого и среднего бизнеса, которому обещают нелегкую жизнь в новых условиях?

С одной стороны – мы должны максимально наполнить бюджет, а с другой стороны, должны делать так, чтобы бизнес в городе развивался. Если мы говорим о второй позиции – поддержке бизнеса, то мы пытаемся выстроить правильные и понятные правила игры. И я считаю, что вчерашняя сессия горсовета и принятие двух решений, подготовленных управлением торговли, является тому примером. То, что на заседании профильной комиссии высказали представители общественных и профсоюзных организаций, было услышано депутатами. Кому-то ставки были снижены. Например – бани и сауны у нас были на разных позициях. Если для первых у нас раньше была  ставка ежемесячного налога в 60 гривен, то у вторых – двести. По инициативе налоговой и бизнеса мы уравняли эти две позиции и приняли для них единую ставку. Хотя, по мнению чиновников, баня носит более социальный характер, куда могут прийти не только состоятельные люди. Бизнес предложил, депутаты согласились. Может, это не самый удачный и зрелищный пример, но, тем не менее, я считаю, что есть взаимопонимание.

А есть моменты, которые не всегда носят, не в обиду будет сказано, здравый смысл. На заседании депутатской комиссии представитель одной из организаций предложил, что те, кто занимается продажей золота и ювелирных изделий, будут платить не максимальную ставку - 320 гривен в месяц, на мой взгляд – очень небольшие деньги для такого бизнеса. Я не могу понять, то ли здесь идет лоббирование чьих-то интересов, то ли непонимание сути вопроса.

 - По оперативным данным, число предпринимателей снижается, все больше и больше людей становятся в очередь на закрытие бизнеса. Что будет делать городская власть, чтобы как-то притормозить или даже повернуть вспять этот процесс?

За 2010 год существенного – я подчеркиваю, существенного, - сокращения числа частных предпринимателей и предприятий не произошло. По данным Запорожской ГНА, незначительное сокращение есть, но в целом, как говорят отдельные представители бизнеса о массовых сдачах патентов и лицензий  – по 300-400 человек в день, - это не так. Если бы 300-400 человек сдавали, то у нас на сегодня уже бизнеса бы не было. Другое дело, что после введения определенных норм Налогового кодекса во втором квартале малый и средний бизнес будут более активно закрываться.

 - Вы имеете в виду запрет на отнесение к затратам предприятий, находящихся на общей системе налогообложения, расчетов с единщиками?

В том числе, там есть моменты, способные повлечь за собой такую тенденцию. Но сейчас по поручению Президента Кабмином разрабатывается новый Закон об упрощенной системе налогообложения. Есть надежда, что будут приняты нормальные условия игры, и тут я возвращаюсь к нашим решениям последней сессии горсовета.  В частности, принято решение об индексации местных налогов и сборов, которые у нас в 2010-ом не индексировались. Индексация проводится по индексу инфляции предыдущего года. Мы интересовались: во многих городах установлены максимальные ставки. Мы же устанавливаем определенную градацию. Если кто-то продает золотые изделия, и если бабушка на рынке продает петрушку со своего участка, то выставлять им  обоим сбор в 200 гривен будет несправедливо.

Сегодня предприниматели бегают по кругу с завязанными глазами

 -  Существует такая непонятная бумажка, как разрешение на торговлю. По ней еще более года назад вынесено суждение Госкомпредпринимательства, что данная лицензия не является правомочной. В чем смысл разрешения на торговлю, кому и зачем оно нужно?

Наше представительство Госкомпредпринимательства действительно писало такое письмо, считая принятие такого решения незаконным. Но мы не должны забывать, что Госкомпредпринимательства – государственная структура. То есть если она не согласна с принятием нашего решения, то они либо пишут обращение  в прокуратуру, либо подают самостоятельный иск в суд. Мы дали ответ о том, что мы считаем принятие данного решения законным.

Почему - объясняю: давайте мы себе представим на миг ситуацию. Допустим, что на сегодняшний день у нас не существует, скажем, дозволов на размещение передвижных объектов торговли. Знаете, что бы мы с вами получили? Те предприниматели, которые сегодня не создают проблем, - эти люди вышли бы на проспект. Я вынес бы свою палатку и торговал там овощами. Представьте себе, какой бы вид имел тогда наш город. И я говорю: я хочу и торгую здесь, это не запрещено законом, - и милиция была бы бессильна.

Поэтому мы определили места, где можно выдавать эти дозволы,  и установили  места, где это делать нежелательно. Давайте вспомним: еще лет 7-10 назад у нас на проспекте было много киосков. Для советского неизбалованного человека, который кроме киосков прессы и мороженого ничего не видел – и тут появляются новые киоски, там была импортная продукция, это было интересно. Но потом люди начали открывать маленькие магазинчики. И киоски со временем становятся на проспекте как заноза в теле. Они уже не соответствуют своему назначению. А с другой стороны, когда проспект начал преображаться, пришло время, когда власть должна была сказать: «Киосков на проспекте быть не должно». И  мы на сегодняшний день имеем нормальный презентабельный проспект.

Но такая политика должна быть не в ущерб бизнесу. Если мы убираем, то не просто мы должны убрать и сказать «Идите куда хотите». Мы спрашиваем, где бы предприниматель хотел торговать – например, в Космическом районе. Пожалуйста, вот тебе план, выбирай, где ты хочешь. Должны быть нормальные цивилизованные отношения.

  - Возвращаясь к пресловутым разрешениям. Допустим, у нас есть предприниматель с постоянным киоском. У него есть все документы от СЭС, пожарной инспекции и так далее. Зачем ему выбивать еще и разрешение на торговлю? Может, тогда лучше уж разрешения на передвижную торговлю?

Я не буду усиленно защищать нашу разрешительную систему. Где-то имеются еще рудименты, лишние элементы. Я думаю, там, где у нас зарегулирован процесс открытия бизнеса, эти моменты будут, безусловно, удалены. Не исключаю возможности, что там, где касается стационарных объектов, которые не один год не меняют своего профиля, будут внесены изменения в нормативную базу.

 - Уже достаточно долгое время говорится об информационной системе в разрешительном центре, благодаря которой предприниматели смогут видеть, как их документы проходят по инстанциям. Когда она будет введена и сколько для этого надо будет денег?

Я приведу такие факты. Кривой Рог  и Запорожье стали первыми, кто ввел электронный реестр документов разрешительного характера. Это всеукраинская база, данные поступали на тот момент на сервер Госкомпредпринимательства Украины. Мы были пионерами. Другое дело – сайт. У нашего разрешительного центра на любительской пока основе он был разработан. Войдя на него, человек может получить полную информацию, какой пакет документов необходим. Он может узнать, на какой стадии находится рассмотрение его документов. Он может даже, зайдя на сайт, получить консультацию по тому или иному вопросу. Информирование у нас есть, и, кстати, далеко не многие разрешительные центры имеют свой сайт в сети Интернет.

  - Если обратиться к компетенции  разрешительного центра: предприниматели нарекают, что он выдает не все необходимые документы. Например, землеотвод, разрешение на строительство, на перевод квартиры в нежилой фонд надо согласовывать уже в других инстанциях. Насколько реалистично было бы перевести этот документооборот в разрешительный центр и что для этого необходимо?

Давайте посмотрим. Мне необходимо получить разрешение на перевод квартиры из жилого фонда в нежилой. Для того чтобы получить решение исполкома, я должен согласовать, во-первых, с балансодержателем. Люди, которые живут здесь, должны знать, что будет находиться в их доме? Дальше – пожарники. Они обязательно должны сказать, что должна быть такая-то система пожаротушения. Третий момент. Есть власть в районе, которая также должна знать, что в этом месте будет находиться такой-то объект. Дальше. Учитывая, что это будет объект обслуживания, там не должно быть газового оборудования. Поэтому горгаз тоже должен согласовать проект. И уже потом я прихожу в разрешительный центр, пишу заявление, предоставляю эти согласования, а центр направляет заявление на управление коммунальной собственности, которое готовит проект решения. Проходит заседание исполкома, где принимается это решение, и только после этого собственник может начинать заниматься переводом.

Да, это время. Я понимаю, что зачастую присутствует и субъективный фактор, когда определенная служба начинает требовать то, что они не должны требовать – вплоть до того, чтобы подписать журнал или купить какие-то канцтовары, и это в лучшем случае. А зачастую (я исхожу из того, что мне рассказывает бизнес) начинают требовать наличными.

Но я хотел бы уйти от этих вопросов как от сферы деятельности правоохранительных органов. Ребята, вот прокуратура, вот шестое управление, обращайтесь туда. Как работать, они знают. Но у нас же зачастую бывает так, что мы ропщем, мы жалуемся, но мы никуда не идем. И тем самым побуждаем нечистых на руку чиновников идти таким образом.

Чтобы этого не было, должна быть несколько иная система. Человек должен написать заявление, предоставить минимальный пакет документов, а дальше не сами предприниматели должны стоять в очередях, слушать какие-то унизительные фразы, а все должно идти через разрешительную систему.

Мы составили четкий алгоритм, пакет документов передан в разрешительный центр, далее администратор передает по очереди в тот или иной разрешительный орган,  потом окончательный продукт в виде разрешения поступает обратно в центр и предприниматель приходит туда, не ходя по кругам ада – это идеальная система. Это система, к которой мы будем стремиться. Пример у нас в этом отношении есть.

 - Бердянск, Винница?

- Не надо идеализировать Бердянск или Винницу, наш разрешительный центр не хуже. И по многим вопросам Бердянск звонит к нам и получает консультации. Да, Бердянск стал первым, они еще до вступления в силу закона выступили инициаторами. Но на сегодняшний день они застыли в своем развитии. Мы же пошли дальше. Да, нам есть над чем работать, но наш центр – не худший.

Мы будем менять сам подход. На сегодняшний день предприниматели, по большому счету, бегают с завязанными глазами. Они идут в один кабинет, их направляют в другой, и такая круговерть просто отбивает у людей желание продолжать свой бизнес. Зачастую они просто платят деньги и этот кто-то берет пакет документов и самостоятельно обходит, собирает подписи, разумеется, не бесплатно, и предприниматель получает наконец то, что должен получить в нашем разрешительном центре.

 - А у городской власти есть политическая воля для принятия решения о расширении функции разрешительного центра?

- Она есть. Есть политическая воля и у депутатского корпуса, есть прагматизм и у депутатов, и у городского головы.

 - И последний вопрос. Недавно ваш бывший коллега, а ныне глава Жовтневой райадминистрации Константин Вайтаник выступил с предложением брать с арендаторов коммунальной собственности еще один сбор для ремонта крыш. Как вы относитесь к таким новациям?

 - Понятно, что это вызывает возмущение у арендаторов. Я заключил необходимые договоры, вношу арендную плату, какие ко мне могут быть еще претензии? Но я понимаю, что желание главы райадминистрации вызвано недофинансированием. На мой взгляд, тут дело должно быть добровольным: если арендатор изъявит желание заплатить – пожалуйста, если нет – то никто его не должен заставлять. Это пожелание должно носить исключительно рекомендательный характер.

 Беседовал Сергей Сидоров
Добавлено: 3-02-2011, 12:42
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх